Последние новости

ВОЗВРАЩЕНИЕ БАЛЕТА "АНТУНИ"

На сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова состоялась из ряда вон выходящая премьера. Стряхнув многолетнюю пыль с либретто и рискуя проиграть без звездных имен авторов спектакля (либретто Владимира Шахназаряна по теме "Несмолкаемой колокольни" Паруйра Севака, балетмейстер-постановщик Максим Мартиросян, дирижер-постановщик Яков Восканян) и уникальных декораций Минаса, которые иначе, как прекрасными, не назовешь, балет-оратория "Антуни" Эдгара Оганесяна вернулся туда, откуда начал свое шествие на сцене. Этим спектаклем театр отметил знаменательную дату -155-летие со дня рождения великого Комитаса.

 ВОЗВРАЩЕНИЕ БАЛЕТА 'АНТУНИ'"АНТУНИ" НА СЦЕНЕ – ЯВЛЕНИЕ, ВЫХОДЯЩЕЕ ЗА РАМКИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТОЛИЦЫ. По-настоящему его можно оценить лишь на фоне мощного процесса возвращения утраченных и полузабытых культурных ценностей.

Впервые театр обратился к этому балету в 1969 году, когда в стране и далеко за ее пределами отмечали столетний юбилей Комитаса. В центре балета Эдгара Оганесяна – образ бездомного скитальца, ассоциирующийся с образом гениального композитора, с его судьбой, неотделимой от судьбы армянского народа. В роли Антуни выступали незабвенный Вилен Галстян, Рудольф Харатян и Ованес Диванян. Образ Хумар был воссоздан замечательными танцовщицами – Анной Марикян и Эльвирой Мнацаканян. Примечательными были и костюмы, созданные по эскизам Роберта Элибекяна.

Затем после долгого перерыва театр обратился к "Антуни" в 1987-ом. Но, к сожалению, спектакль шел недолго. В том спектакле танцевали и дочь Максима Мартиросяна – Сусанна, которая в нынешнем спектакле выступила в качестве балетмейстера-реставратора. Музыкальный руководитель и дирижер Карен Дургарян. Декорации Минаса восстанавливал его сын – художник Нарек Аветисян, а костюмы по эскизам Роберта Элибекяна – Рубина Оганесян.

"Антуни" - четвертый балет Эдгара Оганесяна. Предыдущие балеты "Мармар", "Голубой ноктюрн", "Вечный идол" - разные по теме, сюжету, характеру, стилю и вместе с тем в чем-то единые, на нашей сцене тоже нашли сценическое воплощение. По признанию композитора, опера и балет всегда привлекали его внимание ярко театральным, впечатляющим раскрытием сильных жизненных конфликтов, большим накалом человеческих страстей, синтезом различных видов искусств. Но лучше всего композитор чувствовал себя в стихии балета: ему была близка художественная поэтизация, типизация через музыку, связанную с пластикой, движением, танцем, ритмом, со сферой симфонизма. Здесь он ощущал себя свободнее, увереннее.

При жизни композитора на Национальной сцене успешно шла его опера "Путешествие в Арзрум". Но интерес к балету все возрастал, и кто знает, какие еще балеты могли украсить афиши театра, но увы…Судьба распорядилась иначе. Со временем его балеты ушли со сцены. И вот благодаря нынешнему руководству театра в лице Карена Дургаряна балет "Антуни" вернулся.

Почему сегодня возникла необходимость именно в этом балете? Помимо юбилея Комитаса, памяти которого она посвящена, это еще прекрасная музыка, изумительная драматургия, напряженные конфликты, высокий трагизм, который навеки скрестил судьбу Комитаса с судьбой его народа.

МУЗЫКА БАЛЕТА ПРИВЛЕКАЕТ СВОЕЙ ЯРКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРНОСТЬЮ, как уже не раз отмечали критики, глубокой и органичной связью с многообразными пластами армянской народной музыки. К тому же сюжет балета, связанный с образом Комитаса и армянского народа, обусловил обращение Эдгара Оганесяна к комитасовским песням, обработкам, записям. "Антуни", "Кали ерг", "Оровел", "Гаруна", "Андзрев екав", "Бингёл" - эти и другие комитасовские песни мы слышим в балете. При этом музыка балета не этнографична и, как верно замечено доктором искусствоведения Георгием Тиграновым, "исследуя традиционные формы классического балета с его стройной архитектоникой и композицией, соотношение танца и пантомимы с законченными номерами, Э. Оганесян переосмысливает и развивает их достижениями балетного искусства XX века и прежде всего наиболее близких ему балетов Стравинского, Прокофьева, Хачатуряна, а также танцевальной музыки Дебюсси и Равеля".

Было бы ошибкой полагать, что содержание балета исчерпывается основными двумя пластами: на дне исторической трагедии и драмы таится глубоко интимное лирическое содержание. "Антуни" - это еще и лирика, хотя подается как живописный фон, но она и в декорациях, и в костюмах, и мизансценах, разработанных со вкусом и весьма способствует эмоциональному настрою зрителя. Она развивается в напряженном ритме, но деликатно минует излишества, которые подстерегают в драме с преобладанием экстремальных ситуаций и гипертрофированных эмоций.

Музыка придает каждому событию и каждому сценическому образу тот особый смысл, который находит отзвук в душе зрителя, понуждая воспринимать события и повороты сюжета еще и как драму в "кулисах души", как собственную, однажды пережитую в ином времени и в других жизненных перипетиях.

Напряженный драматизм, трагедийность, лиризм находятся во внутреннем взаимодействии. Песенно-танцевальное начало сочетается в нем с хоровым и даже хоральными формами (в партитуру балета включена и партия хора под управлением Нарине Восканян) с активным симфоническим развитием.

 ВОЗВРАЩЕНИЕ БАЛЕТА 'АНТУНИ'ПРЕМЬЕРА "АНТУНИ" ПОКАЗАЛА, ЧТО СПЕКТАКЛЬ НАШЕЛ СВОИХ ГОРЯЧИХ ПОКЛОННИКОВ. Несомненно одно: восстановлен интересный балет большой художественной силы. Возможно, предстоит и дальнейшая работа над спектаклем, чтобы отшлифовать исполнение. Но и сейчас уже ясно выявлено удивительное творческое единство солистов (Антуни - Севак Аветисян, Хумар – Анаит Василян, Мариам Галачян), кордебалета, оркестра, хора – это результат высокой требовательности авторов восстановленной постановки: музыкального руководителя и дирижера спектакля Карена Дургаряна (во второй день премьеры спектакль шел под управлением Арутюна Арзуманяна), балетмейстера-рестовратора Сусанны Мартиросян, художника - Нарека Аветисяна, бережно восстановившего декорации Минаса, художника по костюмам Рубины Оганесян, проделавшую огромную работу по восстановлению костюмов, созданных Робертом Элибекяном.

Дургарян - чуткий интерпретатор музыки Э. Оганесяна. Он тонко чувствует стиль оганесяновского творения, его яркую национальную характерность, огненный темперамент, выразительность и богатство мелодического языка и в соответствии с этим выстраивает весь спектакль. Богатейший арсенал классического танца в спектакле органически сочетается с характерными особенностями армянского национального танца. Замечательно переданы оркестром контрасты, перепады настроений. Прочувствованная мелодия, вызывающая ассоциации с прекрасной народной песней, вдруг сменяется иной музыкой – пляской смерти, создающей представление о трагических событиях 1915 года, о геноциде армян в Османской Турции. Словно сметая все на своем пути, проносится жуткий, дикий, нечеловеческий пляс. Его исступленная ритмика, свист флейт, дробь барабанов, воинственные кличи труб сливаются с интонациями боли, ужаса, гнева, протеста. Ассоциации с жуткими картинами разгула насилия, изуверства и жестокости смерти…

Творчески подошла к своей работе и Сусанна Мартиросян, предельно чутко относясь к стилю Максима Мартиросяна, к его поискам. Хороши и декорации, костюмы. Порадовала молодежь, органически влившаяся в труппу театра. В партии Хумар ярко раскрылось дарование артистки Анаит Василян, ее удивительная певучая пластика. Замечателен в сложнейшей, многоплановой роли Антуни Севак Аветисян. В целом можно сказать, что нынешние балетные артисты обладают рядом несомненных достоинств, особой пластичностью, умением ясно прочертить каждое движение и красиво завершить танцевальную фразу. Здесь легко переходят от классического стиля к характерным танцам.

Хочется поддержать театр за то, что он возродил этот балет к сценической жизни, за возрастающий интерес к балетной классике и произведениям современных авторов. Радует, что театр проникнут духом поисков, стремлением к созданию самобытного репертуара.

Галерея (7 фото)

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ГРОМКАЯ ПРЕМЬЕРА В КОНЦЕ СЕЗОНА
    2025-07-31 10:07

    Под самый занавес сезона Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представил на своей сцене громкую премьеру – одноактные балеты "Пробуждение Фавна" на музыку Клода Дебюсси, "Болеро X" Мориса Равеля и "Весна священная" Игоря Стравинского, композитора-новатора, который, как никто в XX веке, умел быть современным вне злободневности, сумевший "не устареть" до глубокой старости. Хореографическое воплощение осуществили истинные личности: "Пробуждение Фавна" и "Болеро X" поставил талантливый израильский исполнитель и хореограф Шахар Биньямини, а "Весну священную" - известный словенский балетмейстер Эдвард Клюг. Инициатор постановок балетов – руководство Национального театра в лице Карена Дургаряна, он же и дирижер спектаклей, одно присутствие которого за пультом оркестра уже гарантирует успех. В спектакле заняты артисты балетной труппы театра.

  • ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЗБРЕЖЕН
    2025-07-26 10:26

    Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.

  • ПОЭЗИЯ ПАРАДОКСА
    2025-07-16 10:37

    Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.

  • У НЕГО БЫЛО АБСОЛЮТНОЕ ЧУВСТВО ПРАВДЫ
    2025-07-14 10:01

    К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ