МАХНЕМ ТУМАНЯНА НА ТУМО, или РЕИНКАРНАЦИЯ "ТРОЕК" 37-го ГОДА
На 30 октября назначено заседание суда, которому предстоит решить вопрос - остается ли собственностью Союза художников Армении здание по адресу ул. Абовяна, 16 или оно "уходит" государству. Заседание - закрытое, точнее "в письменной форме". Состязательность и открытость - а-у-у! Адвокат СХ Карен Меджлумян, которому в таком формате придется явно нелегко, назвал происходящее " то ли попыткой рейдерского захвата, то ли рэкетерским наездом". Так или иначе, с юридическими вопросами оставим разбираться юристам.
24 СЕНТЯБРЯ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ ПРИ БОЛЬШОМ СТЕЧЕНИИ членов всех творческих союзов, а также обществ слепых и глухонемых состоялась пресс-конференция руководителей заинтересованных, а точнее потерпевших сторон. Они дали моральную оценку происходящему.
Сурен САФАРЯН, председатель СХ Армении: - Мне кажется, мы ставим неверный акцент - постоянно звучит слово "недвижимость". Мы забываем, что то, что у нас собираются отнять, - это не только недвижимость. Это история, это духовные ценности нашего народа, Республики Армения. Союз художников - важнейшее звено в культурной жизни Армении. Если бы не он, залы Национальной Картинной галереи не пополнялись бы новыми жемчужинами, если бы не он, множество больших художников не имели бы возможности состояться, выставляться, представлять страну за рубежом. На протяжении десятков лет творческие союзы были мотором нашей культуры, и сегодня, говоря о "недвижимости", перечисляя пункты и подпункты, мы словно об этом, главном, забываем.
На заседании в НС речь шла о 27 тысячах объектов недвижимости, получивших свидетельство о собственности - от детсадов и стадионов до наших зданий - и о том, что работники Кадастра допустили ошибку, преступную ошибку. 27 тысяч разных людей в разных локациях и в разные годы совершили одну и ту же ошибку?! Думаю, нет. Это было политическое решение, решение государства, принятое после провозглашения Независимости Армении - признать эти здания нашей собственностью. Вклад художников в строительство нашего Дома невозможно переоценить, и это все понимали. И если были какие-то здания, какими-то путями получившие свидетельство о собственности, этот прецедент нельзя ставить на одну чашу весов со зданием Союза художников. Причем говориться только об Абовяна, 16, но над нашими домами творчества в Шорже, Цахкадзоре нависла та же угроза. Мы все оскорблены и глубоко возмущены! Потому что на протяжении месяцев идут какие-то процессы, проходят заседания, работают "заинтересованные стороны"... А мы что, не заинтересованная сторона? Ни разу нас не пригласили - ни на одном обсуждении мы не присутствовали! И если мы потеряем это огромное культурное наследие, что мы скажем грядущим поколениям?
Эдвард МИЛИТОНЯН, председатель СП Армении: - Мы постоянно слышим угрозы со стороны Алиева, от Азербайджана, который продолжает вооружаться, а это значит, стране продолжают грозить извне. А параллельно на государственном уровне создается угроза внутренней жизни - она нависает над армией, над культурой, над образованием. Власти доказывают, что их не интересует страна, ее духовная жизнь, а только "купи-продай"... Наша "независимая Генпрокуратура" взяла под козырек, и процесс пошел, а теперь в этом круге оказались и общества слепых и глухонемых. Мы с самого начала выразили свое отношение к этому террористическому намерению. После чего представитель прокуратуры Сона Овсепян в эфире Общественного канала объявила, что после того, как прокуратура выиграет по искам, эти здания продолжат служить творческим союзам. Я тогда спросил через СМИ: каким образом рядовой сотрудник прокуратуры так уверенно предсказывает будущее? А будущее по ходу дела стало очевидным... На наших съездах мы предложили сохранить за нами право собственности и законодательно закрепить запрет на продажу наших зданий. Объявили, что это невозможно, после чего последовало предложение министра Жанны Андреасян "подарите нам - мы отдарим вам", которое вызвало возмущение, и нам было сказано, что еще будут совместные обсуждения, которых так и не последовало.
Существует, на мой взгляд, единственная цель - экспроприировать эти здания и затем продать. Сисак Габриелян тоном оберпрокурора заявил, что после отъема зданий "мы решим, как работают эти союзы". И если плохо (будто у них есть критерии, будто они знают, что такое творческие союзы!), "мы откроем на их месте ТУМО". ТУМО - это замечательно, мои внуки тоже туда ходили. Но когда на ТУМО пытаются заменить Туманяна!.. Из нас хотят сделать игрушку в руках государства - оно будет решать, кто есть кто, имеем мы право на голос или нет. В 37-году существовали "тройки" - следователь -судья-прокурор. Три человека на скорую руку принимали решения о ссылках и расстрелах. Так убили Бакунца, так убили Чаренца. Новая реинкарнация такой "тройки" - Прокуратура - Административный суд - Кадастр. И они будут решать нашу судьбу! Хотя Кадастр - всего лишь зависимая госструктура, под давлением государства он примет те решения, которые им нужны...
Рафик ХАЧАТРЯН, председатель Общества слепых: - Наше объединение обладает несколькими десятками единиц недвижимости, которая создана искулючительно в результате труда незрячих людей. Кроме того, только в Ереване мы построили 21 многоквартирный дом и столько же в регионах, и если бы мы этого не сделали, тысячи людей с ограниченными возможностями остались бы без крыши над головой. Один из корпусов офтальмологической клиники Малаяна также построен на наши средства, так же как один из корпусов санатория "Горная Армения" в Дилижане, могу перечислять дальше. А теперь нам предлагают отдать нашу собственность государству. Так мы уже это сделали - построили для армянского государства то, чем пользовались и пользуются тысячи людей! За последнее время мы четыре раза обращались в Кадастр за единой справкой о нашей собственности, и нам ее не предоставили - за неимением достаточных оснований! 30 лет мы их получали по первому запросу. Законы не менялись, и не было никаких решений суда. Так что произошло? И по чьему приказу?
Левон АБРАМЯН, художник: - Нам надо действовать, потому что, если будет решение суда, все эти обсуждения и протесты ничего не будут стоить. Мы ждем аудиенции премьера - а если он не примет и не выслушает? Тогда надо идти на крайние меры! Культуры, инвалиды - эта власть хоть с кем-то считается, кого-то признает? Это мы решаем, признаем ли мы эту власть! Несколько месяцев назад министр пришла к нам и вроде были достигнуты какие-то договоренности. Так что за шаги вы теперь предпринимаете?! Как это понимать - государство врет и обманывает? Таково лицо нашего государства? В этом зале висят полотна больших художников - тех, кто внес свой вклад в становление нашей государственности. Если основы этой государственности целенаправленно подрываются, я хочу понять - с каким государством мы имеем дело?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...