Последние новости

БАКУ ПРОДОЛЖАЕТ ПРОВОКАЦИИ ВОКРУГ ОККУПИРОВАННОГО ШУШИ

На днях бакинский режим распространил очередную провокационную новость, заявив, что избрал оккупированный карабахский город Шуши (Шуша) "Молодежной столицей Организации исламского сотрудничества" на 2024 год". При этом отмечается, что одна их главных целей акции - "дать возможность молодежи разных стран познакомиться с историей и культурой Шуши".

Мало-мальски осведомленному о методах работы бакинской пропаганды человеку, конечно же, легко понять, что на самом деле - это очередная попытка искажения армянской идентичности города с целью узаконить оккупацию и этнические чистки в Арцахе. Если конкретнее - последовательно уничтожая средь бела дня армяно-христианский след в Шуши, алиевский режим пытается представить город международному сообществу как азербайджанский.

Между тем Шуши занимает в многовековой истории Арцаха (Карабаха) особое место и имеет сакральный смысл для армян.

ОСНОВАННЫЙ АРМЯНСКИМ МЕЛИКОМ (КНЯЗЕМ), ВИДНЫМ ДЕЯТЕЛЕМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ АРЦАХА начала XVIII века сотником Аваном город-крепость стал со временем не только культурно-просветительским центром, символом созидательного труда и несгибаемого духа карабахских армян, но и объектом многолетней ожесточенной борьбы между его истинными, исконными хозяевами и кочевниками, обосновавшимися в регионе.

Приведем лишь несколько фактов, свидетельствующих об исторических реалиях и подлинных хозяевах города.

Армянские, грузинские, персидские и русские источники единогласно свидетельствуют о том, что до середины XVIII века в Нагорном Карабахе в целом не было тюркского элемента и т.н. закавказских татар (в дальнейшим названных азербайджанцами). Произведенные раскопки старой части армяно-греческого кладбища, примыкающего к восточной крепостной стене Шуши, показали, что в той же местности в XII-XIII веках было армянское кладбище, хачкары которого в дальнейшем, в середине XIX века, использовались для новых захоронений. "Найденные здесь пять хачкаров XII- XIII веков свидетельствуют о том, что Шушинское плато было заселено армянами в самую процветающую эпоху армянского владычества Хачена", - заключили археологи.

На месте расположения нынешнего Шуши, согласно армянским историческим источникам, было поселение, в котором в 1428 году епископ Мануэл (в некоторых источниках Тер-Манвел), служивший в церкви Амарас, переписал Евангелие, ныне хранящееся в Институте древних рукописей Матенадаран г. Еревана. На последней странице, в колофоне, автор пишет, что проделал работу "в селе Шушу земли Амарас".

Шушинское плато являлось наследственным поместьем Мелик-Шахназарянов, правителей Варанды, и с половины XVII века здесь обосновались представители некоторых ветвей этого рода.

В середине XVIII века бродящие в куро-араксинском междуречье тюркоязычные племена с разбойничьими нравами объединились вокруг предводителя кочевого тюркского племени джеваншир из рода сарыджаллы Панаха. Последнему, пользуясь междоусобицей арцахских меликов, удается обосноваться в крепости Шуши. Панах провозглашает Карабах ханством, а себя самого ханом. После появления в Шуши Панаха и в период правления его сына Ибрагим-хана Шуши становится очагом интриг, угроз и несчастий для армян Арцаха.

С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ГЮЛИСТАНСКОГО ДОГОВОРА (1813 Г.) И УПРАЗДНЕНИЕМ В 1822 ГОДУ ханской системы в Карабахе установилась стабильность, а Шуши стал последовательно развиваться. Армяне жили преимущественно в верхней, горной части Шуши. Каждый из порядка двух десятков армянских кварталов имел собственный центр и свою церковь. Особого внимания заслуживает шушинская церковь Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц, самый крупный храм Шуши. "Даже визуально Шуши напоминает о себе как об армянском городе, с учетом величественного храма Всеспасителя", - отмечал писатель, руководитель благотворительного фонда "Шуши" Бакур Карапетян.

В составе Российской империи начался период благоустройства и процветания города. В Шуши функционировали гимназии, театры, музыкальные заведения, издавались газеты и журналы.

В 1830-х годах в Арцахской епархии ААЦ действовало 25 армянских школ. Только в Шуши в 1835 году были 3 армянские школы с 100 учениками. Важным явлением в жизни армян Арцаха стало открытие в 1881 году Шушинского реального училища. Выпускники этого государственного заведения могли продолжить обучение в российских и европейских вузах. Приобщившись к передовым идеям и современным общественным, политическим, культурным явлениям, они, вернувшись на родину, посвящали свои знания и опыт развитию края.

В конце ХIХ века в Шуши открывается русская Мариинская женская гимназия, большинство учащихся которой были армянской национальности. Так, в 1898 году из 257 учениц 240 были армянками, 14 - русскими, 2 - татарками и одна - иной национальности.

Шуши известен также как важный центр армянского книгопечатания. В этом плане он был вторым после Эчмиадзина, а на всем Закавказье - третьим после Тифлиса. С 1874 года до марта 1920 года в Шуши вышло в свет 28 наименований газет и журналов, из коих 25 армянских, 3 русских. Первым периодическим изданием была газета "Айкакан ашхар" (1874 г., издатель Хорен Степанян). Беспрецендентным явлением в истории этнографии Армении стало издание в 1896 году в Шуши известным этнографом Ервандом Лалаяном журнала "Азгагракан андес" ("Этнографический вестник"), который заложил основу для последующих демографических исследований. При этом надо сказать, что до 1921 года в Шуши не издавалось ни одной газеты на тюркских языках.

В данный период в Арцахе заметно развивается арменоведческая мысль. Выходят в свет труды, посвященные грамматике армянского языка. В 1829 году в Шуши были изданы "Краткая армянская грамматика" Погоса Нерсисянца-Карабахского, "Краткий древнеармянский и новоармянский словарь" (1830 г.) вардапета Овсепа Арцахеци.

Шушинская интеллигенция держала руку на пульсе национальной духовной и культурной жизни. В армянских школах города регулярно отмечались национальные праздники, особенно Вардананк. Мероприятия, посвященные созданию армянского алфавита, в Шуши превращались в общегородские празднества.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН, БУДУЧИ В МАЕ 1865 ГОДА В ШУШИ, писал: "На Кавказе, как и везде, армяне выполняют прогрессивную роль, а татары - роль консерваторов, в общем - препятствующих элементов". Сами основатели Азербайджанской республики 1918-1920 годов Агаев и Топчибашев отмечали в 1906 году, что "…тюрки очень невежественны… В то время как армяне имеют любого рода и типа школы, тюрки лишены этого".

Вместе с тем армянские писатели, ученые, деятели различных сфер старались способствовать интеллектуальному и культурному развитию проживающих в Шуши тюркоязычных мусульман. Представители армянской общественности прекрасно осознавали, что тяжелое бытовое положение и невежество в тюркской части города являются благодатной почвой для агрессивности и непредсказуемости, поэтому позволяли тюркам пользоваться услугами армянских культурных очагов, типографий и даже учиться в епархиальной школе. Богатыми армянами выделялись суммы на обучение мусульман грамоте, обеспечение хлебом неимущих тюрков и т.д.

День за днем Шуши становился одним из культурных, экономических и интеллектуальных центров армян всего Закавказья. Посещавшие Шуши иностранцы называли его "Армянский маленький Париж".

Согласно данным первой переписи населения Российской империи 1897 года в Шуши проживало 25 881 человек, из которых 14 420 - армяне, 10 778 - татары (ныне азербайджанцы). А в 1904 году численность населения Шуши достигла 33 тысяч 187, из коих 54,2% составляли армяне, 43,8% - тюрки (татары), 1,8% - русские и 0,2% - представители других национальностей.

Выходцами из Шуши были многие известные деятели армянской и мировой культуры: крупнейший представитель скульптурного искусства Акоп Гюрджян, знаменитые художники братья Микаел и Сергей Арутчьяны, Народный художник СССР Ерванд Кочар, всемирно известные композиторы Александр Мелик-Пашаев, Микаел Таривердиев (его отец, Леон Таривердян, родился в Шуши). Родом из Шуши выдающийся армянский писатель и драматург Мурацан (Григор Тер-Ованнисян). Шушинец Иван Лазарев, военный деятель русской армии, генерал-лейтенант, отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командуя корпусом, осадившим и взявшим Карс. Шуши прославили дважды Герой Советского Союза летчик Нельсон Степанян, генерал-майор, Герой Советского Союза Андраник Казарян. Шушинцем по происхождению был и министр черной металлургии СССР Иван (Ованес) Тевосян. Список можно долго продолжать…

Шуши прославился не только именами отдельных культурных, военных, политических и общественных деятелей, но и целыми династиями выдающихся людей.

Представители династий Шахназарянов, Жамгарянов, Чгнаворянов, Мелик-Пашаянов, Паранджановых, Хандамирянцев, Джилавянов, Бабаян-Тамирянцев, Тарумянцев, Ерамишянцев и многих других были известны далеко за пределами края, в передовых европейских и российских кругах.

Однако армянский Шуши, давший миру столько выдающихся личностей, ожидала большая беда. Свою роль в этом сыграли нестабильная военно-политическая ситуация на периферии Российской империи, гонения армян в Турции, завершившиеся геноцидом, и первая мировая война. На фоне усиления турецкого влияния в регионе нарастали конфликты между кавказскими татарами и арцахскими армянами. Противостояние вспыхнуло с новой силой в 1918-1920 годах после того, как 27 мая 1918 года партия "Мусават" провозгласила прежнюю Бакинскую и Елизаветпольскую губернии азербайджанскими.

РОКОВЫМ ДЛЯ ШУШИ СТАЛ МАРТ 1920 ГОДА. СОСРЕДОТОЧИВ БОЛЬШИЕ СИЛЫ В ШУШИ, азербайджнцы и турки 23 марта 1920 года подвергли резне и разграбили армянскую часть города. Была организована ужасная бойня мирного населения. Как отмечают историки, резня была подготовлена и организована азербайджанскими властями под руководством турецких эмиссаров, стала логическим продолжением политики Турции по истреблению западных армян. Варварски был уничтожен некогда благоустроенный и полный жизни армянский Шуши. "На Кавказе был один бриллиант. Турки разбили этот бриллиант", - констатировала одна из грузинских газет того времени.

C целью поддержания у арцахских армян психологического комплекса жертвы, недопущения возвращения прежнего населения города в свои очаги, власти советского Азербайджана сохраняли руины Шуши до середины 60-ых годов. Спасшиеся чудом церкви Казанчецоц и Канач жам долгое время оставались в полуразрушенном состоянии. Руины города крайне угнетающе действовали на посетителей.

Шушинцам, вернувшимся в свой город после его освобождения в мае 1992 года, не было суждено жить мирной созидательной жизнью на своей родине и в ХХI веке. 27 сентября 2020 года Азербайджан и Турция с привлечением международных террористических группировок развязали против Арцаха новые широкомасштабные военные действия. Мишенью ракетно-артиллерийских систем и воздушных сил противника стали мирные населенные пункты, в том числе Шуши. 7 октября дважды подверглась целенаправленному ракетному удару церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц…

Сегодня бакинский режим прилагает все усилия, чтобы полностью уничтожить армянский след в Шуши. К разрушенным еще во время войны церквам прибавились и вековые кладбища, обелиск жертвам Геноцида армян, мемориалы воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, Героям Советского Союза и Социалистического Труда, видным армянским деятелям, армянские села, целиком стертые с лица земли. Вандалы, не позволяющие ЮНЕСКО посетить оккупированный регион, цинично объявили Шуши "культурной столицей" и "жемчужиной многовековой богатой культуры Азербайджана".

Говоря о тотальной фальсификации истории города, карабахский историк Мгер Арутюнян отмечает, что если в советское время в Шуши были всего две мусульманские мечети, то сегодня азербайджанские пропагандисты называют цифру 17. Кроме того, по его словам, бакинские лжеученые цинично искажают топонимы.

Объявив Шуши "культурной столицей", Алиев и Эрдоган, не скрывающий роль Турции в захвате Шуши, на самом деле преследуют цель превращения города в форпост радикализма, экспансионизма и пантюркизма. И одним из звеньев такой политики является объявление оккупированного города "Молодежной столицей Организации исламского сотрудничества" на 2024 год.

Однако, несмотря ни на что, Шуши был и остается одной из главных святынь арцахцев, да и армянства в целом, важнейшим компонентом национальной идентичности, истории и культуры.

Историческая и человеческая справедливость должна восторжествовать - город должен вернуться к своим истинным хозяевам.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ АРМЕНИИ
      2024-11-23 10:32

      В современном мире уже давно пришли к выводу, что основным ресурсом развития страны является не нефть или газ, а интеллектуальный потенциал нации, и будущее страны во многом определяется уровнем образования подрастающего поколения. В рамках прошедшего в октябре 2024 саммита стран СНГ президент РФ В. В Путин призвал наращивать сотрудничество между Арменией и Россией в сфере образования. Мы попросили прокомментировать эту актуальную тему Заслуженного деятеля науки РФ, Почетного строителя России, дважды лауреата Премии Правительства РФ в области науки и техники, академика РАЕН Михаила Андраниковича ШАХРАМАНЬЯНА.

    • ПООЩРЕНИЕ ВАРВАРОВ
      2024-11-21 10:03

      На днях Консультативный Комитет по Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств опубликовал доклад, в котором отмечена необходимость «создания Азербайджаном всех условий для того, чтобы жители Нагорного Карабаха смогли вернуться в регион».

    • ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ
      2024-11-19 09:28

      Азербайджанские Telegram-каналы распространяют фото и видеоматериалы об осквернении народного символа Арцаха (Нагорного Карабаха) – памятника «Мы и наши горы» (в простонародье – «Дедушка и бабушка»), выставляя напоказ всему миру свой фашиствующий вандализм.  Как сообщает независимая академическая платформа Monument Watch, занимающаяся мониторингом культурного наследия Арцаха, опубликованные азербайджанцами кадры, в частности, запечатлели многочисленные записи на задней части памятника. Азербайджанские варвары считают своим долгом поехать в оккупированный Степанакерт и «увековечить» собственные зловредные имена и фамилии, а также нацарапать издевательские записи в адрес армян и Армении на оказавшемся в плену историческом армянском памятнике. Кроме того, Monument Watch сообщает, что, судя по кадрам, повреждена и территория монумента.

    • НА ТРАМПА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
      2024-11-18 09:12

      Аналитики отмечают, что одной из важных тенденций развития международных отношений начала XXI века является возрастание значения малых стран в международных отношениях. Многие из пассивных объектов в политических играх великих держав превращаются в активных игроков, способных проводить собственные национальные интересы на международной арене. С другой стороны, снижение способности «великих держав» эффективно разрешать конфликты на периферии международной системы и способность малых стран генерировать новые идеи в международных отношениях создают предпосылки для дальнейшего возрастания роли малых стран в международных отношениях. Данный тезис получает новое звучание в связи с возвращением Дональда Трампа на олимп власти в США. Впрочем, армянские аналитики не имеют каких-либо существенных ожиданий в этом плане от нынешних властей РА. Однако взамен отмечают роль армянской общины, лоббистских организаций и Армянской Апостольской церкви в плане продвижения общеармянских интересов, в частности, в достижении правовой оценки этнической чистки и других геноцидных действий Азербайджана в Арцахе со стороны новых американских властей. Попытаемся понять, насколько это реально и могут ли быть непредвзятыми и эффективными в регионе и конкретно в отношении карабахского конфликта Соединенные Штаты. Для начала обратимся к истории участия американской стороны в процессе разрешения карабахского кризиса.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ