ПРОСЛАВЛЕННАЯ ВЕРШИНА - КАК И АРАРАТ
Шарлю АЗНАВУРУ - 100 лет
...Худое, будто иссеченное дождем и ветром лицо. Острый и одновременно печальный взгляд. Кажется, одни превратности судьбы, а не ясные лучезарные дни оставили след на его лице, в котором определенно есть что-то трагическое. Этот портрет великого Шарля Азнавура мне показал как-то замечательный художник Александр Баграмян, нарисовавший его не с натуры, а, как он рассказал, под сильным впечатлением от исполненной им песни. Тогда подумалось, как же должна быть исполнена песня, чтобы создать вот такой точный, психологически глубокий портрет!
ИХ МНОГО, ПОРТРЕТОВ, СОЗДАННЫХ ХУДОЖНИКОМ, которого связывала с кумиром миллионов давняя дружба. Еще при жизни Шарля в Ереване Баграмян открыл выставку портретов, посвященную его 90-летию. Несмотря на солидный возраст, "звезда" французской песни первой величины, как называли его везде, продолжал свою творческую и общественную деятельность. Он был послом Армении в Швейцарии и почетным послом в ЮНЕСКО. В 2006 году 82-летний Азнавур отправился на Кубу, где вместе с Чуче Вальдесом написал альбом Color Ma Vie. Мировая премьера новых песен состоялась в Москве. В возрасте 90 лет Шарль дал концерт в Москве, в Крокус Сити-Холле, который прошел при полном аншлаге!
Говоря о побудительной причине своей активности, Шарль Азнавур в интервью признался: "Нам всем пора осознать, что, если вокруг что-то не так и ничто не меняется к лучшему, мы не имеем права сидеть сложа руки. Нужно что-то делать для себя, для своих детей, внуков, для всей нашей планеты, для народов, пребывающих в нищете. Потому, что где-то кому-то всегда хуже, чем тебе. Я достиг возраста, когда ко мне можно прислушиваться. Если я буду бояться действовать по совести, мне едва ли удастся создать что-либо стоящее. В определенном смысле я несу ответственность за человечество, за тех, кто меня окружает. Безысходная нищета пробуждает во мне стыд, хотя, честно говоря, причин стыдиться у меня нет. Мне стыдно потому, что у меня есть больше, чем у них. Заметьте, я не краду, никого не эксплуатирую. Я зарабатываю, но при этом стыжусь, и это, кстати, в некоторых случаях является побудительной причиной моей активности".
Ответственность и сложное бремя азнавуровской чистоты, душевной цельности, нравственных высот не каждому по плечу. Диву даешься, откуда у него брались силы для активной работы даже когда ему перевалило за 90.
ТАЛАНТ ШАРЛЯ АЗНАВУРА - МНОГОГРАННЫЙ И САМОБЫТНЫЙ, а диапазон его творчества был необычайно широк: от щемящего душу лирического звучания его песен до драматических коллизий. На палитре многогранного творчества Азнавура живут краски самых разных жанров и видов искусства. Он снимался в кино (участвовал в 60-ти фильмах), писал песни, стихи, прозу, занимался общественной деятельностью. Социальная заостренность картин, в которых он снимался, не случайна: она заложена и подготовлена всем богатым творческим и жизненным опытом большого художника. Он сотрудничал с такими режиссерами, как Рене Клер, Клод Шаброль, Клод Лелюш и другими.
Имя Шарля Азнавура, как горная вершина, поднимается над течением времени, над повседневностью, которая видна при любом взгляде, будь то взгляд в прошлое или в будущее. "Наступит момент, когда мой образ померкнет. Я стану дряхлым, а голос не сможет звучать. Я начну бояться сцены, мои стихи не будут обладать той силой, что вчера", - говорил Шарль. Мне кажется, он лукавил. Годы идут, но при каждой мысли о нем на душе становится удивительно тихо, рождается ощущение искусства как истинности всего сущего. Это драгоценное чувство, сообщенное нам поэтом, которому был дан божественный дар общаться с духом музыки и с людскими душами.
Артистическая карьера Шарля Азнавура длилась более семидесяти лет, начальной точкой отсчета которой явилось первое публичное выступление на сцене парижского "Альгамбра Синема", когда никому не известный юноша осмелился петь любовные песенки и был освистан. А через несколько лет на этой же сцене он навсегда завоевал сердце Парижа. Как бы раздвинув плотный ряд тогдашних кумиров, он заговорил о самом простом и ясном, но с такой пронзительной интонацией, что в мгновение ока очаровал всех: и критику, и публику, которая, как оказалось, давно тосковала по подобной простоте и ясности. Он сумел стать своего рода эталоном самой яркой "звезды", не потеряв при этом искренности, теплоты, желания нести радость людям.
Временная дистанция огромного размера, прошедшая с той поры, не могла, естественно, не сказаться на физических силах кумира миллионов, что в какой-то мере ощущалась на его выступлениях последнего десятилетия жизни. Но она же, дистанция эта, гигантский творческий путь и опыт великого певца и уникальной личности, вновь подарили слушателям образцы того искусства, когда каждая песня, фраза, штрих, жест, каждая деталь, архитектоника гармонического развития музыкальной драматургии песни являют собой совершенный пример исполнительского мастерства.
Сколько за это время отшумело имен, сколько раз поменялась на эстраде капризная мода, а Шарль Азнавур вновь и вновь отстаивал право на собственный стиль, не игнорируя требований времени, не становясь их рабом. И выдержал бой!
ОН УМЕЛ В ПЕСНЯХ СОВЕРШЕННО ФЕНОМЕНАЛЬНО ПОЙМАТЬ ДУХ ВРЕМЕНИ, НЕРВ ЭПОХИ. И вместе с тем создать идеальный реквием по ней. Диагностировать, разобрать на атомы и преобразовывать в совершенные художественные творения. По его песням, как и по книгам Флобера, можно изучать Францию. суровая и нежная простота, пытливость и упорство творческих исканий Шарля, глубоко лирическая сердечность и трагическая патетика его искусства потрясали современников и сделали его одним из самых любимых певцов целой эпохи. Пронзительный и печальный певец любви, милосердия и сострадания в мире, где ничему этому нет места.
Шарль Азнавур прожил долгую, гордую и чистую жизнь, полную тревог, одаренности и мужества. И на протяжении всей жизни он был верен себе, оставался Человеком, ищущим свою правду, свою мораль в окружающем мире, чуждым всякого конформизма, предельно искреннего в любви к Франции, где он жил и творил, к исторической родине его предков, Армении, которую он боготворил до конца жизни.
Азнавур был живой легендой для меломанов всего мира. Можно себе представить, как ждали его в Армении, которую он впервые посетил в самом начала 60-х годов. Его манера держаться, пластика, чуть хрипловатый голос, живость вызывали прилив энтузиазма, рождали парадоксальные чувства радости, печали. между тем на сцене, казалось, ничего особенного не происходило. Просто человек невысокого роста, застенчивый, чем-то "мучился", "болел". И как бы через силу признавался публике в этом "недуге". Но публика тотчас прониклась его болью, разделяла его печаль.
Ереванский концерт стал еще одним подтверждением слов, сказанных когда-то в адрес Шарля: "Этот голос, который, кажется, стоит на грани катастрофы и в любое время может охрипнуть и смолкнуть, величайший голос страдающего одышкой, но мужественно покоряющего вершину альпиниста, глухой и растерзанный голос раненой птицы, роняющей на сцену вместе с перьями дивные песни любви, этот извивающийся в агонии страдивариус, этот голос, кажущегося потухшим вулканом, который изливает слова скорее сердцу, нежели для слуха... слышен во всем мире".
Сколько раз его вызывали на "бис"... Весь зал, стоя, оглушительно скандировал: "Еще, еще!" Он уже ушел в гримерную, но его оттуда вытащили на сцену с полотенцем вокруг шеи. Последний взмах руки. Зал снова разразился отчаянными аплодисментами. Нет! Никто не хотел мириться с его уходом, с окончанием долгожданной встречи. Потом, после его отъезда, песни Шарля Азнавура сопровождало нас повсюду. Они звучали из окон домов, в такси... С затаенной грустью пел о неразделенной любви, о том, как одиноко человеку в этом огромном мире человеческого равнодушия, о счастье бытия. Но песни эти были не слащавы, не сентиментальны. Личные переживания перерастали в социально осмысленные размышления о жизни, добре, красоте, об истинных человеческих ценностях.
НАХОДЯСЬ ВДАЛИ ОТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЫ, ОН НИКОГДА не отрывался от родной почвы. Но именно там, во Франции, он раскрылся как самобытный художник и состоялся как самая яркая звезда первой величины. И правы те, кто считает, что самобытность приходит к тем, кто ее не искал.
Тема Армении занимала существенное место в творчестве Азнавура. К 60-й годовщине Геноцида армян Азнавуром и его постоянным соавтором Гарваренцем была написана песня "Они пали". Тема Армении отражена и его песнях "Автобиография", "Джан", "Нежная Армения"... Вместе с дочерью Седой он неповторимо и блистательно исполнял песни Саят-Новы. Связи с исторической родиной усилились особенно после трагического землетрясения 1988 года. Он основал благотворительную ассоциацию "Азнавур для Армении" и осуществил несколько акций по сбору помощи пострадавшим. Около 30 французских певцов и актеров приняли участие в записи видеоклипа "Для тебя Армения!"
Вряд ли кто-то из ереванцев забыл один из концертов под открытым небом на площади Республики, украшенной флагами Франции и Армении. Были заполнены не только площадь, но и прилегающие к ней улицы, заняты все пространства, где можно было стоять. Все ждали выступления Азнавура и его друзей - звезд французской эстрады.
Зрелище ослепительное, все сливается воедино - красота вечерней площади, окружающей архитектуры и восторженный гул зрителей. Особую торжественность происходящему придает присутствие президентов Франции и Армении, высокопоставленной французской делегации, официальных лиц Армении, гостей столицы и многочисленных ереванцев.
С особой радостью слушатели встречают легендарного Мишеля Леграна, единственного из композиторов лауреата трех "Оскаров" и пяти "Грэмми" за музыку к кинофильмам, число которых перевалило за 200, не считая песен, мюзиклов и симфонических произведений.
ПОСЛЕ ПРИВЕТСТВЕННЫХ СЛОВ НАЧАЛСЯ НЕПОВТОРИМЫЙ по составу и чисто французскому шарму концерт, кульминацией которого стало выступление Шарля, с именем которого в представлении каждого возникает не только образ великого певца, поэта, композитора, киноактера, исключительного по своей одаренности, воспитанного на наследии богатой и многообразной культуры Франции, но и патриота Армении, мечтающего видеть родину предков свободной и счастливой. Когда он запел, показалось, что время измеряется по каким-то другим законам: мало или много прошло минут, часов - неизвестно. Череда знакомых и незнакомых песен следует одна за другой. Вдохновение, как магнитная стрелка компаса, нигде не сходит с кульминационной точки совершенства. Глаза Шарля сияли, он восторженно смотрел на публику, словно желал крикнуть на весь мир: вот моя Армения, вот каков ее народ! Вспышки ослепительного фейерверка расцветили вечернее небо Еревана. Слушатели не могли расстаться с площадью, где состоялся праздник, подаренный нам великим Шарлем, который всегда будет тем, кем он был - ослепительным артистом и символом двух стран - Франции и Армении.
..."Теперь ты - мысль. Ты вечен.." Эти бунинские строки пусть завершат заметки о великой личности, который навсегда останется для нас прославленной вершиной, как и Арарат.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-23 10:05
В наше непоэтичное время, несмотря на разбушевавшиеся горячие точки во всем мире, парадоксальным образом интерес к художественной и музыкальной культуре не уменьшается, а, напротив, обнаруживает стойкую тенденцию к дальнейшему увеличению. В дни спектаклей и концертов все залы театров и филармонии, Дома камерной музыки бывают переполнены. Эта тенденция существует в силу уникального свойства творческой личности: чем больше ее сковывают обстоятельства, тем отчетливее она пытается противостоять давлению.
-
2024-09-21 10:15
Из далекой Америки пришла печальная весть: не стало ярчайшей оперной звезды XX века Лусин Амара (Лусине Такуи Армаганян). Она прожила без малого целый век, наполненный яркими событиями эпохи, любимой работой, встречами с выдающимися людьми. Долгие десятилетия она царила и властвовала на сцене, покоряя волшебной силой своего искусства, став символом совершенства и недосягаемого мастерства. И все же когда уходит из жизни артистка ее калибра – это огромная утрата: беднее становится культура. Выдающаяся певица, на чью долю выпала планетарная любовь и слава – теперь воспоминание. Ее блестящий вокальный стиль, выразительность пения, драматизм игры, законченность в воплощении сценических образов, поставили ее в первый ряд артистических имен XX века.
-
2024-09-14 11:40
1932 год. Это дата образования Союза художников Армении. За этой датой – годы плодотворного труда, стремительного взлета армянского изобразительного искусства, успехи на международной арене. Это, конечно, не означает, что со времени образования творческой организации все в ней шло гладко. Были и просчеты, и потери, порой сказывалось идеологическое давление. Тем не менее, расцвет армянского изобразительного искусства был налицо.
-
2024-09-11 12:43
Начало сезона в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова было ознаменовано гастролями выдающейся певицы, одной из самых ярких звезд мировой сцены Марии Гулегиной. В день ее выступления в театре был аншлаг, как обычно происходит во время премьер. Но спектакль "Турандот" - последний оперный шедевр Пуччини - у нас идет уже второй год, и подобный аншлаг в зале приятно удивил. Чрезвычайный интерес был вызван участием в спектакле Марии Гулегиной, чьи выступления в Армении ждут с особым волнением. Публика Армении давно открыла для себя мастера высочайшей профессиональной культуры, художника с прекрасным и богатым миром.