Последние новости
0
2176

БЫЛИ ЛИ У НАС БОЕВЫЕ ИСКУССТВА?

В Санкт-Петербурге с 18 по 26 октября прошли вторые Всемирные игры боевых искусств. Было представлено более 15 видов единоборств, таких как дзюдо, джиу-джитсу, тайский бокс, самбо, каратэ и др. Из названий уже видно, что в основном это восточные единоборства. Из европейских - самбо (самооборона без оружия), вид единоборства, созданного в СССР в 30-е гг. на основе национальных видов борьбы, и французский сават, сложившийся у пастухов Пиренеев.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА АЗИИ (В ЯПОНИИ, КИТАЕ, ТАИЛАНДЕ) сложились в крестьянской среде и лишь со временем получили всеобщее распространение как эффективные системы борьбы без оружия, где главное – умение использовать силу противника против него самого, максимально эффективно использовать подручные средства и возможности человеческого организма. Со временем сложилась система чрезвычайно эффективных приемов, на обучении которым выстроена целая философия, ее постижение требует годы напряженного обучения и воспитания. Боевые единоборства стали широко пропагандироваться и распространяться с середины прошлого века во многом благодаря фильмам и детективам, в которых герои демонстрируют чудеса того же каратэ. В Китае, Японии давно уже существуют центры и школы обучения единоборств, среди которых наиболее известен монастырь Шаолинь.

Обучению единоборствам много внимания уделяется и в армии, что понятно и объяснимо. Многие единоборства, как, кстати, и самбо, имеют два вида: боевое и спортивное. В последние несколько десятилетий восточным единоборствам уделяют много внимания и у нас, сложились школы, выросло много высококлассных спортсменов. Были ли у нас свои системы боевого искусства? Судя по тому, что своего савата у нас нет, а в почете японские, тайские и китайские единоборства, ответ отрицательный. И, конечно, неверный.

ВОТ ОТРЫВОК ИЗ ОЧЕРКА "ДАЛВОРИК" АРМЯНСКОГО ПЕДАГОГА, писателя и общественного деятеля СЕЙЛАНА (Аршак МАДОЯН), из книги, посвященной истории Сасуна и жизни сасунских храбрецов 1880-1890-х гг.

"Один из сасунцев - маловероятно, что он происходил из рода Голоянов, – по имени Давид, или Давдик, перебрался в Алеппо и стал работать мельником. Там он прожил несколько лет, продолжая заниматься своим делом.

Как-то в один из дней, выйдя на улицу, он видит нескольких вооруженных феллахов (арабских крестьян), которые сражаются с одним невооруженным человеком. Давдик машинально бежит в их сторону и видит, что арабы яростно нападают со всех четырех сторон на одного человека, пробуя достать его кинжалами и копьями. Этот же, окруженный со всех сторон, мастерски используя свой дорожный посох, то отбивая им, как щитом, кинжалы нападающих, то сам переходя в атаку, используя посох уже как копье, постепенно оттесняет арабов, продвигаясь вперед. Давид несколько минут с восхищением наблюдает, как осажденный, мастерски орудуя посохом, уже сам становится нападающим, не выдерживает, бросается в гущу боя, поражает кинжалом одного из феллахов и, завладев его копьем и саблей, приходит на помощь осажденному: надо же помочь человеку.

Двое храбрецов, сражаясь против восьмерых феллахов, поражают троих, остальные пятеро раненых обращаются в бегство.

Наскоро обыскав трупы и забрав ценное, двое храбрецов садятся передохнуть.

- Видит Бог, - говорит незнакомец, обращаясь к Давдику, - что и ты армянин, раз решил помочь мне…

- Да, брат, - отвечает Давдик, - я армянин, сын священника, ты сам-то откуда, как тебя зовут?

- Я зейтунец, из рода армянских царей, а зовут меня Своевольный Казар … Сбежал я из моего края…"

В СВОЕЙ ИСТОРИИ САСУНА СЕЙЛАН ПРИВОДИТ НЕСКОЛЬКО ПОДОБНЫХ ИСТОРИЙ, каждый раз указывая на эффективность этого простого, казалось бы, оружия, мастерски владея которым боец легко побеждает трех-четырех, а то и больше противников, называет имена известных бойцов, из чего можно сделать вывод, что этот вид единоборства был распространен и известен в Армении, а бойцы пользовались заслуженным уважением и признанием.

Единоборство на посохах должно было появиться и достичь у нас совершенства по той же причине, по которой появилось и развилось каратэ в Японии, как система борьбы безоружных крестьян против разбойников. В Японии это были пираты, у нас, в Западной Армении в особенности, турки, курды и прочий сброд, не расстававшийся с оружием, которое армянам, райя, носить было запрещено. Но ходить с посохом крестьянину никто не мог запретить, палку можно было срезать в любом лесу, а использовав, выкинуть, не говоря уж о том, что для пастуха это был рабочий инструмент. Пастушьим, овчарным посохом с герлыгой на конце он ловил овец за ногу, отбивался от волка и лихого человека. Для странника посох был не только опорой в дальней дороге, но и, как видим из рассказа Сейлана, грозным оружием, которым многие владели в совершенстве. Не случайно ни один человек не выходил за околицу без посоха.

Искусство единоборства на посохах развивалось не только у нас. Французский сават тоже зародился у пастухов, но французы, в отличие от нас, сумели сохранить, восстановить и развить это боевое единоборство, создать школу.

Потеряно ли наше искусство единоборства на посохах? И да и нет. Да, потому что сегодня оно неизвестно, нет, потому что сохранились письменные свидетельства его существования, а значит, где-то, в каком-нибудь глухом армянском селе в горах Сасуна или Дерсима уцелевшие после Большой резни армяне, может быть, практикуют его и сейчас. Какие-то элементы могли сохраниться и у сасунских переселенцев в Талинском, Аштаракском районах, и у амшенских армян, и у карабахских, и у лорийских, что-то перешло в танцы (тут слово за Гагиком Гиносяном).

Если мы смогли по рисункам в средневековых рукописях воссоздать судно и продемонстрировать его мореходные качества, восстановить аборигенную породу армянской овчарки-волкодава, то можно полагать, что и в этом деле можно добиться успеха: воссоздать армянское боевое единоборство с нашими нунчаками – пастушьим посохом. Всего-то и нужно, чтобы нашлись спортсмены-патриоты, заинтересовался Национальный олимпийский комитет, Министерство по делам спорта.

И тогда, дай бог, на очередных Всемирных играх боевых единоборств мы увидим армянскую борьбу на посохах.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ...
      2013-06-29 00:00
      748

      Россия продала очередную большую партию оружия. В самом этом факте нет ничего необычного. Оружием торгуют все, кто может его производить, даже те страны, которые не занимались его производством и страшно далеки от него. Торговать оружием выгодно. Это самый выгодный бизнес после наркоторговли, что естественно: оба эти предмета - наркотики и оружие - абсолютно бесполезны для созидания и деструктивны по природе своей, а чем бесполезнее предмет и чем вреднее, тем больше на него спрос. Так что в этом смысле Россию не упрекнешь: каждый торгует тем, что имеет - у России это нефть, газ и оружие.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Арцахцы побеждают в Бразилии
      2018-07-16 17:11
      1362

      На прошедшем в Бразилии молодежном чемпионате мира по ушу Арсен Багрян завоевал золотую медаль.

    • Турнирный опыт для тхэквондистов
      2017-10-23 16:25
      2257

      Со 2 по 5 ноября в кипрском городе Ларнака пройдет молодежный (до 17 лет) чемпионат Европы по тхэквондо. Под руководством старшего тренера Зорайра Мекиняна на первенстве континента выступят Левон Гаспарян (48 кг), Бабкен Саргсян (51 кг), Сурен Айдинян (55 кг), Роман Айрапетов (59 кг), Альберт Оганесян (63 кг), Андраник Хачатрян (68 кг), Нарек Оганесян (73 кг).

    • Легендарный Джорджио Петросян стал чемпионом мира по кикбоксингу по версии ISKA World
      2017-10-16 09:34
      1151

      Уроженец Армении, легендарный профессиональный кикбоксер Джорджио "Доктор" Петросян стал чемпионом мира по кикбоксингу по версии ISKA World, передает newsarmenia.am.

    • Кикбоксинг признан министерством спорта
      2017-09-28 10:11
      1409

      Сборные Армении по кикбоксингу с 19 по 25 сентября в российской Анапе приняли участие в розыгрыше Кубка мира. Наши спортсмены в различных возрастных группах завоевали две золотые, семь серебряных и три бронзовые медали.