АРМЯНСКАЯ ИСТОРИЯ В МОНЕТАХ
"Труды Музея истории Армении" - периодическое издание, выходящее в свет с 1948 года. Цель - представить работы армянских и иностранных исследователей, рассказывающие об экспонатах и документах различных музеев Армении. Материалы принимаются на армянском, английском, французском и русском языках, печатаются по решению Научного совета музея. Попытаемся заглянуть в один из этих сборников, изданный в 2023 году под N2 (12). Сделать это сложно.
СОЛИДНЫЙ ОБЪЕМ КНИГИ (330 СТРАНИЦ) ВМЕЩАЕТ 23 СТАТЬИ, написанные множеством авторов. Главная тема - нумизматика. Так называется основной первый раздел, состоящий из 11 статей. Далее следуют "Культурная антропология", "Археология и эпиграфика", "Коллекции" и "Фотографии". Все материалы связаны с монетами, которые когда-либо чеканились на территории исторической Армении или соседних стран и имели хождение в армянском мире. Углубляясь в суть статей, осознаешь, как мало мы знаем сегодня о различных периодах многотысячной (особенно древней) армянской истории, а завтра, быть может, будут открыты дополнительные тайны, благодаря новым исследованиям.
В Центральном банке Армении есть экспозиция, представляющая динамику хождения монет на Армянском нагорье, начиная с VII века до н.э. до начала XIX века, вхождения Восточной Армении в состав России. Конечно, в статьях затрагивается и последующий период, есть карты с обозначением монетных дворов в Армении, выпускающих античные, христианские, сасанидские и мусульманские монеты. Приведу лишь несколько фактов из множества, которые позволяют уточнить некоторые исторические события, осмыслить их.
В 20 г. до н.э. император Август путем дипломатических переговоров смог вернуть (только через 33 года) своих военнопленных и римские знамена, захваченные парфянами во время битвы при Каррах (53 г. до н.э.). В течение нескольких лет (20-16 гг. до н.э.) в Риме чеканились триумфальные монеты, отражавшие победу над Парфией и Арменией. Среди них особый интерес представляют серебряные денарии. На их оборотной стороне изображены Парфянская арка со статуей Августа и персонификациями двух стран - Парфии и Армении. Автор статьи Асмик Маркарян в деталях описывает черты армянина и парфянина на монетах. Примечательно, что на Парфянской арке противники Рима изображены не в виде пленников в завязанными руками. Армения стоит в тиаре и с оружием (луком), что олицетворяет государственность страны и существующие права на царский престол. Тогда Армения еще была достаточно сильна.
К ИНТЕРЕСНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЯМ ПРИХОДИТ МАКСИМ ЕВАДЯН в материале об армянской царице Эрато. На основе уцелевших скудных данных, считалось, что, являясь дочерью царя Тиграна III, она сочеталась браком со свои братом Тиграном IV и до отречения от престола один-два периода правила. Из найденных сравнительно недавно монет получается иная картина. На 2 монетах с ее изображением написано - Эрато, сестра царя Тиграна. А на еще двух новых надпись - Царица Эрато. Автор исследования считает, что Эрато была, очевидно, дочерью Арташеса II, один раз правила вместе с братом Тиграном IV, не являясь его женой. А во второй раз - одна, до отречения.
В последнее время кое-кто манипулировал этим женским именем, не иначе как претендуя на право каких-то аналогий и сравнений, приближающих к высокому имени и, соответственно, происхождению. Это даже не смешно, а хуже. У русских насчет подобных настроений есть пословица о стремящихся попасть в калашный ряд.
Начиная с 1555 года до 1826-го, Персия выпускала свои монеты и в Ереване. В Херсонесе в 2020 году была найдена монета, отчеканенная на монетном двое Константинополя в 742 году при императоре Артавазде из рода Мамиконян. На лицевой стороне надпись: "Господин наш Артавазд многие лета". В сохранившейся печати Марии, дочери царя Карса Гагика, упоминается о Давидовском происхождении династии Багратуни. Монеты Великих Моголов Индии, найденные в Армении, нуждаются в анализе и оценке. В Киликийской Армении существовало много монетных дворов, выпускающих монеты, имеющие хождение и за границей. При раскопках в арцахском Тигранакерте были обнаружены клады с монетами различных эпох: от парфянских драхм (80-38 гг. до н.э.) до русских медных копеек XIX - начала XX веков.
В книге рассказывается об армянских женских украшениях, содержащих монеты. Они были найдены в селе Кайбали-шен (2 км от Шуши). Монеты в народных верованиях защищали людей от злых сил, являлись амулетами, приносящими счастье, оберегающими от сглаза. Интересно, что в качестве оберегов в Армении использовались и ракушки каури, обитающих в тропических морях. Их привозили в страну с древнейших времен.
В статье Ашота Манучаряна рассматриваются названия различных монет, имеющих хождение у нас: дахекан, дукат, драм, спитак, туман и др. Приводится их соотношение друг к другу. Вот, скажем, в XIII-XIV веках самой ходовой валютой в Армении был спитак (белый), который изначально был из серебра.
В МУЗЕЕ ИСТОРИИ АРМЕНИИ ЕСТЬ НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, в котором с 2002 года составляется цифровая база нумизматических материалов, представляющих научный интерес. Посетители приносят монеты для консультаций. За 20 лет побывало около 1100 человек, предъявивших более 7200 монет. Наиболее ценные (5400) отсканированы. Сотрудники отдела указывают на недостаточный уровень ответственности людей по отношению к археологическим ценностям, в результате страдает наука и наша история. Жаль.
Наша история нужна прежде всего только нам и по большому счету чужих мало интересует. Да что чужие, если, так сказать, свои с фамилией на "ян" нагло и безнаказанно глаголят про "Тиграна, который был прозван Великим" или кощунственно заявляют, что "наши предки ничего нам не оставили. Ничего, более чем ничего". Эти перлы из статьи г-на Н. Пашиняна в его газете "Айкакан жаманак" от 9 декабря 2005 года. Свое пренебрежительное отношение к армянскому народу сей господин выражал на протяжении длительного времени, но его избрали и терпят 6(!) лет, не понимая, что премьер действительно может сделать так, что от нашей истории ничего более не останется. Тогда и Музей истории Армении закроют. Вы, "свободные и гордые", хотите этого дождаться? Понятно, что не хотите. Значит, медлить больше нельзя. Этак не обижающийся, когда его кличут турком, начнет и монеты выпускать со своим профилем и "госпожой Эрато" на обороте. Странно, почему такого рода карикатурные амулеты еще не чеканят в Азербайджане и не присылают в дар оригинальной парочке...
Прошу прощения за ненумизматическое отклонение. История наша, конечно, продолжится. Только "дачу ЦК" (место проживания высокопоставленных особ в Конде) надо будет перед вселением новых жильцов на всякий случай очистить с помощью ладана, свечей и молитвы "Отче наш".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".