Последние новости

«МЕТАМОРФОЗЫ ТИГРАНА ВЕЛИКОГО» В ЗВАРТНОЦЕ

Одна из значимых фигур армянской и мировой истории Тигран Великий не раз привлекал внимание известных композиторов разных стран. Ему, царю царей, посвятили свои оперы такие композиторы, как Скарлатти, Пуччини, Глюк, Гендель, Вивальди и другие.

О Тигране Великом, по данным Википедии, написано 23 оперы, и это, как считают специалисты, не все. Собрать лучшие фрагменты из некоторых произведений решили в северной столице России на базе проводимого там международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». В итоге родился музыкальный проект под названием «Метаморфозы Тиграна Великого», который совсем скоро будет представлен в Армении. Привезти к нам эксклюзивную постановку решила художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», заслуженная артистка России, художественный руководитель фестиваля Мария Сафарьянц.

«МЕТАМОРФОЗЫ ТИГРАНА ВЕЛИКОГО» БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПУБЛИКЕ 16 ИЮНЯ на территории знаменитого храма Звартноц, и ознаменуют проведение в Армении проекта «Дворцы Санкт-Петербурга в Ереване», в рамках которого состоится еще две программы – «Парад басов» и «Гала победителей».

Как отметила на прошедшей в мультимедийном центре «Спутник Армения» встрече с журналистами Мария Сафарьянц, «Дворцы Санкт-Петербурга» - один из старожилов на фестивальной карте России. Он был основан в 1990 г., на стыке развала СССР и формирования независимых республик, став первой ласточкой новых веяний. Создал его известный музыкант Константин Орбелян-младший, оценивший огромные возможности Петербурга как культурной столицы с большим потенциалом и истинно европейским блеском.

«Фестиваль по своей задумке изначально был связан с императорской Россией, в которой еще со времен Петра I были сформированы особые культурные традиции. Их возрождению и посвятили Константин, а затем и я, нашу деятельность, связанную с фестивалем, - объяснила Мария Сафарьянц. – Не секрет, что в царскую эпоху Санкт-Петербург был мультикультурным городом, над созданием облика которого трудились известные специалисты из Европы. Например, закладывая Летний сад, Петр I ездил в Ревель (ныне Таллин), откуда привез садовника-немца – лучшего в те годы. Даже статуи для Летнего сада были заказаны в Италии, и весь он формировался эксклюзивно, впрочем, как и Санкт-Петербург в целом. Ни одно здание здесь не могло быть построено без ведома, разрешения и подписи императора, вплоть до времен Николая II. За несколько веков на территории города было построено большое количество дворцов, которые и легли в основу концепции нашего фестиваля, что обеспечило его неповторимость».

По словам Марии Сафарьянц, в мире есть немало фестивалей, которые также проводятся во дворцах, однако для них используется, как правило, один дворец, петербургский же фестиваль охватывает все дворцовые сооружения северной столицы России. Более того, со временем он стал и выездным: концерты в его рамках проходили в Германии, Финляндии, Греции и других странах.

Первые три года фестиваль проводил Константин Орбелян, после чего передал эстафету супруге - Марии Сафарьянц. Со временем она реорганизовала проект из летнего в круглогодичный, задействовав в разные сезоны 40 петербургских дворцов. По ее словам, все концерты связаны с историей каждого дворца, произошедшими в их стенах интригами, проживающими в этих дворцах личностями и т.д.

«Я ВСЕГДА МЕЧТАЛА ПРИВЕЗТИ ФЕСТИВАЛЬ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ – В АРМЕНИЮ и показать своему народу все наши достижения, - рассказывает Мария Сафарьянц. – Оперный проект «Метаморфозы Тиграна Великого» осуществлен год назад в Санкт-Петербурге. В Эрмитаже с большим успехом состоялась его премьера. Мы поняли, что настало время привезти его в Армению, что удалось сделать благодаря поддержке ЗАО «Ардшинбанк».

Мария Сафарьянц отмечает, что проект довольно затратный, так как в нем принимают участие музыканты из разных стран. Основные действующие лица оперы - Тигран Великий, Митридат IV Евпатор, его дочь Клеопатра Понтийская, вокруг которых и построена сюжетная линия. Партии Тиграна Великого исполнит знаменитый итальянский контртенор Аурелио Скьявони. Режиссер постановки – проживающий в Санкт-Петербурге тбилисский армянин Аркадий Гевондов - человек большого таланта, эстетического вкуса и креатива, как охарактеризовала его Мария Сафарьянц. Благодаря Аркадию Гевондову удалось создать интересную, яркую постановку. В качестве дирижера выступит известный маэстро из Италии Кристиан Де Лизо. Для этого проекта Неаполитанская музыкальная библиотека предоставила в эксклюзивном порядке ноты опер итальянских композиторов Вивальди, Скарлатти, Перголези, Пуччини, костюмы артистов также взяты из неаполитанского театра Сан-Карло. Все необходимые атрибуты для спектакля будут привезены его создателями.

«Несмотря на то, что мы использовали фрагменты итальянских опер, согласно концепции в конце постановки прозвучит армянский дудук в исполнении прекрасного мастера Геворга Дабагяна. Это будет символический голос Армении, который должен быть услышан сегодня, - сказала Мария Сафарьянц. – А развалины храма Звартноц послужат прекрасной естественной декорацией для оперного спектакля о Тигране Великом».

Второй концерт фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга в Ереване» - «Парад басов» - посвящен 150-летию Федора Шаляпина, вошедшего в историю мирового музыкального искусства в качестве многожанрового певца. В вечере задействованы три певца-баса из России, в их числе наш соотечественник Карен Акопов из Михайловского театра, и солист Национального академического театра оперы и балета им.Ал.Спендиарова Ованнес Нерсесян. Будут исполнены арии из репертуара Шаляпина.

Закрытие фестиваля состоится 23 июня проектом «Гала победителей» с участием российского молодого пианиста, победителя конкурса им.Чайковского Ильи Папяна. На сцену выйдут также итальянский аккордеонист-классик Симоне Занкини, влюбленный в Армению, и известный в России и за ее пределами саксофонист Сергей Колесов.

«Надеемся, что фестивальный проект «Дворцы Санкт-Петербурга в Ереване» станет ежегодной традицией и придется по душе армянской публике, - отметила Мария Сафарянц. - Культура - это золотая пыль, которая накапливается столетиями. Сдуть ее легко, а вот удержать непросто. Мы пробуем сделать второе».

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Вардан ПОГОСЯН: «В АРЦАХСКОМ ВОПРОСЕ У НАС БЫЛИ БОЛЬШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДО АНТИКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ»
      2024-09-07 09:30

      «Юридическая основа провозглашения Нагорно-Карабахской Республики одна – право народов на самоопределение, закрепленное как законодательством СССР, так и международным правом. Этот принцип и лег в основу провозглашения независимости НКР. Многим может показаться, что в современном мире, погрязшем в пучине войн, международная правовая система не играет особой роли. Однако в случае с Арцахом нам удалось выбрать верную правовую основу, пройти весь путь становления независимости и государственности Республики Арцах, связанный с развитием и продвижением Арцахского вопроса на международной арене в соответствии с правильными законодательными нормами, и дойти до уровня, который, с точки зрения самоопределения народов, самобытен в мировой истории». С этих слов начал свое выступление на прошедшем в ереванском офисе РПА форуме юрист-международник, специалист по конституционному праву Вардан Погосян. В ходе представления темы «Правовые основы провозглашения Нагорно-Карабахской Республики» он отметил, что право народов на самоопределение в доктрине международного права и в международной практике стран не рассматривается непосредственно как право отделения от территории данного государства. Правда, существуют и обратные подходы, но они не являются общепринятыми, что было доказано консультативным заключением Международного суда ООН в отношении Косово.

    • Армен АШОТЯН: «Я ВЕРЮ, ЧТО МЫ ВСТРЕТИМСЯ В ШУШИ»
      2024-09-04 16:41

      На прошедшем в офисе РПА форуме «Основная задача независимости Нагорно-Карабахской Республики на правовой и политической платформах» в списке докладчиков значилось имя заместителя председателя РПА Армена Ашотяна, который, как известно, уже больше 14 месяцев находится под арестом. Заключение не помешало ему проанализировать ситуацию и отправить организаторам съезда доклад на тему «Провозглашение НКР в контексте интернационализации основной задачи», зачитанный депутатом НС РА Анной Мкртчян. Армен Ашотян затронул вопросы, касающиеся настоящего и будущего Арцаха, которые, по его признанию, кристаллизовались в его голове и беспокоят весь период пребывания в тюремной камере Нубарашенского УИУ.

    • ВОПРОС АРЦАХА НА ФОРУМЕ В РПА
      2024-09-04 14:28

      В Республиканской партии Армении отметили День независимости Республики Арцах. В рамках форума «Основная задача независимости Нагорно-Карабахской Республики на правовой и политической платформах» с докладами на злободневные темы выступили государственные и политические деятели, дипломаты, специалисты международного права и представители других сфер Армении и Арцаха.

    • «ИСТИННЫЙ ГЕН» ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ
      2024-09-03 10:57

      Джаз-квартет «Ерванд Маргарян & Нара Аракелян» вновь собрался в Армении, где выступил с двумя концертами – в Ереване и Дилижане. Первый состоялся в летнем зале, организованном при Национальном центре камерной музыки им. Комитаса и имел большой успех, второй прошел в комплексе «ДилиДжаз» и также удостоился теплого приема публики.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ