ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
К 110-летию Амо САГИЯНА
Невозможно без волнения и большой человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И даже сейчас, хотя с момента его ухода прошло уже столько лет. Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая".
14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо Сагиян и при жизни стоял особняком среди личностей в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.
ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НИ СЛОВАРЯ ТАКОГО САМОЦВЕТНОГО, НИ ТАКОЙ СВОБОДНОЙ И СИЛЬНОЙ, истинно поэтической речи, глубокой, как августовское небо, и печальной, как осенняя моросящая даль, ни у кого другого ныне не найдешь. Как и такой размашистой, самобытной палитры, захватившей в свою орбиту, кажется, все века армянской доли, - от седой древности до взбаламученной злободневности.
Он живой, жив его дух, всегда взволнованный, всегда устремленный вперед. Казался он всегда спокойным, словно внешние приметы жизни его не беспокоили. Но то, что он писал, выдавало в нем человека взволнованного, непримиримого. В поэзии он являлся величайшим представителем страстного, глубокого неравнодушия, даже пристрастного к жизни.
Стоило только посмотреть на его вдохновенное лицо, только раз присутствовать на взрыве энтузиазма этого зангезурца, которого можно приравнять только к какому-то самоцветному камню, чтобы понять, что это поэт, который может отражать только боль и радость человеческого сердца. Это выходило у него само собой. У него внутри созревала глубокая прекрасная мысль, мечта, горевшая огнями, звучащая музыкой и богатая красками. Он был мечтатель, фантаст, влюбленный в стихию природы.
Трудно представить поэта, так пламенно влюбленного в жизнь, так чувствующего ее полноту, как Амо Сагиян. Частное, личное в его поэзии органично переходило в более высокий метафизический регистр. Лирический герой Сагияна говорит, словно с птичьего полета, с почти телесной радостью этой высоты, этого широкого обзора. Сильнее ощутить себя ему помогает постоянное ощущение других.
Амо Сагиян снискал любовь пространства в самом музыкальном роде слова - лирике. Это - высокое и очень трудное искусство. Лирический поэт имеет дело с особенным материалом. Это то, что рождено, согласно Пушкину, единством "волшебных звуков, чувств и дум". Лирика - словесный вид искусства, но вместе с тем органически связанна с музыкой. Ведь музыка живее слова человеческого, которое есть не только смысл, но и "звук".
В природу, как в воду ночную, вхожу,
В ночь ухожу.
А речная волна
Плеском и блеском моим полна,
Бродит, тоскуя в бденье ночном -
Горной тропою,
Млечным Путем
(перевод А. Марченко)
НЕ ОДНАЖДЫ, НАВЕРНОЕ, МНОГИХ ПОСЕЩАЛ ВОПРОС, КТО ДАЛ ПОЭТУ ТАКУЮ ПРИСТАЛЬНОСТЬ ВЗГЛЯДА, такую чистоту слога, такой уникальный слух, способный различать звуки, которых не слышит никто? Кем вложено в него это неистребимое и недремлющее чувство сострадания и участия ко всему живому на земле?
Природный дар, помноженный на истовое зангезурское упорство, помог ему подняться на самую вершину поэтического Олимпа. Но и не только это. Есть нечто более высокое, более существенное, какая-то тайна, разгадать которую нам не дано.
Почему думаешь о вечном, читая стихи Сагияна? Видимо, он, не терпящий суетности и мельтешения, далеко смотрел, глубоко чувствовал и высоко думал. Мысль его всегда была крупна и исторична, хотя и не высказывалась прямо, она растворена в самой ткани стиха, естественно развивалась в нем. У поэта действительно была "умная" душа. Переполнявшее его чувство любви и нежности к родной земле способствовало раннему созреванию сердца. Наверное, именно это придало его поэзии ту степень серьезности и подлинности, которая позволяет ей и сегодня оставаться камертоном, по которому "настраивается" литературная жизнь Армении.
Всем своим творчеством Амо Сагиян доказал, что настоящая поэзия - это поэзия эмоциональной мысли, поэзия, в которой, как говорил Геворг Эмин, "эмоция обогащается мыслью, а мысль - эмоцией". В трудную минуту жизни мы всегда чувствуем его локоть наставника, мудреца. В его творениях, в высоте его духа мы ищем и находим для себя ответы на трудные вопросы бытия. Он ведь постиг и предвидел все - от глубинных изгибов души человеческой до судеб народа.
Творчество Амо Сагияна - это поэзия подлинно крупного национального поэта, поэта больших мыслей - философских, глубинных, и в этом смысле он поднимался все выше и выше. Мудрый, обаятельный, с хорошо развитым чувством юмора, общительный, в котором сердце горело, а не дремало в успокоенности и самодовольстве, Амо Сагиян был вроде бы открыт всем, кого встречал на своем пути, но не до конца. Всегда в нем оставалось что-то потаенное, некое жизненное вещество, которое он расходовал по собственному усмотрению. Это была не житейская расчетливость, а высокая и самоотверженная бережливость дара.
Редко можно встретить человека такой необыкновенной верности, как Сагиян, верности настоящей, кровной, бездонной. Он был верен своей матери, памяти отца, своему призванию, своей земле, Карабаху, своему Зангезуру - всему, что любил и не мог предать даже под самым страшным судом. А сколько проникновенных стихов посвятил Сагиян своему деду, который "умел разговаривать с землей, Лесом, облаком и травой, С каждой птахой, и зверем всяким, Течь с ручьями, С облаком плакать" (перевод А. Марченко). Как верно отмечает переводчица этих стихов, "это умение - течь с ручьями, с облаком плакать, этот неистребимый пантеизм унаследовал от деда Хачипапа и его внук, Амо Сагиян".
ОН БЫЛ УБЕЖДЕН, ЧТО ТОЛЬКО ПРЕДЕЛЬНАЯ ИСКРЕННОСТЬ И ПРАВДА ЧУВСТВ РОЖДАЮТ в сердце поэта стихи, без которых люди не могут жить, как без воздуха и света.
Сагиян был из породы редких людей. Другим не мог быть человек, создавший такую тончайшую, драгоценную лирику. Создатель самобытной и неповторимой системы поэтического языка Амо Сагиян самозабвенно воспел армянскую землю, ее колосья и скалы, ее камни и деревья, небо и реки, траву и виноград.
Мой Айастан!
Произношу и рдею,
Колени подгибаются, немею,
И что со мной творится, не пойму.
Прости: кровоточат тобою губы,
А возраст мой, он не идет на убыль,
И что со мной творится, не пойму.
Слезятся, Айастан, тобою очи,
Размахом крыл твоих мой дух упрочен,
И что со мной творится, не пойму.
Я с именем твоим повсюду дома,
И смерть не скажет, что со мной знакома...
И здравствую досель не потому ль?!
А как он разговаривал с мощью гор Зангезура и с задумчивыми облаками над ними! Как подлинный живописец, с большой щедростью и завидной свободой он сумел ввести в свою многоцветную поэзию краски родной земли, ее бессмертный облик. Стихам поэта присущи особая интонация, глубина образной мысли, изящество слога, обостренная чуткость к звукам и краскам.
Амо Сагиян был прямым и совестливым человеком. Лживость и фальшь, неискренность, лицемерие чуял за версту в какие бы нарядные одежды они ни рядились.
Товарищи по играм и забавам
Ведут меня на дальний берег свой:
Как Иисус, стою в тряпье кровавом,
Исхлестанный крапивой и лозой.
Я вам не лгал, я был у птиц в неволе,
Я никогда не забывал друзей...
Оправдываюсь и кричу от боли
И просыпаюсь в комнате моей...
(Перевод Арсения Тарковского...)
НАКОНЕЦ, САГИЯН - ЯРЧАЙШИЙ ПРИМЕР НАСТОЯЩЕГО ПОЭТА-ГРАЖДАНИНА, ПОЭТА СОВЕСТИ, который высшим смыслом своей жизни считал не ту или иную поэтическую находку, а нечто более безусловное и общезначимое.
Поэт живет в стихах. И несравненный Амо Сагиян, неотъемлемая часть своей эпохи и сам эпоха, всегда с нами. Мы слышим его необыкновенный голос. Сагияновские стихи остаются для нас всегда свежими, сколько бы мы их ни читали. И никогда не перестанут удивлять сагияновская простота, высшая естественность, идущие от душевной щедрости и полноты, от богатства натуры и мысли. Это высший урок для нынешних молодых поэтов. И, может быть, больше всего и пугает поэт кажущейся легкостью, доступностью и простотой, ведь глубины в нем необычайные, высоты - поразительные. Вспомним только его короткие, но глубокие стихи:
Печаль ко мне все льнет и льнет,
Во мне пристанище находит,
И отдыхает от забот.
Она придет и не уходит
И сотни доводов приводит,
Оправдывая свой приход!
Нельзя не быть благодарными поэту за такие стихи. Ощущение, что они отчеканены душевной сутью не только самого поэта, но и всего его поколения. Амо Сагиян в полной мере узнал счастье быть истинно народным поэтом, быть нужным людям.
Главное в поэзии Амо Сагияна - это ее сердцевина, выношенный философский взгляд, сопряженный гениальной отточенной метафорикой с умением создать образы, не буквальные, а самодостаточные в своей чисто художественной ткани.
Время открывает нам истинную цену всего, что создано Амо Сагияном. В его поэзии мы находим все больше глубины и прозрения, испытывая на себе ее неотразимое очарование. И его звезда - чистая звезда его поэзии - разгорается с каждым днем все ярче!ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.