В ПОИСКАХ НОМЕРА «1489»
Надо обладать необычайным мужеством и волей, чтобы суметь абстрагироваться от невыносимой личной боли и смотреть на происходящее со стороны. И не просто смотреть, а использовать для этого камеру, которая документирует каждую деталь, выстраивающую историю поисков тела погибшего солдата – одного из тысяч молодых защитников Отечества, сложивших головы в 44-дневной Арцахской войне 2020 года.
ИМЕННО ЭТА МЫСЛЬ НЕ ОСТАВЛЯЛА ВО ВРЕМЯ ПОКАЗА ФИЛЬМА ШОГАКАТ ВАРДАНЯН «1489», вышедшего на днях на экраны Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос». «1489» - это цифра, заменившая имя брата Шогакат – 21-летнего Согомона Варданяна, пропавшего без вести на 7-й день войны. Под ней в течение почти двух лет числились неопознанные останки Согомона, поискам которых и посвятила свою картину Шогакат.
Пианистка по специальности Шогакат Варданян училась на курсах журналистики, когда в Арцахе началась новая война. Гибель Согомона, который также был музыкантом, служил в армии и оказался в эпицентре трагических событий – это одна из тысяч жизней, принесенных в жертву политиками. 27 сентября, в первый день войны, он написал смс сестре, через пару дней второпях созвонился с мамой, а затем пропал, как оказалось, навсегда. Семья начала поиски парня, надеясь на чудо, но чудо с каждым днем мучительной беготни из одной инстанции в другую, поисков имени Согомона в списках раненых солдат и многочисленных посещений больниц, с каждым часом отодвигалось в неизвестную даль.
Через две недели мучительных ожиданий Шогакат включила айфон и начала снимать реальность, через которую изо дня в день проходили ее родители и она сама. Это был один из способов как-то переживать случившееся, но прежде девушка остригла волосы.
«От невыносимых переживаний и нескончаемого потока мыслей у меня болели волосы, хотелось просто вырвать их с корнем, и пришлось их просто остричь, чтобы освободиться хотя бы от этой боли», - призналась позже она. Этот кадр – полностью остриженной девушки на фоне армейского портрета брата - выявил их необычайную схожесть. Казалось, будто Шогакат подсознательно хотела стать им, Согомоном, чтобы прочувствовать все, через что пришлось пройти парню в горниле войны.
Поиски тела Согомона продлились несколько месяцев, еще полтора года пришлось ждать результатов анализа ДНК. За период с 2020 по 2022 гг. Шогакат Варданян – в одиночку и с родителями – прошла через все круги ада. С камерой в руках она побывала в Институте военной авиации, где действовала комиссия по вопросам без вести пропавших военных и где ничего не удалось узнать о судьбе Согомона. На вопросы Шогакат не смогли ответить ни члены комиссии, ни руководящие лица. Становилось страшно: ведь в результате личных поисков ей удалось собрать больше информации, чем ответственным за судьбу защитников родины лицам.
«Если вы не обладаете информацией о своем брате, то есть вероятность, что он - тот самый неизвестный солдат, который лежит без сознания в одном из госпиталей. И тут у вас есть два выхода: позвонить на горячую линию и составить список больниц, где лечат неизвестных, находящихся в бессознательном состоянии солдат, или, если горячая линия постоянно занята, начать по очереди обзванивать все больницы», - выплескивала в те дни на своей странице в соцсети Шогакат.
ОНА ОПИСЫВАЕТ МУЧЕНИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРОХОДЯТ НЕ ТОЛЬКО СЕМЬИ ПРОПАВШИХ ВОИНОВ, но и сами ребята, которые лежат на койках с ужасными ранениями и ожогами, корчась от боли, или, в лучшем случае, потеряв сознание. Ведь в течение дня в палаты заходят разные люди, желая опознать и найти своих сыновей, братьев, мужей, и уставшие медсестры открывают их лица посетителям, хлопают дверями, зачастую отвечают на вопросы, не скрывая раздражения. О санитарно-гигиенических условиях клиник в период войны, последовавшей сразу за пандемией коронавируса, и вовсе не приходится говорить. Все это наслаивается на душевную боль людей, которые с каждым новым результатом поиска понимают, что их сыновей и братьев уже не вернуть.
«Мы с коллегами предложили Министерству обороны взять на себя миссию по созданию фотобазы с портретами пропавших воинов, что облегчило бы их поиски. Нас внимательно выслушали, и на том все закончилось», - просто констатировала факты не имеющая сил возмущаться Шогакат Варданян.
Девушка снимала свой фильм-первенец три года, документируя мучения, через которые пришлось пройти ее семье. Но она руководствовалась одной мыслью: показать миру, что «1489» и множество других подобных номеров – не просто череда обычных цифр, а история прерванных жизней, 1489-я из которых – жизнь Согомона. Если поначалу родители не понимали, зачем она ходит с камерой в руках, снимает бессонные ночи, то, как отец пытается поймать случайно залетевшего в дом воробья, а затем отпускает его, словно душу пропавшего сына. Но однажды наступил переломный момент: переступив порог морга, отец сказал: «Снимай». Так в фильм вошли кадры, терзающие душу, например, как мать, прижимая к сердцу кости сына, произносит, что он наконец-то вернулся домой...
В фильме немало архивных кадров-воспоминаний, снятых «до», сочетание которых с кадрами «после» еще больше проникает вглубь зрительских сердец. Вот отец семьи, художник и скульптор Камо Варданян несет домой большую елку, которую Согомон помогает втащить через окно. А вот другой Новый год, когда отец, мать и дочь поднимают бокал за возвращение пропавшего Согомона.
Фильм Шогакат Варданян «1489» не состоялся бы, если б не ее знакомство с известным российским документалистом Мариной Разбежкиной, которая помогла «отсеять» отснятый материал, сделать верные акценты, посмотреть на все с иных ракурсов. Эта дебютная работа в кино Шогакат Варданян удостоилась главного приза образовательно-производственной платформы GAIFF Pro «Золотого абрикоса», получив возможность выстраиваться дальше.
А первая серьезная награда пришла к этой картине и ее автору в ноябре 2023 г. на престижном международном фестивале документальных фильмов IDFA в Амстердаме, где Шогакат Варданян взяла сразу два важных приза - Гран-при и FIPRESCI, став победителем. Но истинная победа новоявленного режиссера в другом: Шогакат сумела показать изнанку войны, ее неизбежные ужасающие последствия, сделав боль своей семьи темой для размышлений всего человечества.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-03 14:40
Всемирно известный скрипач Сергей Хачатрян прибыл в Ереван для участия в концерте Камерного оркестра «Арцах», который состоится вечером 5-го мая в Большом зале «Арам Хачатурян». По словам музыканта, поддержка возрожденного коллектива, созданного в Арцахе и прекратившего деятельность после исхода армян из страны, сегодня особенно важна, так как поможет лишенным родины арцахцам остаться в выбранной профессии – музыке. На предстоящем вечере прозвучат «Румынские народные танцы» Бела Бартока, «Концерт для скрипки и струнного оркестра» Александра Арутюняна (солист Сергей Хачатрян), лирическая поэма «Шушаник» Эдуарда Мирзояна и «Камерная симфония до минор, Опус 110а» Шостаковича. Дирижировать будет именитый музыкант-виолончелист, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Арцах» Нарек Ахназарян.
-
2025-05-03 10:42
С 5 по 12 мая в Ереване разольет свои напитки один из самобытных и крупных гастрофестивалей - Yerevan Cocktail Week-2025. Действующий в Армении уже третий год этот узкий по направленности, но масштабный по размаху проект пройдет на площадках 18 ведущих баров нашей столицы и привлечет к участию звездные имена специалистов сферы из Испании, Италии, Германии, Франции, Греции, США, ОАЭ и других стран.
-
2025-05-02 10:31
Национальная кухня никогда не стоит на месте, а развивается в веках, придерживаясь традиционной основы и предлагая новые версии хорошо забытых старых блюд. Армянское кулинарное искусство не исключение, что уже шестой год доказывает фуд-фестиваль GARoon, продвигающий в ресторанно-туристической сфере Армении блюда из мяса ягненка. Стартовавший 1 мая в Ереване и Дилижане, этот необычный фестиваль продлится до конца месяца и в очередной представит жителям и гостям нашей страны традиционные яства в новом прочтении.
-
2025-05-01 09:14
В Музее-Институте Геноцида армян состоялась встреча с известным американским тележурналистом Ани Ованнисян и показ ее документального фильма «Скрытая карта» (The Hidden Map), посвященного Геноциду 1915 г. В отличие от многих картин на эту тему, в ее фильме практически нет кадров, связанных с событиями 110-летней давности или этих архивных материалов. «Скрытая карта» - это путешествие автора в Западную Армению, к истокам и корням своего народа, в котором ее сопровождает такой же, как она, искатель правды из далекой Шотландии.