СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
1932 год. Это дата образования Союза художников Армении. За этой датой – годы плодотворного труда, стремительного взлета армянского изобразительного искусства, успехи на международной арене. Это, конечно, не означает, что со времени образования творческой организации все в ней шло гладко. Были и просчеты, и потери, порой сказывалось идеологическое давление. Тем не менее, расцвет армянского изобразительного искусства был налицо.
ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ СТАНОВЛЕНИЕ И РАСЦВЕТ ПОЛУЧИВШЕЙ ВСЕМИРНОЕ ПРИЗНАНИЕ АРМЯНСКОЙ ШКОЛЫ изобразительного искусства во главе с М.Сарьяном, новаторский путь многих мастеров, стоящих у ее истоков, очевидными становятся заслуги наших художников. В общую панораму тогдашнего советского искусства они внесли не одну яркую страницу. Путь, пройденный Союзом художников Армении, позволяет считать, что именно последовательная приверженность ведущим принципам армянского искусства – верность национальным корням, народность, гражданственность – отличала деятельность Союза художников Армении.
Огромную роль в становлении армянской школы изобразительного искусства сыграло то обстоятельство, что в первые советские годы в Ереване поселились выдающиеся художники-живописцы С.Агаджанян, Г.Гюрджян, скульпторы А.Саркисян, С.Степанян, А.Урарту, график А.Коджоян. Трудно представить себе школу академического рисунка без Степана Агаджаняна, реалистичность воплощения картин родной природы – без пейзажей Фаноса Терлемезяна, линию моментальной фиксации облика нашей природы и окружающих событий – без творчества Егише Татевосяна. Но важнейшие достижения нашей живописной школы, ее своеобразие, ее лицо на фоне многообразия советской живописной школы были определены творчеством Мартироса Сарьяна. Идущие вслед Сарьяну живописцы ввели в наше искусство ноту суровых буден, тему трудовой Армении, возникла и особая тематическая композиция, где природа Армении и ее люди слиты, составляют своего рода символ современности. Таковыми были большие тематические полотна В.Гайфеджяна, О.Зардаряна, М.Абегяна, М.Асламазян, А.Бекаряна, Е.Саваяна, Э.Исабекяна и других. Их идейное богатство питалось знанием жизни и умением воспринимать ее поэтически.
В центре внимания наших художников была и историческая тема. Начиная с первого историко-революционного полотна – коджояновского "Расстрела коммунистов в Татеве" – этот жанр разрабатывался нашими художниками как патриотический. Далекое прошлое, трагедии начала века, события Отечественной войны – темы эти представлялись в экспозициях многих наших выставок. Общенародное признание Григора Ханджяна также связано с разработкой патриотической темы. Эта же тема занимала особое место в творчестве Саркиса Мурадяна и многих других мастеров.
Но армянские живописцы не ограничивались эпическими темами. Характерная черта нашей живописи – ее многообразие – связана с тем, что художники обращаются и к материалу лирическому. Те линии, которые связаны с именами А.Бажбеука-Меликяна, А.Галенца, находят живой отклик как в среде живописцев, так и в сердцах зрителей. Признание достижений в области живописи нашло выражение и в монографиях, и в альбомах о наших художниках, и в том зрительском внимании, которыми всегда сопровождались наши выставки.
А какую яркую страницу в историю современной армянской живописи вписал за свою недолгую творческую жизнь Минас Аветисян! Как отмечал Генрих Игитян, "его невероятная популярность, естественное лидерство оставляли в тени остальных, не менее значительных живописцев, какими, несомненно, являлись Вруйр Галстян и Ашот Ованесян. Но нельзя забывать того, что именно на Минаса приходились основные нападки, критический шквал обрушивался на него, избавляя талантливых коллег от ударов и отвлекая от них внимание общественности и поневоле несправедливо лишая их прижизненной славы и популярности, но в этом не было вины Минаса"…
ЧТО КАСАЕТСЯ СКУЛЬПТУРЫ, ТО ПЕРВЫМИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ были портреты-памятники революционерам работы скульпторов А.Саркисяна, С.Меркурова, С.Степаняна. Интересно велись поиски новых форм и выразительных средств пластики, исследовались возможности использования разных материалов. Многое из того, что было сделано в этой области, вошло в фонд достижений советской скульптуры в целом. Эти работы известны всем – "Давид Сасунский" Ерванда Кочара, его же памятник Вардану Мамиконяну в Ереване, памятник А.Таманяну работы А.Овсепяна, памятник А.Налбандяну в Ереване и Ав.Исаакяну – в Ленинакане работы Н.Никогосяна, монументальные работы С.Багдасаряна в Карабахе и других районах Армении. Многие были удостоены высоких наград и премий. За годы, прошедшие со дня организации Союза, несколько поколений скульпторов стали зрелыми и признанными мастерами. На протяжении этих лет успешно развивались и графика, и декоративно-прикладное искусство, и сценография.
Начало 90-х годов – время надежд, долгожданной творческой свободы, возможности строить жизнь самостоятельно, а не по указке сверху – взбудоражило художников. Однако радужные надежды очень скоро сменились тяжким бременем ответственности. Смена социально-экономической формации, которая произошла на наших глазах, не могла не ударить по Союзу художников, возможности которого основывались на государственном протекционизме. Что давал Союз художнику в советский период? Прежде всего – возможность творить, не думая о хлебе насущном. Он предоставлял возможность поездок за рубеж, творческие командировки по стране. И главное - обеспечивал художников мастерскими, красками, материалом. Став членом Союза, художник имел гарантированную возможность получать заказы, которые стимулировали творчество. Всего этого сейчас нет.
Сегодня принято говорить, что союзы создавались для того, чтобы контролировать творческую деятельность или навязывать идеологию. Однако, как кажется, система должна утверждать себя, пропагандировать свои идеи во всех сферах, в том числе и через изобразительное искусство. Такие примеры известны в мировой культуре. Об этом свидетельствует история всех великих стран. Разве Римская империя не утверждала свою идеологию через искусство? В то же время, развиваясь, искусство в империях достигло самого высокого уровня. Сегодня же налицо экспансия в мировом масштабе. Запад, например, осуществляет экспансию своей культуры, в том числе и средствами изобразительного искусства.
Что же мы? Имея такой огромный потенциал, как творческая мысль армянского народа, мы нередко игнорируем его, впускаем к себе далеко не лучшее чужое, закрываем пути развития своего искусства, не стимулируем национальное искусство. Между тем, именно развивая искусство, мы способствовали бы становлению национального государства. В первые постсоветские годы из-за попустительства тогдашнего председателя организации было многое потеряно, в том числе 4 художественных салона в Ереване, среди которых салон на улице Туманяна – гордость столицы, салоны в Гюмри, Горисе, Кафане, где у союза были филиалы, огромное строительное управление, о существовании которого многие даже не знали. На повестке стоял только один вопрос – выжить.
СЕГОДНЯ СХ ИМЕЕТ ЗДАНИЕ С ВЫСТАВОЧНЫМИ ЗАЛАМИ, ДОМА ТВОРЧЕСТВА В ЦАХКАДЗОРЕ И НА СЕВАНЕ. А главное - удалось, насколько это возможно, возродить творческую жизнь. К сожалению, Союз не может обеспечить художников мастерскими. Казалось бы, государство сделало красивый жест – дало художникам право бесплатно приватизировать свои мастерские. Ни в одной республике бывшего Союза так не поступили. Ведь после смерти художника мастерская могла быть возвращена СХ. А что получилось? Из-за тяжелых условий жизни одни продали свои мастерские, другие превратили их в магазины. В итоге молодые художники лишены возможности иметь свою мастерскую, а купить ее, естественно, мало кто может.
С чем мы связываем свои надежды на завтрашний день в сфере изобразительного искусства? Трудно, разумеется, ответить однозначно на этот вопрос. В Армении прекрасная школа живописи, имена ее представителей известны всему миру. Есть великолепные художники и сейчас. Но разве кто-то заявил о себе столь же мощно, однозначно, как некогда в 60-70-е годы? И сейчас есть одаренные молодые мастера, но на плаву творения нахрапистых ребят, твердо знающих, что искусство - это не что-то там эфемерное, а дорого продаваемая и вполне покупаемая штука. То, что художником в наши прагматичные рыночные времена заделаться стало совсем несложно, и ежу понятно. Какое-то количество произвольно выбранных предметов, полет фантазии, полтора-два часа творческого акта - и арт-объект готов. Можно экспонировать при наличии определенных знакомств в соответствующей среде, на которую этот "тренд" в свою очередь не мог не повлиять соответствующим образом.
Теперь, как выясняется, и выставку соорудить – дело нехитрое. Причем отнюдь не только по разряду "актуально" и даже при отсутствии некоторого числа профессионально исполненных произведений. Главное – "концепция", остальное приложится. А если еще информационный шум вокруг события правильно организовать - все, праздник искусства удался!..
На фоне этих посредственных, но успешных ремесленников, чутко уловивших, куда дует ветер, которых язык не поворачивается назвать художниками, параллельно течет совершенно иная жизнь молодых талантливых живописцев, скульпторов, которые так и не сумели приспособиться к арт-рынку. Никем не замеченные, не оцененные по достоинству, они оказываются на периферии искусства, так и не реализовав свои потенциальные способности. Десятки одаренных людей ломаются на этом, исчезают в расцвете сил, не найдя своего пути в искусстве.
И все же, что надо сделать молодому дарованию, чтобы оказаться востребованным, заставить заговорить о себе? Попытаться стать актуальнее самых актуальных, обеспечив тем самым коммерческий успех, либо рискнуть и постараться проложить собственный курс в бурном море арт-рынка? То есть выбор сводится к дилемме: стать как все или остаться самим собой.
КАК ОТМЕЧАЮТ ХУДОЖНИКИ, ДАВНО УСВОИВШИЕ ЗАКОНЫ АРТ-РЫНКА, он ничем принципиально не отличается от любого другого. Арт-рынок управляется теми же принципами, как и любой другой. На этом рынке наибольшим успехом пользуется то, что удовлетворяет вкусу не знатока, а массового потребителя. И дело тут не только в сходстве механизмов сбыта "продукции". Развитие искусства очень часто привязывают к развитию промышленности. Технический прогресс ведет к увеличению потребления, то есть к увеличению денежной массы, излишки которой вкладываются в искусство точно так же, как в расширение и модернизацию производства. Вот механизм, двигающий рынок актуального искусства. А чтобы оно не подешевело, создается миф - картины и скульптуры, в которые вы вложили деньги, так же ценны, как золото и бриллианты.
Но те, кто выбирает коммерческий успех, вовсе не считают, что тем самым утрачивают собственную индивидуальность. Напротив, они убеждены в уникальности своего дарования, и коммерческий успех для них является лучшим подтверждением их "правоты".
Многие дилеры и галеристы, занятые сбытом картин, - не искусствоведы, а бизнесмены. Их цель - быстрее сбыть "продукцию", и произведения искусства являются для них не следствием любви к искусству, а атрибутом статуса.
Итак, художнику, чтобы выжить, надо приложить много усилий, совмещать в себе маркетолога, бухгалтера, специалиста по ведению переговоров, юриста, психолога. Для творчества же зачастую не остается ни сил, ни времени. Выходит, что художник должен стать аскетом и писать только для души, либо превратиться в дельца. Совместить то и другое просто невозможно. Но, как бы то ни было, залог выживания - активность.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?