Последние новости

"В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ, УВЫ, ВСЕ СТРАШНО УПРОСТИЛОСЬ..."

У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория.

 На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным...

Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.

 'В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ, УВЫ, ВСЕ СТРАШНО УПРОСТИЛОСЬ...'- Прекрасный результат за короткий срок. Какими технологиями пользуетесь?

- Наша школа действует уже два года. Я начинала это дело с четкими представления о том, какой уровень у нее должен быть - и в смысле учеников, и в смысле преподавателей. Мы начинали с большими трудностями, многое казалось недостижимым и даже невозможным. Но в достаточно короткий срок все вошло в колею, и сегодня я могу с уверенностью сказать, что наша школа осуществляет те задачи, которые мы перед собой ставили. За два года мы выпустили 150 человек - два актерских курса, три лаборатории физического театра, две группы для подростков, показали шесть достаточно больших спектаклей не ниже планки. А в этом году мы впервые набрали режиссерский курс, точнее, режиссерско-актерский. Его будет вести Акоб Казанчян, которого, правда, пришлось очень долго уговаривать. Параллельно уже начали работу два курса в двух возрастных группах. Более юным преподает одна из самых перспективных наших молодых режиссеров Мэри Маркарян, а старшим - Самсон Мовсисян, признанный режиссер с опытом постановок в лучших наших театрах, многократный лауреат премии "Артавазд".

- К вам приходят люди с четкой целью стать актерами, или так, для души?

- Бывает по-разному, но те, кто попал на курс, который набрал Акоб Ервандович, думаю, окончат его вполне профессионалами. Полные два года, авторскую программу, основанную на серьезных методиках, Казанчян составил сам - у него за плечами большой опыт преподавания в театральном институте и мастер-классы в разных странах. Это и широкий теоретический курс, и, конечно, практика. Сначала речь шла о чисто режиссерском курсе, но спрос оказался очень большим, а такое количество режиссеров - сами понимаете... Так что, открыли еще 6 актерских мест. Но все равно был достаточно серьезный конкурс, и по его итогам отец утвердил 16 человек. Хотя мы любой курс набираем через прослушивания, а не просто "плати и милости просим". Причем если в случае с актерами, это ребята от 18 лет, то для поступления на режиссерский курс это уже люди с высшим образованием, им под тридцать. Это опять же было условием Казанчяна - два года обучения, это все равно ускоренный курс, человек должен делать сознательный выбор, а мы - решать поставленные перед собой задачи.

- Руководство ЕрГИТиК-а и члены экзаменационной комиссии были в восторге от абитуриентов, которых поставила арт-школа имени Гали Новенц. Вы ставите перед собой задачу некоего репетиторства?

- Действительно, пять наших выпускников - все, кто подавал документы, поступили, и все с высокими баллами. И это, конечно, очень приятно. Не то чтобы "ставим задачу"... К нам обращаются не только люди, собирающиеся поступить, но и те, кто хочет в принципе понять, его ли это дело - театр, и те, кто хочет сориентироваться в плане факультета. Я горжусь теми, кто поступил, но были и ребята, которым мы откровенно рекомендовали искать себя на ином поприще. Простите за выспренность, но мне очень важна, так сказать, честь мундира, честь имени Галя Новенц - не каждый может предстать перед высокими профессионалами приемной комиссии от имени нашей школы. Я уже говорила, что своих студентов мы тщательно отбираем. Причем, никаких заданий не даем заранее - коллоквиум, в ходе которого можно многое понять. Даже по тому, какая музыка закачена в телефон, уже можно догадаться, какие книги человек читает и читает ли вообще, какие фильмы ему нравятся...

И еще один, на мой взгляд, очень важный момент. У нас полный учебный курс, но после трех месяцев совместной работы мы всех собираем, приглашаем родителей и кому-то честно говорим: пока рано, или - в этой сфере ваш ребенок вряд ли состоится. Для меня это очень важно, мы просто обязаны быть честными! Ведь речь идет не только о финансах, которые потратит родитель. Это время ребенка, а иногда и его судьба.

 'В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ, УВЫ, ВСЕ СТРАШНО УПРОСТИЛОСЬ...'- Мне довелось посмотреть ваш спектакль, сделанный очень современным театральным языком и на русском языке, сделанный в коллаборации с приглашенным режиссером. Часто такое практикуете?

- Все началось с того, что едва наша школа открылась, к нам обратился Алексей Нарутто, известный хореограф, режиссер, номинант "Золотой маски", преподающий во многих арт-школах Москвы. Он написал на страницу нашей школы, что будет какое-то время в Ереване и предложил сотрудничество. Я, естественно, очень обрадовалась, мы встретились, он предложил провести лабораторию физического театра, я вдохновилась, и мы начали работать. Опять же провели кастинг, выбрали 17 человек. В результате каждый участник написал какую-то реальную историю из своей жизни, режиссер сделал по ним инсценировку, и в сочетании с пластикой получился очень интересный спектакль. Помню даже, кто-то мне сказал - вы только открылись, стоило так тратиться и привозить спектакль из Москвы... Было приятно объяснить, что это наш русский курс. И я поняла, что это классный формат. Следующую такую лабораторию вела Арина Араратян, а третью - Каро Балян вместе с питерским режиссером Андреем Тихоновым. Я очень надеюсь, что у этой истории будет продолжение, потому что это очень здорово - давать людям возможность так раскрепощаться, так свободно выражать себя на сцене.

- Сколько педагогов работает у вас на одном курсе и есть ли какие-то общеобразовательные дисциплины? Для повышения, так сказать, культурного уровня.

- Непременно! Более того, в течение всего учебного процесса мы отправляем студентов в разные музеи и галереи, на спектакли, чтобы ребята имели хотя бы какие-то арт-представления независимо от того, собираются они поступать в институт или нет. Причем мы не договариваемся с учреждениями культуры, а покупаем билеты. Еще организуем совместные кинопросмотры - я давно убедилась, что поручать подобное в виде домашнего задания не имеет смысла... Так что на месте смотрим, читаем, обсуждаем.

За год с нашими ребятами работают 9-10 специалистов. На первом этапе нагрузка небольшая, только с руководителем курса - мне кажется, человек должен сориентироваться, понять, куда пришел, хочет и может ли продолжать. А уже поэтапно прибавляется сценречь, пластика, вокал, тут мы приглашаем коучей. Ну и, конечно, история армянского, европейского русского театра. Я никогда не требую от наших преподавателей какого-то единообразия. Допустим, сценарный курс у нас ведет Арам Шахбазян, блестящий кинорежиссер, обладатель многих международных премий, не буду же я его учить! У каждого своя методика и свой подход - мне важно, чтобы они дали результат. Иногда мне говорят, что я слишком заморачиваюсь... Я понимаю, что сегодня все страшно упростилось, в том числе и в нашей профессии, и это мое больное место. Когда в частных арт-школах один и тот же диплом выдают и 20-летнему, и 8-летнему... Давай сменим тему!

- Давай. Опять же в ГИТиК-е речь даже зашла о том, чтобы выдать школе имени Гали Новенц лицензию. Вы вообще что-то делаете в этом направлении?

- Есть несколько предложений, но пока они в стадии обсуждения - там много нюансов, и я пока не хочу раскрывать скобки. В любом случае, мы пытаемся что-то делать и рассчитываем на поддержку государства. А почему бы нет? Мы честно работаем, не набираем групп по 30 человек - максимум 15, приглашаем лучших специалистов. Вот в этом году практически не делали рекламы, а спрос был такой, что в какой-то момент я сказала - стоп, больше никаких заявок! И если даже не все наши выпускники станут актерами, то людьми с пониманием культуры они станут точно. И это тоже важный результат.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ