Последние новости

Турция, Азербайджан и британцы «развязали руки» России

20 июля исполнилось 50 лет одному событию, по отношению к которому до сих пор нет единого мнения. Для Греции и греков-киприотов это турецкое вторжение 1974 года. Для турок-киприотов это день мира и свободы, а для Турции — это операция по поддержанию мира на Кипре.

Разумеется, что для участия в торжествах, посвящённых этому событию, в Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) прибыл сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он выступил с речью на официальной церемонии. Часть этой речи будет особенно полезна для российских читателей, которых недоброжелатели из тюркских стран постсоветского пространства норовят обвинить в агрессивности к соседям и империализме. Итак, вот что заявил президент Турции:

«Период между 1963 и 1974 годами был периодом крови, слёз и угнетения для турок-киприотов, когда они были ограничены 3 процентами территории острова. Турки-киприоты были исключены из страны, основателем и партнёром которой они были, и подверглись бесчеловечному давлению и нападкам со стороны ЭОКА. Даже Миротворческие силы ООН, которые были развёрнуты на острове, не смогли остановить распространение безумия или предотвратить резню. Это был 1974 год, когда бесчеловечные нападения, угрожавшие существованию турок-киприотов, достигли пика. 50 лет назад доблестные турецкие солдаты предприняли исторический шаг, убрав кинжал, которым хотели нанести удар по будущему турок-киприотов. 20 июля 1974 года стало датой, когда мы как Родина и страна-гарант выступили со своими правами и обязанностями, вытекающими из международных договоров, и с ответственностью, возложенной на наши плечи историей».

Подумать только! По версии Эрдогана и абсолютного большинства турецких политиков любого толка, турецкая армия спасла турок-киприотов от этнических чисток и физического уничтожения, которое, по мнению Анкары, собирались осуществить нарушившие соглашения греки-киприоты при поддержке Греции. И хотя созданную в 1983 году ТРСК официально признала лишь Турция, западное сообщество не спешит вводить против официальной Анкары жёсткие санкции по иранскому или российскому сценарию (ограничения касаются только ТРСК). Не слышим мы от западных руководителей и призывов «разорвать в клочья» турецкую экономику (выражение президента США Барака Обамы в отношении экономики России).

А ведь сама Турция была откровенно не рада тому, что 24 февраля 2022 года Россия не стала дожидаться момента, когда Украина, отказавшаяся выполнить утверждённые Советом безопасности ООН Минские соглашения 2015 г., начнёт блицкриг с целью физического уничтожения Донецкой и Луганской народных республик. Не очень-то в Анкаре прислушивались и тогда, и сейчас к доводам российской стороны о том, что руководство Украины непримиримо по отношению к жителям Донбасса, отказавшимся признать государственный переворот 2014 года (так называемый Евромайдан).

Зато о проблемах своих соотечественников на Кипре Анкара неустанно говорит, что и делал Эрдоган:

«На юге острова, к сожалению, царит испорченный менталитет, считающий себя единоличным правителем острова Кипр. Мы столкнулись с настолько серьёзной проблемой, что лидер греков-киприотов присутствует на церемониях поминовения террористов ЭОКА, наши братья, турки-киприоты подвергаются нападениям и арестовываются, когда переходят на юг, а мечети на юге поджигаются».

А что же должна говорить Россия, когда в ходе подавления Русской весны на Юго-Востоке 2 мая 2014 года в Одессе «свидомые» заживо сожгли людей? Как же, по мнению Анкары, Москва должна реагировать на начавшиеся в конце 1980-х годов захваты украинскими униатами храмов Русской православной церкви в трёх областях Галиции, если Эрдоган осуждает поджоги мечетей, находящихся на территории, подконтрольной грекам-киприотам?

В связи с кипрским конфликтом для России очень полезно обратить внимание на один недавний эпизод. 15 июля находившийся с официальным визитом на Кипре министр обороны Греции Никос Дендиас во время совместной пресс-конференции с министром обороны Кипра Василисом Палмасом заявил:

«Разумеется, мы решительно осуждаем турецко-кипрские праздники позора и кощунственное незаконное присутствие на протяжении полувека турецкой армии вторжения на Кипре».

На это и другие его подобные высказывания 17 июля последовал ответ из Анкары от министерства обороны. Часть этого ответа стоит процитировать дабы понять отсутствие любых комплексов у второй страны НАТО:

«Мы решительно осуждаем гнусное, ложное и клеветническое заявление министра обороны Греции Дендиаса, направленное против турок-киприотов и героической турецкой армии. Героическая турецкая армия действовала в соответствии с гарантирующим правом Турции, вытекающим из международных соглашений, и спасла турок-киприотов, подвергавшихся всевозможным притеснениям со стороны греческой стороны в период с 1963 по 1974 годы, от попытки геноцида. Благодаря мужеству и присутствию турецкого военного на Кипре не было кровопролития с 1974 года, давление греческой хунты на греков-киприотов было прекращено, военный режим в Греции рухнул и стало возможным возвращение к демократии. Турецкие военные и завтра станут гарантом мира и спокойствия на Кипре, как это было вчера и сегодня».

Интересно, а нельзя сделать так, чтобы через несколько десятилетий Москва тоже могла спокойно говорить о том, что специальная военная операция спасла Донбасс от геноцида и привела к падению режима Владимира Зеленского в Киеве, а российский военный обеспечил и обеспечивает мир на всём пространстве бывшей Юго-Восточной Украины?

Надо сказать, что в недавних событиях вокруг Кипра принял участие и Азербайджан. Так, 17 июля президент ТРСК Эрсин Татар принял главу Общественного объединения поддержки семей шехидов «Победа» Севиндж Оруджеву и родственников участников второй карабахской войны. А буквально за день до юбилея вторжения на Кипр, в Лефкоше прошёл II-й Форум женщин-предпринимателей Турции, Азербайджана и ТРСК, в котором участвовала глава правления Ассоциации клубов и субъектов малого и среднего предпринимательства Азербайджана Нигяр Алескерова.

Однако самая высокая поддержка турок-киприотов со стороны Баку последовала 20 июля, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев на 2-м Шушинском глобальном медиафоруме отвечал на вопрос члена правления турецкого информагентства «Анадолу» Юсуфа Озкыра:

«Прежде всего поздравляю наших братьев-киприотов с этим праздником и желаю им новых успехов и счастья. Уважаемого Эрсина Татара в Азербайджан пригласил я. Он был моим гостем несколько месяцев назад, и я его особо пригласил на неформальный Саммит. Как известно, Турецкая Республика Северного Кипра уже имеет статус наблюдателя в Организации тюркских государств и в этом статусе участвовала в саммитах. Однако в этом мероприятии она впервые участвовала со своим флагом. Здесь мы выполнили свой братский долг. Считаю, что участие господина Эрсина в этом заседании является важным шагом на пути к независимости Турецкой Республики Северного Кипра. Мы всегда будем рядом с нашими братьями-киприотами. Из Азербайджана поехала большая делегация. Сегодняшние праздники они отметили вместе. Государственные чиновники, а также члены парламента находятся сегодня на Кипре».

Интересный поворот, не правда ли? Азербайджан на государственном и общественном уровне всегда переживал за «территориальную целостность» Молдавии, Грузии и Украины. Не слышно было из Баку и официальных заявлений в поддержку Абхазии, Южной Осетии и ЛДНР. А тут Алиев так смело призывает к признанию раздела территории государства, входящего в состав Европейского союза. С чем это может быть связано?

Первое, что приходит на ум — это решение Карабахского конфликта в пользу Азербайджана и досрочный вывод российских миротворцев. Если раньше в ответ на поддержку Баку турок-киприотов Никосия и Афины могли признать Нагорно-Карабахскую республику, то теперь Азербайджан нельзя этим напугать. Ещё одна причина — изменение баланса сил в пользу Турции, Азербайджана и ТРСК в связи с участием Кипра в санкционном противостоянии с Россией. Уменьшение российских туристов и начавшийся исход российских компаний точно не идёт на пользу экономике Кипра, хотя греки-киприоты и стараются делать вид, что ничего не происходит. С учётом намерения ЕС принять ещё 15-й пакет санкций тенденции для Кипра вырисовываются не самые благоприятные. Если же говорить о других участниках кипрского конфликта, то даже Турция, от которой зависит ТРСК, не намерена вводить прямые санкции против России. Не намерен это делать и Азербайджан.

Однако имеется ещё одна причина такой смелой деятельности Анкары и Баку на кипрском направлении — наличие мощного внешнего покровителя, наличие которого турецкая сторона старается всячески замаскировать. Например, 17 июля Эрсин Татар раскритиковал увеличение военной активности США и Великобритании в греческой части острова в связи с палестино-израильским конфликтом. А Эрдоган 21 июля в ходе общения с журналистами пригрозил создать военно-морские базы в ТРСК (в ответ на намерение греков-киприотов создать военно-морскую базу, озвученное 17 июля) и предостерёг Грецию и Кипр от военного сотрудничества с Израилем. По сути же оба турецких политика своей демагогией не только постарались выставить себя в качестве суверенных акторов, но и постарались использовать палестино-израильский конфликт для ухудшения экономического положения Кипра, ведь, как известно, деньги любят тишину. Участие в санкционном противостоянии против России и использование территории американцами и британцами для участия в палестино-израильском конфликте никак не назовёшь комфортными условиями для экономической деятельности в греческой части Кипра.

Однако у коалиции Турция-Азербайджан-ТРСК имеется покровитель, имеющий прямое отношение к конфликту на Кипре. Этим покровителем является Великобритания, чьи военные базы Акротири и Декелия функционируют на острове. Кроме того, ещё до юбилея вторжения на остров, 12 июля министр иностранных дел ТРСК Тахсин Эртугрулоглу встретился с Ианом Дунканом Смитом — бывшим лидером Консервативной партии, ныне являющимся депутатом британского парламента. Сам Смит в этом году фигурировал в турецко-кипрской тематике. 29 мая издание The Independent сообщило, что межпартийная группа из 50 влиятельных политиков направила письмо министру иностранных дел Дэвиду Кэмерону, в котором просила отменить запрет на прямые рейсы из Великобритании в ТРСК. Вместо этого в письме содержалось предложение начать прямые рейсы из Великобритании в международный аэропорт Эрджан. Характерно, что данное письмо было поддержано не только Ианом Дунканом Смитом, но и лейбористом Джеком Стро, занимавшим пост министра иностранных дел в правительстве Тони Блэра.

В качестве одного из аргументов выдвигалось наличие прямого авиасообщения Великобритании с Тайванем. Кроме того, в письме содержалось предупреждение о том, что если Великобритания не будет сотрудничать с ТРСК, то она «рискует позволить вместо этого сделать это таким странам, как Россия и Иран, что фундаментально бросит вызов стратегическому плацдарму Великобритании в восточном Средиземноморье». Как мы знаем, на последних парламентских выборах в Великобритании победили лейбористы. Кроме того, именно во время последних выборов депутатом Палаты общин от Лейбористской партии стала турчанка-киприотка Несиль Чалышкан. К чему это всё? Если бы не политическое прикрытие со стороны Великобритании, то Турция и Азербайджан не стали бы так откровенно вести борьбу за международное признание ТРСК.

Если же смотреть со стороны Лондона, то развитие событий вокруг Кипра и в целом тюркская интеграция тоже понятны. Как минимум с начала 1990-х годов отношения Москвы и Лондона были отличным индикатором отношений России с коллективным Западом. Сознательно шедшие в последние годы на конфронтацию с Москвой британцы умело воспользовались тем, что ЕС, фанатично преданный идеям либеральной демократии, по своей воле пошёл на противостояние с Россией. Начав разрывать сложившиеся экономические связи с Россией, страны ЕС начали нести потери. В случае с Кипром добавился ещё тот факт, что до начала СВО Кипрская православная церковь признала раскольников из «Православной церкви Украины». Страдающие от санкций в гораздо меньшей степени чем ЕС британцы продолжают подливать масло в огонь противостояния Запада с Россией. Срыв Борисом Джонсоном переговоров в Стамбуле весной 2022 года — один из ярких примеров. Нынешнее правительство Кира Стармера тоже продолжает эту практику. Воспользовавшись разрывом ЕС с Россией, Лондон укрепляет свои позиции на Кипре посредством поддержки союза Турция-Азербайджан-ТРСК, продолжая поддерживать ВСУ. Этот союз, равно и как сама тюркская интеграция, необходимы британцам в качестве барьера как против трёх евразийских держав (России, Ирана и Китая), так и против ЕС.

Одно только не учли стратеги с берегов Темзы: если их протеже из Анкары и Баку могут оправдывать пребывание турецкой армии на Кипре защитой турок-киприотов, то кто имеет право «связывать руки» России в деле нейтрализации боевиков ВСУ, которые при поддержке той же Великобритании отказались выполнять Минские соглашения и попытались осуществить этнические чистки в отношении населения Донбасса?

Петр МАКЕДОНЦЕВ

Eadaily

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ