ДНИ КШИШТОФА ПЕНДЕРЕЦКОГО В ЕРЕВАНЕ
"Величайший из ныне живущих композиторов" - так именуется признанный мастер музыки наших дней Кшиштоф Пендерецкий, согласно премии, полученной им в Каннах за выдающийся вклад в мировую современную музыку. Композитор, давно снискавший мировую славу, чей 80-летний юбилей в этом году широко отмечается во многих странах. И естественно, что в Армении юбилейного фестиваля Пендерецкого, прошедшего 13-17 января в рамках 15-го международного фестиваля "Ереванские перспективы", ждали с особым волнением.
НАПОМНИМ, ЧТО ЭТО ДАЛЕКО НЕ ПЕРВЫЙ ПРИЕЗД КОМПОЗИТОРА в Армению. В 2008 и 2009 гг. в рамках того же фестиваля, возглавляемого его неизменным художественным руководителем заслуженным деятелем искусств РА композитором Степаном Ростомяном, в Ереване прошли масштабные авторские фестивали Пендерецкого, которые вызвали небывалый интерес и большой общественный резонанс. В дни этих фестивалей ереванский слушатель имел уникальную возможность ознакомиться не только с разножанровым творчеством композитора, но и видеть его за дирижерским пультом. Исполнители мирового класса из разных стран, в том числе из Польши, а также лучшие армянские солисты и музыкальные коллективы приняли участие в этих фестивалях, подарив благодарному ереванскому слушателю незабываемые часы общения с музыкой мастера и им самим, великим тружеником, самобытным художником с армянскими корнями, вечно ищущим и никогда не останавливающимся на своем творческом пути.
Известно, что муза К.Пендерецкого многолика. Наиболее яркий и радикальный в Восточной Европе приверженец музыкального авангарда 1960-70-х гг., автор произведений, которые принесли ему мировую известность, таких как "Плач по жертвам Хиросимы", Anaklasis (1960), Polimorphia (1961), Пендерецкий в дальнейшем эволюционировал в сторону более умеренной неоромантической традиции, создав в русле этой традиции ряд значительных произведений. Очевидны редкая цельность натуры, монолитность дарования, вселенский масштаб этого музыканта, являющегося гражданином мира, приверженцем общечеловеческих и в первую очередь христианских ценностей. Именно поэтому на протяжении всей творческой деятельности Пендерецкого духовная тематика занимает в его музыке одно из первых мест. Великолепна духовная музыка композитора, исполненная глубокой веры, высокого гуманистического пафоса и исповедальности, отраженная в таких известных произведениях, как, например, "Страсти по Луке" (1965), Te Deum (1979), "Семь врат Иерусалима" (1996), Польский реквием (1993-2005) для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, многочисленные сочинения для хора а cappella, отмеченные глубиной содержания, человеческих переживаний, и обращенная, как и все сочинения Пендерецкого, к широкому кругу слушателей.
ФЕСТИВАЛЬ ОТКРЫЛСЯ СИМФОНИЧЕСКИМ КОНЦЕРТОМ, в котором в исполнении Государственного молодежного оркестра под управлением молодого одаренного дирижера Сергея Смбатяна прозвучали Серенада для струнных (1996-97), Концерт для виолончели, струнных, ударных и челесты (1984), в котором солировал талантливый виолончелист из Польши Бартош Козяк, а также 4-я симфония "Адажио" (1989). Два последних сочинения впервые звучали в Армении. Высокий старт фестиваля, честь его открытия, порученная молодежному оркестру, достойно выдержавшего столь ответственное испытание, заслуживает высокой оценки.
Во втором концерте, состоявшемся в Центре искусств "Гафесчян" прозвучали камерно-инструментальные ансамблевые произведения Пендерецкого разных лет. Это Сюита для виолончели соло (1994-2013) и Violoncello totale (2011) в прекрасном исполнении Арама Талаляна, Струнное трио (1990-91) в исполнении Ани Карапетян, Яны Дарян и А.Талаляна, Квартет для кларнета и струнного трио (1993) в исполнении блестящего кларнетиста Дарко Брлека, Лусинэ Арутюнян, Я.Дарян и А.Талаляна, а также ранние сочинения 1950-х гг. - Соната для скрипки и ф-но (Лусинэ Арутюнян и Джульетта Варданян) и три изящные миниатюры для кларнета и ф-но, тонко исполненные Д.Брлеком и Артуром Аванесовым.
Следует отметить, что в нынешнем фестивале были исполнены как уже известные по прошлым фестивалям произведения, так и армянские премьеры нескольких сочинений, созданных совсем недавно, причем сочинений в основном крупной формы. Это относится и к третьему концерту, состоявшемуся в Доме камерной музыки. Концерт открылся выступлением Государственного камерного оркестра Армении под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Ваана Мартиросяна, исполнившего три пьесы в старинном стиле из музыки к кинофильму "Рукопись, найденная в Сарагосе" (1963) и Симфониетту для струнных (1992), представляющую оркестровую версию Струнного трио. Тонкое чувство стиля и эмоциональность разносторонне одаренного В.Мартиросяна как нельзя лучше проявились в интерпретации этих сочинений. Далее за дирижерский пульт встал Эд.Топчян, под управлением которого прозвучали Аdagietto для флейты и струнных, а также Симфониетта для флейты и струнных N2 (1994), в которых солировал гость фестиваля, итальянский флейтист Массимо Мерчелли.
Очень яркое впечатление оставило выступление Государственного камерного хора "Овер" под управлением Соны Ованнисян, не раз исполнявшего хоровые произведения Пендерецкого как в Армении, так и за рубежом. Mастерски исполненная солистами "Овер" Эклога VIII для вокального секстета на стихи Виргилия (1972) - сложнейшее сочинение, отличающееся оригинальным музыкальным языком, который изобилует разнообразными нетрадиционными приемами пения, артикуляции и звукоподражательными эффектами, вплоть до шепота, крика, придыханий и свиста. Далее были исполнены "Херувимская песнь" ("Иже херувимы"), вдохновленная русской православной церковно-певческой традицией, De profundis и Agnus Dei из Польского реквиема и одно из последних сочинений композитора - семичастная Missa Brevis (2012), восхитившая своей истинно христианской глубиной, смирением и не оставившая никого равнодушным в зале. Интерпретация С.Ованнисян хоровых сочинений Пендерецкого в исполнении "Овер" получила самую высокую оценку автора. На пресс-конференции композитор назвал "Овер" лучшим камерным хором в мире.
И, НАКОНЕЦ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ ФЕСТИВАЛЯ, в котором участвовал Филармонический оркестр Армении под управлением самого маэстро и художественного руководителя и главного дирижера оркестра Эдварда Топчяна. В программе - две армянские премьеры сочинений 2012 года в интерпретации автора, что всегда вызывает повышенный интерес. Для творчества Пендерецкого (особенно раннего) характерны смелые эксперименты с необычными приемами звукоизвлечения, пения и игры на различных инструментах. Он удивительно изобретателен в раскрытии неисчерпаемых свойств музыкального звука. Не случайно одно из наиболее известных его произведений носит название De natura sonoris I (1966) - "О природе звука". К этому замыслу композитор обращается и в дальнейшем, создав II и III оркестровые пьесы с аналогичным названием, которые иначе как музыкальными звукоизобразительными полотнами не назовешь. Красочные пятна-кластеры, экспрессивные всплески, напряженный тонус звуковой атмосферы сохранены и в третьем, последнем сочинении, как бы завершающим этот своеобразный цикл. А Concerto doppio для скрипки и альта в исполнении Агаты Шимчевской (скрипка) и Роберта Кабары (альт) был воспринят как глубоко лиричный, взволнованный диалог между солирующими инструментами в свойственной для индивидуального стиля манере Пендерецкого последних лет.
2-й Рождественской симфонией (1980), уже звучавшей в Ереване под управлением автора во время первого авторского фестиваля, на этот раз продирижировал Эд.Топчян, которому удалось адекватно донести до слушателя замысел этого произведения. Массивная оркестровая фактура, насыщенная полифоническим письмом, как бы вырастает из трогательных интонаций рождественского гимна "Светлая ночь". Подобно другим симфониям Пендерецкого (а их всего восемь) эта симфония также апеллирует к широкому кругу вечных тем, богата философскими обобщениями общечеловеческого масштаба. Как симфонист, Пендерецкий - преемник симфонизма Брукнера, Малера и Шостаковича, традиции которых он успешно продолжает и развивает в ряде своих произведений крупной формы.
В ОДНОМ ИЗ СВОИХ ИНТЕРВЬЮ КОМПОЗИТОР ГОВОРИТ: "Есть художники, как, например, Шагал, которые всегда работают в одном направлении. А Пикассо, например, постоянно менял направления. Я работаю, как Пикассо, меняя форму и направления. Каждый имеет свой лабиринт. Я тоже захожу в лабиринты, однако всегда вижу выход". "Тропы сквозь лабиринт" - именно так назывался документальный фильм, снятый в 2013 г. по случаю 80-летия К.Пендерецкого и рассказывающий о жизни и творчестве композитора. В нем звучат его слово и мнения многих выдающихся деятелей культуры и исполнителей, сотрудничавших с Пендерецким. Встречей с интеллигенцией и показом этого фильма в кинотеатре "Москва" и закончился фестиваль, ставший ярким событием, проходящий, как всегда, под высоким патронатом президента республики.
Благодаря организационному таланту С. Ростомяна и главного менеджера С.Ованнисян, последовательной и целенаправленной кропотливой работе Международная ассоциация музыкальных фестивалей заслуженно причислила "Ереванские перспективы" к наиболее престижным и успешным фестивалям в мире. Кстати, в нынешнем фестивале в качестве солистов участвовали также президент Международной ассоциации Дарко Брлек (кларнет) и ее вице-президент Массимо Мерчелли (флейта), запомнившиеся в первую очередь как незаурядные музыканты, которых отличают мастерство и большой опыт интерпретации современной музыки.
Обладатель многих национальных и международных наград и премий, в том числе и ордена Почета РА, Кшиштоф Пендерецкий в связи с 80-летием награжден президентом РА Сержем Саргсяном медалью "За заслуги перед Отечеством" I степени.
В ближайших планах композитора создание произведения на тексты псалмов на грабаре, посвященного 100-летию Геноцида армян. Пожелаем ему здоровья, сил и крепости духа для дальнейшей творческой деятельности и новых встреч в Ереване!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-05-03 14:23
В зале особых мероприятий Центра искусств "Гафесчян" состоялся ереванский дебют замечательной молодой певицы из Франции Мариам САРКИСЯН. Обладающая на редкость красивым по тембру голосом - россиниевским меццо-сопрано, великолепной дикцией и тонким чувством стиля, певица в течение двух вечеров представила разнохарактерные концертные программы: одну из сочинений западноевропейских, а другую - армянских композиторов. Ученица Зары Долухановой, а затем Анны Марии Бонди в парижской Schola Cantorum и Даниэля Оттевара в Ecole Normale de Musique, она ведет активную концертную деятельность как во Франции, так и за рубежом, выступая во многих престижных концертных залах и на международных фестивалях. Целеустремленность и трудолюбие, успешные выступления и в оперном, и в кантатно-ораториальном жанрах способствовали обретению необходимого опыта и выработке собственных принципов в искусстве.
-
2015-07-13 09:52
Арно Бабаджанян - яркий представитель послевоенного поколения армянских советских композиторов, причисленный в дальнейшем к так называемой армянской могучей пятерке: Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян, которые внесли весомый вклад в развитие армянской профессиональной музыки, оставив ряд значительных произведений в самых разных жанрах, начиная с массовой и эстрадной песни до сонаты, квартета, концерта, увертюры, симфонии, кантаты, киномузыки и т. д.
-
2015-06-10 12:28
...27 мая завершился очередной международный Канский кинофестиваль, и вот на фасаде того же прославленного Дворца фестивалей появился гигантский красочный постер, который оповещал о проведении 5-8 июня ежегодного крупнейшего международного музыкального форума МIDEM, аббревиатуры, означающей Marche Internatinal de Disques et Misique, то есть Международной ярмарки дисков и музыки. Организаторы этой существующей с 1964 года ярмарки сочли уместным сделать страной почета, иначе говоря, почетным гостем фестиваля, Армению, имея в виду, разумеется, отмечаемое в этом году 100-летие Геноцида армян в Османской империи. Высокий статус, которым наделили Армению в этом году организаторы фестиваля, еще раз свидетельствует о том, что Франция верна своим гуманистическим принципам в деле признания Геноцида.
-
2014-01-27 08:00
Тиграну Мансуряну - 75 летЕго приход в искусство был ярким, стремительным и совпал с серединой 60-х годов, когда армянское искусство в целом переживало время перемен, поисков и переосмысления национальных традиций. Еще будучи студентом консерватории, обучаясь в классе композиции замечательного композитора и педагога, народного артиста СССР, профессора Л.М. Сарьяна, он обратил на себя внимание своей одаренностью, целенаправленностью и удивительным трудолюбием.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…