"РОДИНУ НЕ ПОКИДАЮТ, А БЕРЕГУТ..."
История Арцаха - десятой провинции Армении - уходит в глубокую древность. Люди начитанные, цивилизованные, а тем более историки, об этом прекрасно знают. Хотя бы потому, что информация исходит из таких достаточно компетентных источников, как Страбон, Плиний Старший, Клавдий Птолемей, Плутарх и прочие греки и римляне. Люди нецивилизованные, без многовекового роду-племени, пыжатся изо всех сил, чтобы переписать историю на свой лад и доказать, например, что кочевые тюркоязычные племена, впервые появившиеся на Армянском нагорье в XI веке, обретались на армянской земле со времен Адама и Евы.
Когда народность обретает государственность лишь в XX веке, то требуется много поколений, чтобы превратиться в цивилизованную нацию. Если получится. И касается это не только Азербайджана. Ну а аборигенам вроде армян приходится вести борьбу со шквалом фальсификаций, домыслов, мифов и лжи, объясняя этому равнодушному, мягко выражаясь, миру, кто прав, а кто - врет. В этом ряду книга Степана ДАДАЯНА "Политическая история Арцах - Карабаха. Реальность и вымысел".
В общих чертах
Уроженец Шуши, ректор Арцахского государственного университета (2008-2013), профессор Степан Вагаршакович Дадаян - автор множества статей и монографий. Первое издание нынешней книги вышло в 2017 году. Позже автор дополнил ее новыми фактами. В работе около 500 страниц, 8 глав. Особое место уделено анализу и критике сочинений азербайджанских историков об истории Арцах - Карабаха в XVIII - XX вв. В списке использованной литературы - 91 произведение азербайджанских авторов. Они еще с 60-х годов XX века (в эпоху пролетарского интернационализма) беззастенчиво взялись за научное обоснование решения Кавбюро РКП (б) от 5 июля 1921 года о передаче Нагорного Карабаха Азербайджану. Причем написали "оставить", что было явным враньем. Но об этом позже.
ЧТО КАСАЕТСЯ РЕАКЦИИ АРМЯНСКИХ ИСТОРИКОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, то назвать ее адекватной никак нельзя. А после распада СССР азербайджанские ученые мужи и дамы уже отмели в сторону все научные и логические критерии. Да и как иначе, ведь "отец нации", сам Гейдар Алиев в 1999 году заявил: "Надо создавать произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где ныне расположена Армения. Мы должны открыть дорогу будущим поколениям".
Ильхам Алиев на съезде (08.02.2018 г.) обозначил эту самую дорогу: "Иреван - наша историческая земля, и мы, азербайджанцы, должны вернуться на эти исторические земли".
Разоблачая вымыслы и мифы соседей, С. Дадаян ссылается на литературу на армянском языке (65 источников) и русском (220). Здесь не только армянские фамилии, но и множество иностранцев, умеющих отличить правду от лжи типа "исторического" перла Т. Мустафа-заде: "В богатой пятитысячелетней истории азербайджанской государственности особое место занимает период ханств". Согласитесь, что такого рода суждения уместнее комментировать психиатру, чем историку. Но Дадаяну пришлось терпеливо цитировать и разоблачать оппонентов с высот отечественной истории.
В работе огромное множество интереснейших фактов и деталей, неизвестных и тем, кто хорошо знаком с историей Арцаха. Представить даже сотую долю материала в газетном формате невозможно. Выделю очень кратко лишь два периода, связанных с появлением пришлого тюркского элемента в нагорной части Карабаха и роковым решением Кавбюро от 5 июля 1921 года.
Мелики и Панах
Арцах стал частью Сефевидской Персии в XVI веке. Хаченское княжество распалось на 5 меликсов: Гюлистан, Джраберд, Хачен, Варанда, Дизак. Автор отслеживает их путь до присоединения к России в начале XIX века, когда мелики перестали управлять своими владениями. Известно, что на протяжении более 100 лет мелики и духовные лидеры вели переписку с Российским императорским двором от Петра I до Александра I, позиционируя себя в качестве верного и надежного союзника России.
В НАЧАЛЕ 1720-х, ВО ВРЕМЯ ВОССТАНИЯ ДАВИД-БЕКА, СГНАХИ (военное поселение) Сюника и Карабаха имели общую численность в 30 тысяч пеших и 20 тысяч конных воинов. Петр I остановил свой поход в Дербенте, не оказал военной помощи. Но существование сгнахов сыграло большую роль в деле удержания Россией прикаспийских персидских провинций и изгнания османских турок из Закавказья.
После убийства Надир шаха в 1747 году глава бандформирования из 200 всадников тюркского племени джеванширов Панах провозгласил себя ханом. В Персии развернулась ожесточенная борьба за трон, 14 претендентов безжалостно теснят и убивают друг друга. Карабахского ханства при персидском дворе не было. Панах не имел ни крепости, ни дворца - только стойбище с обычной землянкой, окруженной такими же "палатами" подчиненных ему подельников по разбою и грабежу.
В 1751 году четыре мелика (Гюлистан, Джраберд, Хачен, Дизак) ссорятся с меликом Варанды Шахназаром. Он и становится опорой, которую искал Панах, чтобы попытаться овладеть Карабахом. Шахназар приблизительно в 1756 г. предоставляет разбойнику право поселиться в Шуши, видимо, рассчитывая, что сумеет его при необходимости приструнить. Если замок мелика был в центре крепости, на высоте, дом Панаху отвели в нижней части города, на краю глубокого каньона. Целью Шахназара было возвышение над остальными меликами. Но все обернулось иначе.
Дадаян подробно описывает боевые столкновения между меликами и Шахназаром. Панах на фоне раскола пытается представить себя главой "Карабахского ханства", но мелики ему не подчиняются. Панаха в годы политической чехарды в Персии один из претендентов - Керим-хан Зенд "командирует" из Карабаха к себе поближе, держит пленником в Ширазе, где тот и умирает в 1763 году. После смерти Панаха мелик Шахназар, чтобы продолжить партнерство с его сыном Ибрагимом, отдает свою дочь Хюри-зат мусульманину замуж. Это еще одна причина столкновения с меликом Дизака. Понятно, что при Шахназаре Ибрагим не мог и мечтать о правлении Карабахом. К тому же брат Ибрагима Мехрали тоже боролся за власть. Ибрагим прикончил братца еще в 1785 году. Мелик Шахназар умер в 1792 году, Ибрагим попытался вздохнуть полной грудью, но на армянскую землю в 1806 году пришло российское войско, и сын Панаха бесславно завершил свой жизненный путь.
Кстати, "хана" Панаха похоронили не в Шуши, где он был в воображении азербайджанских историков хозяином, а неподалеку от Агдама, на участке, выкупленном у мелика Хачена. А вообще первые кладбища мусульман в нагорной части Карабаха появились только в советское время, точнее, в 50-60-х гг. XX века.
Попытки изобрести независимое Карабахское ханство Панаха - еще один из мифов азербайджанцев. Вина мелика Шахназара в приглашении разбойника в Шуши велика. Вместе с тем непростительно подорванное внутреннее единство меликов Карабаха способствовало укреплению самозванца Панаха в нагорной части Карабаха с вытекающими из всего этого трагическими последствиями.
5 июля 1921 года и чуть дальше
К этой трагической для армян Карабаха дате в первой четверти XX века в регионе произошло много событий. Первая мировая война, Геноцид армян, крушение царизма, образование трех закавказских республик, территориальные споры и столкновения между ними, сближение большевистской России с кемалистской Турцией. Это последнее обернулось для армян катастрофой.
УНИКАЛЬНЫЙ ПО СВОЕЙ НЕЛЕГИТИМНОСТИ МОСКОВСКИЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ ОТ 16 МАРТА 1921 г. (в котором два непризнанных субъекта международного права распорядились землями признанной Армении) привел к отторжению значительной части территории Республики Армения в пользу Турции. А новоиспеченному Азербайджану достался Нахиджеван. С Карабахом пока ясности не было.
Правда, азербайджанские мусаватисты (перед тем, как перекраситься в большевиков 28 апреля 1920 года) в марте того же 1920-го вырезали армян в Шуши, совершили ряд других злодеяний в Карабахе, Баку (сентябрь 1918 г.) и других населенных пунктах, контролируемых "кавказскими татарами". Несмотря на сложнейшую ситуацию, съезды армянства Карабаха с июля 1918 года провозгласили край независимой административно-политической единицей, избрав Национальный совет и Народное правительство. Лишь на 7-м съезде был достигнут под угрозой смерти временный (до окончательного решения) компромисс.
Все детали событий от 1918-го до лета 1921 г. в Карабахе изложены автором с достоверными комментариями в полемике с азербайджанцами. Дадаян, как и ряд других историков, обращает внимание на факторы, склонившие чашу весов не в нашу сторону: это прежде всего бакинская нефть и иллюзорные мечты большевиков о совместной с турками борьбе с Антантой под знаменем мировой революции.
С сожалением опуская многие подробности, напомню выделенный автором факт. 10 июля 1920 года Нариманов (глава советизированного Азербайджана), Мдивани, Микоян, Нанейшвили, Левандовский и другие большевики обратились в ЦК РКП (б) с резким посланием о необходимости передачи Карабаха и Зангезура Азербайджану. Так (указывает Дадаян) "наримановщина" была трансформирована в "идеальный интернационализм", который позже лег в основу решения от 5 июля. Примечательно, что В. Ленин накануне советизации Азербайджана на встрече с членами азербайджанской партии "Гуммет" простодушно признался, что не знает, в какой части империи находится Нагорный Карабах, поэтому полностью положился на Нариманова и его знание дела.
Тем не менее 3 июня 1921 года пленум Кавбюро признал Нагорный Карабах неотъемлемой частью Советской Армении (тогда Нжде еще был в Зангезуре). Пантюркист (а по совместительству большевик) Нариманов взбрыкнул, добился созыва пленума Кавбюро в Тифлисе 4 июля. На нем 5 из 9 членов проголосовали за включение НК в состав Армении. Нариманов потребовал и с согласия Сталина добился переноса окончательного решения вопроса в ЦК РКП (б). Но вдруг 5 июля Сталин вновь созвал пленум Кавбюро, где в нарушение вчерашнего решения или хотя бы переноса вопроса в Москву, Нагорный Карабах был "оставлен" (это ложь, край не принадлежал тов. Нариманову) в составе Азербайджана. Причем в протоколе вообще отсутствует пункт о голосовании.
РЕШЕНИЕ ОТ 5 ИЮЛЯ ВЫЗВАЛО ВОЛНУ ПРОТЕСТА У АРМЯН КАРАБАХА И В АРМЕНИИ. Руководство Азербайджана развернуло террор против своих, так сказать, граждан: штрафы, расстрелы так называемых воришек, разбойников с армянскими фамилиями. Центр осознал, что хоть какую-то уступку армянам нужно сделать. Дадаян критикует (с приведением цитат) позицию Кирова и Орджоникидзе. В конечном итоге 7 июля 1923 г. АзЦИК был вынужден декретом образовать на части территории НК автономную область как составную часть АССР с центром в Ханкенди. Оставалось ее начертить.
Площадь нагорной части Карабаха (это без равнинной) составляла более 15 тысяч. кв. км. Чиновники из Аз. ЦИКа оставили большую часть НК за пределами автономии. Это Бердзор, Кархат (Дашкесан), Шамхор, Гюлистан. Границы нарисовали так, что часть территории НК с армянским населением около 100 тысяч осталась вне области и была брошена на произвол судьбы. Попутно изобрели Красный Курдистан, чтобы Армения не граничила с НКАО. Потом курдов за ненадобностью упразднили. Дело было сделано. "Интернациональный" Азербайджан под знаменами пантюркизма взялся за последовательное искоренение армянского элемента на всей своей территории. А Турция, поиграв в "мировую революцию", отвернулась от одураченной России к Западу. Нжде писал: "Договоры существуют столько, сколько существуют порождающие их условия. На турецко-большевистский договор могут полагаться те, чья тупость в нашем веке непростительна".
Постскриптум
Книга Степана Дадаяна "Политическая история Арцах - Карабаха. Реальность и вымысел" содержит огромное количество достоверной, ценной информации о судьбе армян Карабаха с древнейших времен до наших дней.
ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ СОБЫТИЙ, ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ СТРАН РЕГИОНА, руководствующихся исключительно своими интересами, объективная критика ошибок своих деятелей, обман и невыполнение обещаний чужими - все это и многое другое поможет читателю понять, что и почему случилось с нами в указанный период. Приведу напоследок убийственный факт.
После подписания между Арменией и Турцией Карсского договора (13 октября 1921 г.), продублировавшего текст подлейшего Московского российско-турецкого договора (16 марта 1921 г.), турки преподнесли нам подарок - 3 вагона соли, 2 вагона хлеба, 80 овец и 40 коров. Любопытно, сколько овец и коров получит Пашинян в дар от Алиева, если дело с "мирным" договором сладится под диктовку соседей?
Точка в книге С. Дадаяна была поставлена до исхода армян из Арцаха с 19 сентября 2023 года. Ныне впервые с доисторических времен армян там нет. А "гордые" и "свободные" граждане РА все никак не поймут, что с ними происходит, и что будет дальше.
Комментируя решение Кавбюро от 5 июля 1921 года, Дадаян пишет: "Толканием жертвы в объятия хищника мир между народами не устанавливают". В сегодняшней ситуации эта мысль еще более актуальна. Но это никого, кроме армян, не волнует. Поэтому нам остается рассчитывать прежде всего на себя. И помнить наказ историка Степана Дадаяна: "Родину не покидают, ее защищают и берегут для будущего поколения".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-03 10:01
3 октября в Армянском музее Москвы состоится презентация книги историка изобретательства Тима Скоренко "МАРСОХОД. АККОРДЕОН. МРТ. История армянской изобретательской мысли".
-
2024-09-24 09:44
Сароян виделся с Чаренцем после поездки в Армению в 1935 году. Писатель не был знатоком его поэзии, но встреча в Москве стала поворотной. Этот эпизод описан Сарояном.
-
2024-09-21 10:32
До 27 сентября 2020 года я, как и многие другие, был недоволен тем, что происходит в Армении и вокруг нее. Но когда с благословения всех сильных мира сего Алиев с Эрдоганом и наемниками-террористами развязали и продолжили войну в Арцахе, до меня, наконец, дошло, что имела в виду моя мать, говоря: "В жизни бывает очень худо. Но по сравнению с тем, что может случиться, это все цветочки..."
-
2024-09-16 10:49
Скорбной вестью поделился 14 сентября Ванадзорский драматический театр им. О. Абеляна, сообщив о смерти известного драматурга, поэта, сатирика Самвела ХАЛАТЯНА. Родился он в 1950 году, работал в городской прессе, потом вошел в литературу, издал десятки сборников стихов, романов, монографий, пьес и сатир. Еще в советское время дважды завоевывал (1981, 1989) первый приз на Всесоюзном конкурсе "Лучшие детские национальные пьесы СССР", возглавлял литчасть Ванадзорского театра.