Последние новости

О ПОЛИТИКЕ "АЛБАНИЗАЦИИ" И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ

В Национальной Академии наук РА прошла рабочая встреча на тему "Алуанк и Армянская Алуанская церковь", собравшая ученых, много лет занимающихся вопросами Кавказской Албании. Мероприятие, вылившееся в научную дискуссию, было организовано Арцахской Епархией ААЦ и поддержано Институтом истории и востоковедения НАН РА.

Инициатива Арцахской епархии не случайна и нацелена на разоблачение тезисов азербайджанских лжеисториков, искажающих богатое армянское историко-культурное наследие Арцаха и тем самым проталкивающих в мировой науке свое "албанское" (алуанское) происхождение. Чтобы подтвердить эту теорию и придать ей научную достоверность, "ученые" соседнего государства пытаются албанизировать все христианское наследие Арцаха, созданное нашими предками на протяжении долгих веков.

 О ПОЛИТИКЕ 'АЛБАНИЗАЦИИ' И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕНА МЕРОПРИЯТИИ ПРИСУТСТВОВАЛИ ИСТОРИКИ, ВОСТОКОВЕДЫ, КУЛЬТУРОЛОГИ, СПЕЦИАЛИСТЫ, занимающиеся вопросами охраны наследия, представители духовенства и деятели других сфер Армении и Арцаха, которых интересует тема Алуанка. Встречу открыл глава Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян. После прочтения молитвы "Отче наш", он пожелал всем продуктивной работы. Заседание вел историк, бывший министр культуры Республики Арцах Лерник Ованнисян, с докладами выступили доктор исторических наук, исследователь, автор многочисленных статей и книг на тему Алуанка Алексан Акопян (Армения), кандидат исторических наук, доцент, автор монографии "Армянская церковь Алуанка" Меланья Балаян (Арцах).

Как отметил епископ Вртанес Абрамян, встреча нацелена на рассмотрение вопроса, связанного с миссией Армянской Апостольской Церкви по принятию христианства и распространению учения Иисуса Христа как в Армении, так и среди соседних народов.

"Наши далекие предки, принимая христианство, стремились приобщить соседние сообщества к моральным ценностям христианской религии, не преследуя ни государственных, ни национальных задач. К сожалению, история распорядилась иначе, и, думаю, если бы Григорий Просветитель или правитель Восточной Армении (Арцаха и Утика) Вачаган III Благочестивый могли предугадать, кто будет жить по соседству с нами, то претворяли бы в жизнь эту миссию с иными акцентами, - сказал глава Арцахской епархии ААЦ. - Сегодня мы сталкиваемся с чудовищным явлением - "албанизацией" памятников истории и культуры армянского народа. Еще в советскую эпоху армянские ученые были вынуждены бороться с лжеисториками Азербайджана и неприкрытыми проявлениями фальсификации истории региона, проводимой во главе с Зией Буниятовым, который всеми неправдами пытался доказать, что Армянской Алуанской церкви не существовало. Сегодня эта политика официального Баку должна быть пресечена".

Он уверил, что Арцахская епархия ААЦ, вынужденная ныне разворачивать деятельность в ином формате, намерена и впредь проводить мероприятия на тему Алуанка и Армянской церкви Алуанка как на научных площадках, так и в режиме онлайн для представителей армянской диаспоры и заинтересованных лиц. Подобные подключения будут осуществлены на русском и английском языках. "Мы должны сделать все, чтобы с победоносным христианским крестом вернуться в Арцах", - подчеркнул епископ.

Специалист по Алуанку Алексан Акопян представил историю Армянской церкви Алуанка в начале ее становления. Он отметил, что эта тема не из простых, и ее сложность заключается в том, что в последние 100 лет Азербайджан прилагает все усилия для искажения истории. Это привело к появлению в науке разных точек зрения, в том числе и крайних. Но истинная наука основывается на сведениях первоисточников, которые и лежат в основе достоверности фактов об истории Армянской Алуанской церкви.

 О ПОЛИТИКЕ 'АЛБАНИЗАЦИИ' И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ"АЛУАНК ИСТОРИЧЕСКИ БЫЛ СОСЕДОМ АРМЕНИИ, В НЕМ, КАК И В ГРУЗИИ, проживало население, говорящее на кавказских языках. Если в Грузии это были носители иберийской ветви кавказской языковой группы, то в Алуанке - восточно-кавказской, точнее лезгинской, на которой говорят, например, в Чечне, - отметил Алексан Акопян. - Лезгинская языковая группа отличается от других ветвей восточно-кавказских языков тем, что она распространена в основном на территории именно Алуанка - страны, которая была дружественным соседом Армении и располагалась к северу от Куры, в то время как к востоку от реки находилась Армения. То есть Кура являлась этнической границей для армянского народа и народов, населяющих Алуанк".

Алексан Акопян отметил, что еще в III веке н.э. на территории Алуанка не было сформированного этноса, впрочем, как и в V веке, что доказано сведениями многочисленных источников. Лишь к концу IX века здесь появляется сформированный этнос, но не алуанский, а удинский, который занимал не всю территорию исторического Алуанка, а лишь его западную часть, и был приверженцем ААЦ. В восточной же части проживало принявшее ислам население, у которого сохранялось племенное сознание. Позже здесь сформировалось 10 разных небольших народностей.

Представляя историю Армянской Алуанской церкви, историк Меланья Балаян отметила, что Алуанский католикосат - такая же часть Армянской Апостольской Церкви, как Католикосат Великого дома Киликийского, получивший свое название не по этносу, а по географической территории. По ее словам, за всю историю Алуанской церкви существовало всего два-три католикоса, избранных именно от Алуанка, остальные имели отношение к духовным центрам Армянского Алуанка - Арцаха и Утика. Свидетельством тому являются сделанные исключительно на армянском языке надписи на стенах всех монастырей и храмов, принадлежавших к Армянской Алуанской церкви, и расположенных на их территориях надгробий.

"После принятия Арменией христианства как государственной религии в разных регионах страны учреждались епископства. Одним из них был монастырь Амарас, где епископом был назначен внук Григория Просветителя Григорис, упоминаемый в истории как Алуанский католикос. Из исторических источников также известно, что Григорис был духовным лидером Арцаха и Утика - провинций, которые в определенный период упоминались как Армянский Алуанк, так как после потери Арменией государственности в 428 г. были присоединены к Алуанскому марзпанству. Топоним "Алуанский" поневоле распространился на Арцах и Утик, но при этом всегда использовался в сочетании с определением "Армянский", что подчеркивало его истинную принадлежность. Эту очевидную истину подтверждают не только армянские ученые, но и известные специалисты европейских стран", - объяснила Меланья Балаян.

 О ПОЛИТИКЕ 'АЛБАНИЗАЦИИ' И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕУЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ ОТМЕТИЛИ, ЧТО СЕГОДНЯ АЗЕРБАЙДЖАН ДЕЛАЕТ ВСЕ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ историко-культурного наследия исторических восточно-армянских земель Арцаха и Утика, продвигая политику "албанизации", с одной стороны, а с другой - попросту уничтожая армянский след на этих территориях. Процесс начался не после оккупации в 2020 г. Республики Арцах, а сто лет назад, в 1921 г., когда исторические Арцах и Утик были насильственно переданы большевиками Азербайджану, а ААЦ рассматривалась как "антиазербайджанский центр". Бакинский режим советской эпохи делал все, чтобы уничтожить армянскую церковь, закрывая святыни, варварски расправляясь со священнослужителями и уничтожая сами строения.

Начиная с 1960-х гг., когда в СССР в вопросах религии наступила "оттепель" и монастырские комплексы и церкви стали рассматриваться как объекты культурного наследия в архитектурном смысле, в Азербайджане изменился вектор антиармянской политики в данном вопросе. Лжеученые соседней республики начали заниматься фальсификацией истории и внедрять в науку теорию своей принадлежности к древней "албанской" (алуанской) цивилизации. Сегодня эта политика достигла своего апогея, и с ней надо бороться, в том числе и возвращением в научный оборот термина "Армянский Алуанк".

Присутствующие на мероприятии ученые и представители духовенства выступили с предложениями. Среди них - выпустить небольшую познавательную книгу на тему Алуанка и Армянской Алуанской церкви, в которой тема должна быть изложена простым языком, доступным любому человеку. Директор Института истории и востоковедения НАН РА Ашот Мелконян проинформировал собравшихся о том, что аппетиты Азербайджана в вопросах "албанизации" не ограничиваются лишь армянским историко-культурным наследием, а распространяются сегодня и на Грузию, что приводит к конфликтам между учеными. Он выступил с предложением углубить сотрудничество с грузинскими учеными, чтобы вместе противостоять фальсификациям. Меланья Балаян заявила, что сотрудничество необходимо наладить и с иранскими учеными. В архивах Ирана, по ее сведениям, есть большое число документов, касающихся Карабаха, которые также проливают свет на истинную историю региона.

Фото - Зограб Ркоян

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕРЕВАН: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
      2024-12-21 11:20

      В Национальном музее-институте архитектуры им.Александра Таманяна проходит выставка «Ереван: вчера и сегодня», демонстрирующая летопись нашей столицы в камне. В экспозиции, занявшей весь главный зал, представлены уникальные карты, чертежи, образцы реконструкций, макеты, раритетные фотографии, инструменты именитых архитекторов, их награды и другие интересные материалы, по которым можно представить как, кем и когда строился Ереван на протяжении веков.

    • РАСКРОЙ СВОЮ ИСТОРИЮ – УЗНАЙ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ
      2024-12-20 09:48

      В Центре искусств «Нарекаци» состоялась презентация необычного сборника, который можно отнести к нескольким дисциплинам одновременно. Литература, история, источниковедение, архивы – эти и другие направления интеллектуальной деятельности, с одинаковой глубиной отраженные в книге, стали плодом кропотливой исследовательской работы, проведенной армянскими школьниками.

    • БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ «МИЛАГРИ» ВСЕГДА ВМЕСТЕ
      2024-12-19 11:04

      «Последние 4 месяца мы с большой любовью, заботой и старанием готовились к этому дню. Сегодня с радостью и гордостью представляем нашу вкусную арцахскую выпечку – разные виды гаты и пахлавы, отменный вкус которых невозможно забыть. Но «коронным номером» нынешнего мероприятия остается хлеб – тот, который позволил нам выжить в тяжелейших условиях блокады в Арцахе, и сейчас, надеемся, поставит на ноги хоть несколько арцахских семей, которые после изгнания с родины пытаются вернуться к нормальной жизни в Армении».

    • ДЖЕК ПОГОСЯН: «У МЕНЯ ДВЕ РОДИНЫ В АМЕРИКЕ, НО МОИ КОРНИ В АРМЕНИИ»
      2024-12-17 10:40

      В Армении с рабочим визитом находится известный аргентинский кинематографист Джек Погосян. За две недели в Ереване он принял участие в ряде крупных мероприятий, которые, по его словам, позволили приобрести новые знания в сфере кино, поделиться собственным опытом, познакомиться с кинодеятелями из разных стран и на новом подъеме вернуться на свой континент, чтобы продолжить знакомить две свои родины – Аргентину и Уругвай с прошлым и настоящим армянского кинематографа.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ