Анатолий ПАПЯН: ПРОДОЛЖЕНИЕ
В Союзе художников Армении открылась выставка, приуроченная к 100-летию видного армянского живописца и графика, народного художника Армении Анатолия Папяна. Экспозиция, умело подобранная специалистами СХ и дочерью юбиляра Мариам вобрала работы не только самого мастера, но и других художников, творчество которых неразрывно связано с его именем.
Выставка названа «Наследие», и, как отметила Мариам Папян, в этом есть особый смысл. «Анатолий Папян не только оставил нашей стране и своему народу огромное наследие как многогранный и разноплановый художник. Его талант унаследовали его прямые потомки, став носителями его творческих генов. Он также воспитал плеяду графиков и живописцев, продолживших его дело и ставших наследниками Папяна-педагога», - сказала дизайнер интерьера, доцент кафедры дизайна Ереванского государственного университета архитектуры и строительства Мариам Папян.
КАК РАССКАЗАЛА МАРИАМ, ГОТОВЯСЬ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ АКАДЕМИЮ, ЕЙ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ быть ученицей своего отца, что оставило неизгладимый след в ее душе и памяти. «Помню, как оказавшись в его мастерской в качестве ученицы, а не дочери, я вдруг обнаружила для себя совершенно другого Анатолия Папяна, которого прежде не знала, - продолжила она. - Будучи весьма терпимым, понимающим и мягким отцом, он оказался очень строгим и требовательным педагогом, требующим от учеников не просто самоотдачи, а полного погружения в процесс учебы и преданных искусству. Сегодня в моей семье сменились роли, теперь я помогаю своей дочери в подготовке к поступлению в вуз и зачастую ловлю себя на том, что разговариваю с ней голосом своего отца, передавая ей знания, которые когда-то получила от него сама».
Как отметил председатель Союза художников Армении Сурен Сафарян, его поколению посчастливилось не только видеть и учиться у Анатолия Папяна, но и общаться с ним, получая помимо академической информации знания, которые их опытный педагог накопил за долгие годы жизни и творческой деятельности.
«У него мы учились не только живописанию, но и тому, каким должен быть истинный гражданин и патриот, человек, любящий свою страну, - сказал Сурен Сафарян. – Анатолий Папян был для нас примером творца, который не признавал лжи и фальши в искусстве, идеалом художника, который имел свое лицо и старался не походить на других. Он подготовил не одно поколение деятелей изобразительного искусства, которые до сих пор помнят, ценят и почитают его. Ведь он продолжал приходить в вуз практически до конца своей жизни, чтобы успеть передать студентам все, чего достиг за долгие годы труда в искусстве и на благо искусству».
Анатолий Папян оставил неизгладимый след в истории армянской живописи, а его творчество стало своеобразным зеркалом духа, силы и самобытности эпохи, в которую он жил и творил. Родившись в 1924 г. в Ереване, он увидел все взлеты и падения, которыми был насыщен ХХ век и история нашей страны, был в числе художников, формировавших изобразительное искусство – советское и армянское. Как творец он не стоял на месте, а постоянно искал новые формы самовыражения, что сказывалось не только в разнообразии жанров его творчества, но и в переходе от монументальных полотен в духе соцреализма к созданию свободных, более интимных картин с элементами экспрессионизма. Истинный мастер и знаток своего дела он умел остановить безбрежность красок, растекающихся по девственному холсту, и превратить цвет в форму, а форму в образ, наполненный содержанием. Каждый его четкий штрих или, наоборот, смазанность линий, получали осмысленное очертание, однако этим его работа над картиной не заканчивалась. В свои художественные образы, будь это часть самобытных пейзажей или герои портретов, он обязательно вдыхал тепло своей души, тем самым превращая полотно в произведение искусства.
«МНЕ ТАКЖЕ ДОВЕЛОСЬ ОЩУТИТЬ НА СЕБЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ И МУДРОСТЬ АНАТОЛИЯ ПАПЯНА, – сказал народный художник Армении Арам Исабекян. – Будучи преподавателем и художником с большой буквы, он не обращал внимание на разницу в возрасте со студентами и умел дружить с нами, водил нас на пленэры, приглашал в свою мастерскую. Он был влюблен в живопись в широком смысле слова. Однажды, будучи уже в возрасте, он побывал в Голландии, где увидел работы Рембрандта, которые, казалось, вновь вдохновили его на творчество. На закате жизни он создал монументальное полотно, посвященное Григору Нарекаци, которое можно назвать венцом его творчества. К сожалению, эта его работа так и не нашла достойного места в нашей стране, хотя и является лучшей его картиной».
Студенческие годы под руководством Анатолия Папяна были одними из самых счастливых и в жизни художника Левона Абрамяна, который уверяет: прошедшие его школу студенты были сродни апостолам, преданным искусству и лишенным фальши, искренне верящим в силу творчества, как и их педагог.
«Анатолий Папян, собирая нас в своей мастерской, любил повторять: «Ребята, а ведь правда, мы заняты интересным делом?» В те годы мы, будучи молодыми, не совсем понимали смысл его слов, но сегодня я сам часто повторяю в уме: «Каким же интересным делом мы заняты!», - поделился Левон Абрамян. – Именно этот неиссякаемый интерес в своему делу и подталкивал его к работе, поискам чего-то нового - в живописи и в себе самом. Он постоянно говорил о великих художниках разных стран и эпох, чего, к сожалению, не встретишь в вузах сегодня. Он обладал огромным багажом знаний, которыми стремился делиться со своими студентами, считая их продолжателями своего дела».
На выставке «Наследие» представлены работы самых разных стилей и направлений, однако все они несут в себе нечто общее – присутствие духа и души Анатолия Папяна, его последователей и искрящихся талантом в картинах разных авторов, унаследовавших самую важную его черту – преданность искусству.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-21 11:20
В Национальном музее-институте архитектуры им.Александра Таманяна проходит выставка «Ереван: вчера и сегодня», демонстрирующая летопись нашей столицы в камне. В экспозиции, занявшей весь главный зал, представлены уникальные карты, чертежи, образцы реконструкций, макеты, раритетные фотографии, инструменты именитых архитекторов, их награды и другие интересные материалы, по которым можно представить как, кем и когда строился Ереван на протяжении веков.
-
2024-12-20 09:48
В Центре искусств «Нарекаци» состоялась презентация необычного сборника, который можно отнести к нескольким дисциплинам одновременно. Литература, история, источниковедение, архивы – эти и другие направления интеллектуальной деятельности, с одинаковой глубиной отраженные в книге, стали плодом кропотливой исследовательской работы, проведенной армянскими школьниками.
-
2024-12-19 11:04
«Последние 4 месяца мы с большой любовью, заботой и старанием готовились к этому дню. Сегодня с радостью и гордостью представляем нашу вкусную арцахскую выпечку – разные виды гаты и пахлавы, отменный вкус которых невозможно забыть. Но «коронным номером» нынешнего мероприятия остается хлеб – тот, который позволил нам выжить в тяжелейших условиях блокады в Арцахе, и сейчас, надеемся, поставит на ноги хоть несколько арцахских семей, которые после изгнания с родины пытаются вернуться к нормальной жизни в Армении».
-
2024-12-17 10:40
В Армении с рабочим визитом находится известный аргентинский кинематографист Джек Погосян. За две недели в Ереване он принял участие в ряде крупных мероприятий, которые, по его словам, позволили приобрести новые знания в сфере кино, поделиться собственным опытом, познакомиться с кинодеятелями из разных стран и на новом подъеме вернуться на свой континент, чтобы продолжить знакомить две свои родины – Аргентину и Уругвай с прошлым и настоящим армянского кинематографа.