"ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА" НЕФТЕГАЗОВОЙ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Спад нефте- и газадобычи в Азербайджане продолжается быстрыми темпами. По сообщению агентства Азери-Пресс (АПА) со ссылкой на государственный таможенный комитет, внешнеторговый оборот страны за январь-июль 2024 года составил 21 миллиард 768 миллионов долларов США, что на 16.8 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Положительное сальдо внешнеторгового оборота крупнейшей экономики Южного Кавказа составило 4,034 миллиарда долларов, то есть в 2,4 раза меньше, чем за тот же период 2023г.
А поскольку основной статьей дохода Азербайджана является добыча и продажа нефти и газа, очевидно, что именно сокращение объемов углеводородного экспорта отразилось на весьма тревожных для Баку финансовых показателях торгового оборота.
РАНЕЕ, 4 ИЮЛЯ, В ГОСУДАРСТВЕННОМ НЕФТЯНОМ ФОНДЕ Азербайджана (ГНФАР) отчитались о значительном сокращении доходов от разработки блока месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), расположенного в азербайджанском секторе Каспийского моря. В январе-июне текущего года Госнефтефонд получил 3,5 миллиарда долларов от разработки АЧГ. Было отмечено, что это на 342,7 миллиона долларов, или на 10.24%, меньше, чем в первом полугодии 2023-го. Одновременно за первые шесть месяцев с. г. ГНФАР получил доходы в размере 244,069 миллиона от разработки газового месторождения "Шах-Дениз" в Каспийском море, что на 757,794 миллиона или в 4.1 раза меньше, чем за первое полугодие 2023г.
Как видно из приведенных данных, темпы снижения добычи на двух основных азербайджанских месторождениях падают с катастрофической скоростью, и вскоре их дальнейшая эксплуатация станет нерентабельной. По сведениям местных источников, власти Баку надеются на скорую разведку и освоение других нефтяных месторождений на каспийском шельфе, а также газовых залежей «Нахчаван» и «Бабек».
Однако, данные о реальных объемах углеводородных запасов страны слишком сильно разнятся в аналитических обзорах как азербайджанских, так и международных экспертных групп, чтобы доверять обещаниям алиевского режима о скором восстановлении прежних показателей нефтегазовых доходов. Кроме собственно спорности тиражируемой информации о больших запасах углеводородов, есть еще один важный и весьма проблематичный для Баку фактор.
Дело в том, что мир уже вступил в постнефтяную эпоху с глобальной научно-промышленной переориентировкой на кластеры "зеленой энергии" и "возобновляемых источников", дальнейшее развитие которых в самом ближайшем будущем "похоронит" былую лидирующую роль углеводородов в мировой геополитике и экономике.
Примеры Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Катара и других нефтеносных гигантов, которые спешно, можно даже сказать лихорадочно, диверсифицируют свои экономики, свидетельствует о том, что нефтяная эра уходит в прошлое. Того, кто не успеет адаптироваться к новым реалиям и не поторопится избавиться от «нефтяной иглы», ждет экономический упадок, приправленный экологической разрухой.
КОНЕЧНО ЖЕ, В БАКУ ЭТО ХОРОШО ПОНИМАЮТ. Однако вопрос в том, насколько готова эта республика к мягкому, без потрясений, соскоку с углеводородной экономики. Высокая бюджетная планка, уровень социальных расходов и военных затрат, которые были установлены в лучшие для Азербайджана годы, постепенно становятся неподъемными для госказны. 60-70% доходов которой поступают за счет продажи ископаемых.
Показательным симптомом затруднительной для Баку ситуации является тот факт, что за последний год внешний государственный долг республики вырос в 2 раза - от пяти до десяти миллиардов долларов. Конечно, в соотношении с ВВП эта цифра пока еще невелика, но сама тенденция к тому, что Баку, вопреки принципиальной нелюбви Алиева влезать во внешние долги, все же делает это, свидетельствует о серьезных проблемах с финансами.
Если же добавить к сказанному публичное обязательство властей АР "отстроить и заселить" Карабах, становится очевидным, что растущие расходы опустошают резервную подушку в виде ГНФАР. По некоторым оценкам, заложенные в нем активы варьируются в пределах 40-50 миллиардов долларов, чего в реальности крайне мало для аккумуляции необходимых средств, направленных на сохранение финансовой стабильности и жизненно необходимой диверсификации экономики.
К примеру, аналогичный азербайджанскому ГНФАР резервный фонд Норвегии ГПФН, стартовый капитал которого также был заложен государством за счет доходов от продажи нефти и газа, обладает сегодня активами на сумму в полтора триллиона долларов. А на долю каждого гражданина Норвегии из этой суммы приходится около 280 тысяч долларов государственных сбережений. Как видим, цифры несопоставимы, не говоря уже о том, что Норвегия уже успешно диверсифицировала свою экономику - одну из самых передовых в мире, и может спокойно продолжать развиваться, даже если завтра полностью свернет добычу нефти и газа в Северном море.
Согласно международным анализам, Баку давно упустил возможность плавной и безболезненной диверсификации экономики, и ненефтяные секторы так и остались слабыми. Эксперты связывают это в основном с фактором авторитарности правящего на протяжении более 30 лет режима, который тормозил развитие страны и воспринимал понятие "экономика" исключительно сообразно формуле "выкачал – продал". Единственное, что алиевский режим пытается сделать, дабы избежать неминуемого экономического кризиса, – это попытка переквалифицировать страну в важного транзитера на пути мегапроектов "Один пояс, один путь" и "Север – Юг".
ИМЕННО С ЭТИМ БЫЛИ СВЯЗАНЫ ПЛАНЫ по быстрому решению силой карабахского вопроса, чтобы суметь привлечь Китай к логистическим проектам на территории Азербайджана с возможностью выхода торговых маршрутов Шелкового пути в сторону Грузии и Турции по "Зангезурскому коридору". А также, чтобы заполучить контроль и деньги за транзит товаропотока из Индийского океана через Иран по азербайджанской территории в Россию и обратно.
Других возможностей компенсировать потери от нефтегазового спада в Баку не видят, поскольку состояние секторов ИТ, технологической промышленности, сельского хозяйства и т.д. как минимум в среднесрочной перспективе оставляет желать лучшего.
В процессе расчистки региона для осуществления своих "транзитных планов" Алиев очень спешит. Этим и объясняются его постоянные угрозы вновь начать войну и оккупировать Армению. Бакинский диктатор хорошо понимает, что в скором времени в силу экономических проблем военный баланс между Ереваном и Баку может опять восстановиться. А это чревато для Азербайджана не только отказом от оккупационных планов в отношении новых армянских территорий, но и потерей транзитного потенциала, что окончательно разрушат перспективы сохранения экономической стабильности страны.
Поэтому в переговорах с Ереваном Алиев хочет заполучить все и сразу, с гарантией невозвращения более к вопросу нового уточнения армяно-азербайджанских границ и отношений. В определенном смысле он блефует в этой "переговорной игре", шантажируя Ереван военной и экономической мощью, которые, однако, с каждым днем ощутимо убывают. Пора бы Армении задуматься над этим и перестать спешить, всячески ублажая диктатора.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.