Последние новости

С ЧУВСТВОМ АНСАМБЛЯ

Зеленая ковровая дорожка у входа в Большой зал филармонии им. А. Хачатуряна, торжественно украшенное фойе свидетельствовали о том, что слушателей в этот вечер ждет событие особое. Вернувшись недавно из успешного турне по городам США - Нью-Йорка, Бостона, Лос-Анджелеса, Государственный симфонический оркестр Армении под управлением Сергея СМБАТЯНА дал необычный концерт, в котором в качестве солистки приняла участие феноменальная франко-бельгийская виолончелистка, лауреат многочисленных престижных конкурсов Камилла ТОМАС.

ИНТЕРЕС СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫЗЫВАЛА И САМА ПРОГРАММА КОНЦЕРТА: Павана для симфонического оркестра французского композитора Габриэля Форе, Виолончельный концерт N1 К. Сен-Санса - в первом отделении и песни Шарля Азнавура в переложении для виолончели и оркестра - во втором. К 100-летию со дня рождения великого шансонье Камилла Томас в сопровождении Государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна выпустила на студии Deutsche Grammophon альбом под названием Aznavouriana, выражая тем самым свою великую признательность и любовь к певцу.

 Виолончелистка, лауреат многочисленных престижных конкурсов Камилла Томас Вся программа, сыгранная с необычным подъемом, с прямо-таки высоковольтным напряжением, излучала огромный заряд энергии, создавая особую, почти завораживающую атмосферу в зале. Несмотря на изрядную усталость, к завершающемуся сезону (коллектив ведет напряженную концертную и гастрольную работу) оркестр тем не менее и в этот вечер сумел продемонстрировать свои ансамблевые достоинства, доказать, что не напрасно критики так высоко оценивают его за рубежом. На одном дыхании прозвучала Павана Габриэля Форе в исполнении оркестра под управлением своего главного дирижера.

Затем в исполнении замечательной виолончелистки Камиллы Томас и оркестра под управлением Сергея Смбатяна блистательно был исполнен полный лиризма, эмоциональности и глубины Виолончельный концерт Сен-Сана.

Этот концерт достаточно популярен, нередко исполняется многими известными музыкантами. Но в этот вечер мы словно услышали новую музыку. Но и добрая половина зала, которая, возможно, впервые слушала эту музыку, была быстро завоевана благодаря естественности и простоте исполнительских средств, вникая в слышимое не хуже специалистов. Произведение прозвучало словно в полутонах, сразу заставив зал прислушиваться. Вот это ощущение, что слушают затаив дыхание, давно утерянное, приобрело особое значение для этого вечера. Обострился слух, обострилось восприятие, растворилось равнодушие, с которым публика нередко ожидает, когда ее завоюют. Перед нами предстала артистка экстракласса, наделенная даром органичного постижения музыки. Она буквально покоряла естественной, раскованной манерой исполнения, страстной напряженностью музыкального высказывания. Техника ее феноменальна, но нигде она не выступает самоцелью: все подчинено образному содержанию, раскрытию авторской мысли. И в то же время в ее исполнении явно ощутимы импровизаторский дух, умение "пробиться" сквозь текст к тем высотам музыкантских прозрений, за которыми одновременно живут и личность композитора, и личность исполнителя.

По въевшейся в кровь и плоть журналистской привычке я стала всматриваться в лица слушателей. Давно не видела в них такого умиротворения, такого света… Подумалось: как преображает человека настоящая музыка, какую нравственную опору способна дать душе!

Виолончелистка, лауреат многочисленных престижных конкурсов Камилла ТомасКамилла Томас признана во многих странах мира. Она активно выступала по всей Европе, в частности, в залах Гаво в Париже, Виктория - в Женеве, Дворце изящных искусств - в Брюсселе, Иерусалимском музыкальном центре и Берлинском концертном зале… Ее сольные концерты и совместные выступления с именитыми дирижерами пользуются заслуженной популярностью во многих странах мира.

 ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОНЦЕРТА - ЭТО ФАКТИЧЕСКИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ инструментальной обработки песен Шарля Азнавура. Оркестровое переложение песен великого шансонье, осуществленное талантливым композитором Мартином Улиханяном и Матье Герцогом, предстало в поистине вдохновенной интерпретации виолончелистки Камиллы Томас и смбатяновского оркестра, став подлинным откровением этого вечера. Исполнение сопровождалось комментариями самой виолончелистки (как показалось, излишне пространными и без перевода, что несколько перегрузило концерт), которые выявляли ее отношение к каждой песне Азнавура. Ее виолончель успешно соперничает с человеческим голосом, она "поет" - естественно, без ложной аффектации. Как чутко откликается Камилла Томас на каждое движение оркестровой мысли, как тонко передает колорит песен!

 Быть может, одно из самых удивительных черт концерта - импровизационность. Это свойство, близкое солистке, ее исполнительской манере, является в целом и отличительной чертой оркестра под управлением С. Смбатяна. Удивительно точное, а лучше сказать - поистине чуткое ощущение друг друга способствует рождению особой "магической" атмосферы свободного музицирования, участниками которого стали слушатели.

 Музыкальная театрализация сочеталась с внешним поведением солистки, умеющей подчеркнуть эмоциональное движение соответствующим жестом, выразительной мимикой. Это не проходит незамеченным для слушателей: подобная "детализация" придает исполнению необходимую броскость, способствует лучшему восприятию. Виолончель играет своеобразную роль лидера, объединяя творческие намерения каждого из участников этого яркого исполнительского содружества.

 Слушатели, до отказа заполнившие Большой зал филармонии, были взволнованы столь неожиданным для многих творческим союзом. Он подарил нам вдохновенное, надолго запомнившееся исполнение, в котором слились воедино умное, красивое и выразительное пение виолончели и мастерство оркестра под управлением маэстро С. Смбатяна.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЭНЕРГИЯ ПОДВИЖНИЧЕСТВА
      2025-01-15 10:36

      В январе этого года выдающемуся композитору Эдгару ОГАНЕСЯНУ исполнилось бы 95 лет Судьба подлинного художника - всегда урок для современников: нравственная основа его творчества проходит испытание реальностью собственной жизни, проверяется событиями, фактами биографии, итогом жизненного пути, и все обретает истинное значение. 50-90-е годы... Это была целая эпоха, уникальная реальность, которая открывала путь для больших величин, отлично чувствующих страну, ее историю, культуру, дыхание и пульс. Они приходили в непростое время как проявление защитных механизмов нации, как отражение глубинной культуры, призванные противостоять и устоять в бурях времени. Эдгар Оганесян - один из таких.

    • "ОТЕЛЛО": ДРАМА ЛЮБВИ И РЕВНОСТИ. ПРЕМЬЕРА
      2025-01-13 10:22

      "Когда вы будете писать в сенат об этих бедах, не изображайте меня не тем, что есть, не надо класть густых теней, смягчать не надо красок". С тех пор, как на подмостках впервые прозвучала эта мольба, прошло почти четыре с половиной века: тысяча артистов во всех странах мира старалась изобразить Отелло "таким, как есть". И все же вопрос, как мог Отелло поверить клевете", словно загадочная улыбка Моны Лизы, остается вечным вопросом искусства.

    • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ ЗАВЕРШАЮЩЕГОСЯ ГОДА
      2024-12-25 09:32

      Подошедший к своему завершению год, несмотря на сложную ситуацию в стране и в мире, был богат художественными событиями – премьерами, выставками, гастролями именитых артистов, международными фестивалями. Музыкальные афиши, извещающие о гастролях известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра нынешней концертной жизни Еревана достаточно насыщена. Она включает произведения всех эпох, стилей, национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь, Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова.

    • СИМВОЛ ЭПОХИ
      2024-12-24 13:03

      Зрительская память умеет хранить актерские образы, наиболее яркие моменты их сценической жизни. Порою на протяжении нескольких десятилетий она соединяет образы в одно целое, называемое творчеством. Давно исчезли со сцены героини, созданные Гоар Гаспарян, нет спектаклей, в которых она их воплощала. Но все, кто слышал голос певицы, утверждают, что впечатление было неизгладимым. Магия и красота ее голоса и какая-то одухотворенность пения приводили в трепет.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ