Последние новости

«ИСТИННЫЙ ГЕН» ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ

Джаз-квартет «Ерванд Маргарян & Нара Аракелян» вновь собрался в Армении, где выступил с двумя концертами – в Ереване и Дилижане. Первый состоялся в летнем зале, организованном при Национальном центре камерной музыки им. Комитаса и имел большой успех, второй прошел в комплексе «ДилиДжаз» и также удостоился теплого приема публики.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ СЛУШАТЕЛЯМ НА ЕРЕВАНСКОМ КОНЦЕРТЕ, был назван «Истинный ген: от Саят-Новы до Мишеля Леграна» и включил джазовые обработки известных произведений армянского ашуга Саят-Новы, композитора и музыковеда Комитаса, нашего французского соотечественника Мишеля Леграна и других. В Ереване квартет выступил в составе известных джазменов – трубача Ерванда Маргаряна, пианистки Нары Аракелян, бас-гитариста Сурика Закаряна и исполнителя на ударных инструментах Александра (Саш) Агамяна. На концерте в Дилижане произошла «рокировка»: в басовой партии на сцену вышел контрабасист Никогайос (Коля) Варданян.

Надо отметить, что супруги Ерванд Маргарян и Нара Аракелян уже пару лет работают в ОАЭ, где выступают как дуэтом, так и в сотрудничестве с разными музыкантами. Ерванд участвовал в составе международного музыкального коллектива на «Дубай Экспо 2020» и «Феррари Экспо». Он к тому же занят преподаванием в Международном институте музыки Абу-Даби, но часто наведывается на родину. Музыкальная чета старается не терять контактов как с армянскими музыкантами, так и с поклонниками своего творчества в Ереване, число которых за последние годы пополнилось не только молодыми джазменами, но и воинами – участниками 44-дневной войны в Арцахе, проходящими реабилитацию в центре «Защитник Отечества».

 Джаз-квартет «Ерванд Маргарян & Нара Аракелян»В дни войны и после нее Нара оказывала поддержку раненым армянским воинам, а в феврале 2021 года вместе с Ервандом и двумя молодыми музыкантами устроила благотворительный концерт для раненых ребят с целью их духовно-психологической реабилитации. В числе гостей, приглашенных на нынешний концерт в Ереване, были подопечные, а теперь уже и друзья Нары Аракелян из реабилитационного центра «Защитник Отечества», которые с улыбками на лицах внимали каждой мелодии, звучащей со сцены.

Джазовый дуэт Нары Аракелян и Ерванда Маргаряна сложился около 15 лет назад. Музыкальную карьеру Нара начала в качестве пианистки классического жанра и довольно преуспела в нем. Ерванд вначале творческого пути также «записался» в музыканты-классики, что продлилось недолго. Начинающего трубача манила свобода творчества и возможность создавать музыку здесь и сейчас, что свойственно джазу. Так он оказался в составе Государственного джаз-бэнда Армении, где играл 14 лет, после чего начал солировать в международных проектах и выступать с именитыми зарубежными музыкантами в концертах, проводимых в разных странах мира.

В промежутках, в процессе подготовки к концертам и зарубежным турне, Ерванд Маргарян просил супругу помочь, взяв на себя роль аккомпаниатора. Наре ничего не оставалось, как подыгрывать мужу в прямом смысле. Вскоре она выучила весь джазовый репертуар Ерванда, постепенно все глубже окунаясь в джазовую музыку. Этому углублению способствовало расширение джазовой деятельности Ерванда Маргаряна, который постоянно обновлял свою программу и просил супругу выучить еще одно, потом другое, третье сочинение и помочь ему. Так Нара Аракелян оказалась «в сетях» джаза, и вскоре начала делать аранжировки, обработку армянских песен, подбирать новые этномелодии, которые можно было красиво представить в джазовой интерпретации, используя элементы фолка, фанка, фьюжна, традиционного джаза и т.д.

«Однажды мы поняли, что пора создавать свою джазовую группу и начали искать музыкантов для сотрудничества. Вскоре родился наш бэнд, который мы назвали Con Alma - по названию одного из произведений прекрасного американского трубача Диззи Гиллеспи. Con Alma в переводе с испанского означает «с душой», и это было именно то состояние в музыке, которое испытывали мы и которым захотели поделиться с широкой публикой», - рассказала Нара Аракелян.

С ПЕРВЫХ ВЫХОДОВ НА ДЖАЗОВУЮ СЦЕНУ ЕРВАНД МАРГАРЯН И НАРА АРАКЕЛЯН выступали в разном составе – от дуэта, квартета, квинтета до биг-бэнда, участвуя в проектах с оркестрами. Успех был гарантирован не только качеством исполняемой музыки и интересным репертуаром, но и многогранностью артистов. Ерванд к тому времени играл на традиционной трубе, трубе-пикколо и флюгельгорне, Нара, кроме классического рояля, начала использовать на концертах и синтезатор. Вскоре супруги стали гастролировать по разным странам, выступая как в крупных залах, так и в сугубо джазовых клубах. За видными музыкантами потянулось молодое поколение. Ерванд и Нара поняли, что пора передавать свои знания и опыт молодым и организовали  онлайн-школу по трубе, фортепиано и вокалу. Ученики стали набираться из разных стран, поэтому преподавание в школе пришлось наладить на трех языках - армянском, английском, русском.

«После установления музыкального сотрудничества мы с Нарой задумались о том, чтобы начать создавать собственный репертуар – с акцентом на армянскую музыку, - рассказал Ерванд Маргарян. – Несмотря на то, что джаз пришел к нам с далекого Запада, в Армении он не просто прижился, но стал также одной из интересных форм для работы с национальным материалом. Так родился наш первый альбом «True Gene» («Истинный ген», 2020 г.), в который вошли произведения Саят-Новы и Комитаса в аранжировке Нары. Проект полюбился в Армении и за ее пределами: с треками из этого альбома мы не раз выступали на разных концертах».

Ерванд Маргарян и Нара Аракелян побывали с концертами в более 60 странах мира как в качестве солистов и дуэта, так и приглашенных артистов, участвовали в международных джазовых фестивалях и не только. Чета музыкантов выходила на сцену с такими выдающимися музыкантами, как Мишель Легран, Мишель Делакьян, Рой Харгроув, Стефан Патри, Арто Тунчбояджян, Чарльз Дэвис, Рамон Флорес, Рональд Бэйкер и другими. На ереванском концерте к супружескому дуэту примкнули Сурик Закарян и Саш Агамян, прибывший из США специально для участия в проекте «Истинный ген». Прозвучали треки как из авторского альбома Ерванда Маргаряна и Нары Аракелян, так и песни Мишеля Леграна «You must believe in spring» из фильма «Девушки из Рошфора», «Watch what happens» из картины «Шербурские зонтики» и «Dingo» из одноименного фильма, широко известная в версии Майлса Дэвиса.

Концерт открыла композиция на тему Саят-Новы «Каманча», произведение сопровождалось армянским танцевальным номером в исполнении Ани Погосян. Затем публика стала свидетелем оригинальных джазовых версий таких сочинений Комитаса, как «Քելե-քելե» («Шествуй-шествуй»), исполнение которой квартет посвятил участникам 44-дневной войны, «Էս գիշեր լուսնակ գիշեր» («Этой ночью, лунной ночью»), «Ալ այլուղս» («Красный платочек»), «Էսօր ուրբաթ է պաս է» («Сегодня пятница - пост»). Во второй части программы Ерванд Маргарян спел песни Мишеля Леграна, сделав вокальное исполнение частью джазовой композиции. Завершил концерт популярный «Dingo», десятки лет не сходящий с джазовых сцен мира.

«Мы рады, что вновь собрались на родине, в Армении, и имеем возможность поделиться с вами нашими мыслями, чувствами, настроением, используя для этого язык джазовой музыки. Уверен, что подобные встречи будут продолжены», - сказал Ерванд Маргарян.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.

    • СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
      2024-09-12 10:47

      Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.

    • КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА
      2024-09-09 09:54

      27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».

    • Вардан ПОГОСЯН: «В АРЦАХСКОМ ВОПРОСЕ У НАС БЫЛИ БОЛЬШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДО АНТИКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ»
      2024-09-07 09:30

      «Юридическая основа провозглашения Нагорно-Карабахской Республики одна – право народов на самоопределение, закрепленное как законодательством СССР, так и международным правом. Этот принцип и лег в основу провозглашения независимости НКР. Многим может показаться, что в современном мире, погрязшем в пучине войн, международная правовая система не играет особой роли. Однако в случае с Арцахом нам удалось выбрать верную правовую основу, пройти весь путь становления независимости и государственности Республики Арцах, связанный с развитием и продвижением Арцахского вопроса на международной арене в соответствии с правильными законодательными нормами, и дойти до уровня, который, с точки зрения самоопределения народов, самобытен в мировой истории». С этих слов начал свое выступление на прошедшем в ереванском офисе РПА форуме юрист-международник, специалист по конституционному праву Вардан Погосян. В ходе представления темы «Правовые основы провозглашения Нагорно-Карабахской Республики» он отметил, что право народов на самоопределение в доктрине международного права и в международной практике стран не рассматривается непосредственно как право отделения от территории данного государства. Правда, существуют и обратные подходы, но они не являются общепринятыми, что было доказано консультативным заключением Международного суда ООН в отношении Косово.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ