УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
В ПОСЛЕДНИЕ ПОЛТОРА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЭТОТ ТРАДИЦИОННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НЕИЗМЕННО украшает нашу музыкальную осень. Он познакомил слушателей с лучшими зарубежными исполнителями и дирижерами, представил многие шедевры классической музыки. Программы концертов отличали безупречный вкус, избранность замыслов, привлечение музыкантов не просто яркого, но истинного таланта. Только за последние полтора десятилетия Национальный филармонический оркестр под управлением Э. Топчяна сотрудничал едва ли не со всеми ведущими мировыми исполнителями - начиная от Пласидо Доминго, Евгения Кисина, Наталии Гутман, Алексея Любимова, Сергея Хачатуряна, Сурена Бабаяна, Алекснадра Чаушяна, Стивена Исерлиса, Юрия Жислина до Барри Дугласа, Изабелл Фауст и других. Эту линию оркестр продолжает до сегодняшнего дня.
Художественными руководителями нынешнего, XVI международного фестиваля явились главный дирижер оркестра Эдуард Топчян и президент Международного концертного агентства IMG Гарольд Кларксон. Сверхзадача организаторов этого музыкального марафона, проникнутая пафосом бескорыстной любви к творчеству, высоким патриотизмом и художническим энтузиазмом, нашла поддержку Министерства науки, образования, культуры и спорта РА и мэрии столицы. Энтузиасты фестиваля дали слушателям редкую возможность не только узнать и оценить талантливых современных исполнителей, но и урок высокого содружества и подлинной профессиональной культуры. Долгие годы интенсивной и такой блестящей работы, которую неизменно демонстрирует оркестр, свидетельствует о его великолепной форме.
В программе нынешнего фестиваля были произведения чешских композиторов - Дворжака, Сметаны, Яначека, Богуслава Мартину, Марека Кепр и Любоша Фишера. Помимо произведений крупной формы - симфоний, концертов, в программах были и камерные произведения, прозвучавшие в исполнении струнного квартета "Аветис" и пианиста Айка Меликяна. Состоялся также ряд армянских и мировых премьер.
Среди вершин фестиваля - блестящий концерт с участием легендарного оперного певца Пласидо Доминго и талантливой молодой артистки, восходящей оперной звезды Джулианны Григорян. Оба они удостоились заслуженных высоких наград - Золотой медали от мэрии столицы - Пласидо Доминго, а Джулианне Григорян была вручена Золотая медаль МОНКС.
Незабываемыми были для ереванских слушателей и гостей столицы участие в концертах замечательных музыкантов - известного маэстра Инго Метцмахера и дирижера Ильича Риваса, скрипачей Арабеллы Штайнбахер, Каролины Видман, всемирно известных пианистов Барри Дугласа, Гельмута Дойче, сопрано Грачуи Басенц, виолончелиста Даниэла Мюллер-Шота и других.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РУКОВОДСТВА ОРКЕСТРА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПРОГРАММ - показать слушателям весь диапазон возможностей коллектива. Да, они приглашают солистов с мировыми именами, но и артисты оркестра не остаются в стороне. Они интересны слушателям сами по себе и не прячутся за приглашенными знаменитостями. Концерты классической музыки - это сакральное действо, когда между слушателями и исполнителями возникает нечто такое, что связывает их души с чем-то высоким. Вот ради этого момента все и происходит: тратится столько сил и энергии, чтоб сделать реальностью эти фестивали, приезд команды артистов экстра-класса.
Особенно мощным и впечатляющим был заключительный концерт фестиваля: прозвучал "Реквием" чешского классика Антонино Дворжака - произведение столь же изысканное, сколь и редко исполняемое. У нас на слуху в основном заупокойные мессы, кантатно-ораториальные произведения для солистов, хора и оркестров Верди и Моцарта. Благодаря огромной слушательской популярности в наших концертных залах звучат в основном "Реквием" Моцарта и "Реквием" Верди. Реже можно услышать "Реквием" Берлиоза.
И вот "Реквием" Дворжака - один из самобытных и уникальных шедевров в Большом зале имени Арама Хачатуряна прозвучал как откровение для многих слушателей и гостей Еревана. Его представили Национальный филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна, для которого обращение к этому масштабному незаурядному сочинению стало одной из наиболее впечатляющих дирижерских работ в новом сезоне, Академическая капелла (художественный руководитель маэстро Ованес Чекиджян) и квартет солистов.
Реквием был дан без антракта. Уверена, что каждый, сидящий в переполненном зале, испытал особое чувство события, когда исполняется что-то еще неизвестное, гипнотически властное, отмеченное особой глубиной и первозданностью. С первой же ноты, с первых же звуков оркестра и хора слушатели погружаются в музыку, вслушиваются в трепетные голоса хора и солистов.
Впервые это произведение Дворжака было представлено в Англии в 1891 году под управлением автора. Согласно утверждениям историков музыки, концерт прошел с оглушительным успехом. Еще до "Реквиема" композитором были созданы произведения в духовном, контатно-ораториальном жанре - Stabat mater, принесшая композитору европейское признание после исполнения в Лондоне оратория "Святая Людмила", Месса и только потом "Реквием" - жгучий, напряженный по искренности и страстности субъективного высказывания. В этом произведении композитор поднялся на качественно новую ступень мышления, где уже возможны и глубокое осознание пережитого и серьезная постановка общечеловеческих тем, их разрешение и высокая степень художественного обобщения. Конечно, "Реквием" Дворжака трагичен, вызывает ощущение просветления.
ЗАЛ ВСТРЕТИЛ ЭТО ИСПОЛНЕНИЕ С ОГРОМНЫМ ВООДУШЕВЛЕНИЕМ И ЭНТУЗИАЗМОМ. Прекрасно показали себя все исполнители - оркестр, хор, солисты - сопрано Анна Аглатова, лауреат международных конкурсов, обладательница российской премии "Золотая маска", меццо сопрано Алина Черташ (Россия), тенор, солист Ереванского оперного театра Тигран Мелконян и чешский бас Ян Мартиник. Из стиля никто не выбивался, были хорошо показаны все сюжетные повороты и кульминации, произведение воспринималось как цельное монументальное полотно и слушалось на одном дыхании, хотя длилось исполнение достаточно долго.
Огромная работа была проведена оркестром под управлением Э. Топчяна. Совместная вдохновенная работа. С первыми звуками оркестр предельно обостряет слух, эмоционально встряхивает, погружая в стихию музыки. В трактовке дирижера и его оркестра, хора и солистов "Реквием" зазвучал не просто как ярко образный духовный феномен, но и как масштабная оркестрово-хоровая фреска, в которой закодировано глубокое философское содержание, бездна смыслов, живые мощные и славянские музыкальные корни. Реквием требует от слушателей постоянной сосредоточенности, работы души. Как всегда, замечательно проявил себя хор. Его исполнение поражало необычайной тонкостью трактовки, глубоким проникновением в сложную музыкальную ткань сочинения, в его философское содержание. Не поддаться обаянию и его властной силе невозможно.
Итак, еще один фестиваль ушел в историю. Его "портрет" получился оптимистичным и многообещающим. Он еще раз подтвердил: работа оркестра и его руководителя поистине плодотворны и интересны.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?