ЗАКИДАЕМ АГРЕССОРА ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ?
Мир нас воспринимает как нацию мучеников, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в парламенте, передает Новости-Армения.
"В целом, то послание, которое мы хотим направить миру следующее: важнейшей миссией нашего правительства мы считаем преодоление статуса нации-мученика. В целом должен сказать, что в нашей реальности эта повестка не нова, вне зависимости от того, насколько она была сформулирована. В среднем наша реакция на эту ситуацию была и в некоторой степени продолжает оставаться следующей: преодолением формулы "нация-мученик" является формула "нация-армия". Но должен зафиксировать, что не уверен в правильности ответа. Я думаю, что формула "нация-армия" является логическим продолжением формулы "нация-мученик", - сказал Пашинян.
По его словам, следование логике "нация-армия" будет постоянно генерировать армии с противоположной стороны. "Мы много говорим о том, что у нас должна быть сильная армия и мы должны продолжать реализацию этой повестки. Но я хочу, чтобы мы задали себе вопрос: а насколько сильную армию мы хотим иметь и быть сильнее кого? В этом вопросе мы должны четко определиться и направить мессидж нашему народу. Я не хочу сейчас приводить примеры конкретных стран, но мы должны ответить на этот вопрос", - сказал Пашинян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: СЛЕДУЯ ПРИЗЫВУ ПАШИНЯНА, ЗАДАДИМ СЕБЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. Вопрос первый: насколько сильную армию мы хотим иметь? Ответ: настолько сильную, чтоб страна могла защищать собственные границы и противостоять военной агрессии. Вопрос второй: сильнее армий каких стран должна быть армия Армении? Ответ: от указания конкретных стран воздержимся, но раз уж требуются сравнения, то отметим, что, например, в рейтинге Global Firepower, оценивающем мощь армий мира, в 2024 году Армения заняла 102-е место. В 2023 году в том же рейтинге Армения была на 94-м месте, а в 2022-м – на 88-м месте. То есть в течение последних лет мощь армянской армии, по сравнению с другими, снижалась. Хотелось бы, чтобы сложилась противоположная картина, чтобы армянская армия не слабела по сравнению с другими армиями мира из года в год, а становилась более сильной. Так что ответы на пашиняновские вопросы долго искать не приходится, они очевидны.
Другое дело, что само возникновение этих вопросов перекликается с позицией президента соседней страны, считающего, что у Армении вообще не должно быть армии. Вот что, в частности, говорил Алиев буквально месяц назад в своем обращении к народу: «Армения должна отказаться от политики вооружения, этому должен быть положен конец. Я неоднократно об этом говорил. И они знают, что к моим словам надо прислушиваться. Им следует отказаться от этого пока не поздно. Они никогда не смогут тягаться с нами». И вот сегодня Пашинян поднимает вопрос: «А насколько сильную армию мы хотим иметь и быть сильнее кого?». Таким образом Алиев в очередной раз угрожает, требует от Армении не вооружаться, а Пашинян сомневается в целесообразности усиления армянской армии.
А ЕЩЕ ПАШИНЯН СЧИТАЕТ, ЧТО ДОЛЖНА БЫТЬ СОЗДАНА СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ, в которой армия не будет играть ключевую роль, а на передний план выйдут буферы безопасности, такие как экономические и финансовые связи. По сути, этот подход тоже укладывается рамки требований Алиева не вооружаться. Это с одной стороны. С другой – он (подход) вообще не укладывается в рамки простой логики и противоречит элементарному инстинкту самосохранения. Заметьте, агрессивный сосед постоянно и открыто угрожает, агрессивный сосед оккупировал часть суверенной армянской территории, и в этой ситуации власть в Армении утверждает, что не армия должна занимать приоритетное место в деле обеспечении безопасности страны, а экономика и финансы. То есть, в случае чего закидаем агрессора макроэкономическими показателями? Да уж, сильная концепция безопасности.
В данном контексте, пожалуй, стоит вспомнить и небольшой фрагмент из недавнего интервью Пашиняна. Так вот, говоря о Декларации о независимости, он отметил, что в Декларации заложена логика конфликта с нашим окружением.
«Логика конфликта с нашим окружением заключается в том, что или из-за этих конфликтов по понятной логике Республика Армения не может существовать, потому что представьте: мы создаем новое независимое государство и ставим его в логику конфликта с Азербайджаном, Турцией, а если захотеть предъявить больше обвинений, то и в более широком контексте. Но давайте поймем, как мы можем здесь говорить, что создаем государство, и всем вокруг показывать кулак? Дальнейшая логика заключается в том, что, имея такие отношения к окружению, как мы должны выстоять в этой среде, в этих условиях? Для этого нам нужен супергарант. Другого варианта нет.
Если мы не можем договориться с окружающей средой о мирном сосуществовании, что же должно так или иначе обеспечить наше существование? Супергарант, у которого кулак больше, и который якобы стоит горой за нас и вместо нас показывает всем кулак. И здесь возникает второй риск, наша вторая реальность: либо он так будет трясти кулаком, что остальные испугаются, пойдут и договорятся с ним, что должны сделать, чтобы он не грозил кулаком. Если он продолжит трясти кулаком, то этим кулаком он трясет как в их сторону, так и в нашу сторону, потому что нам он говорит: смотри, если будешь себя плохо вести, я уберу кулак, и с тобой произойдет то, что произойдет. Что и произошло. При этом не обязательно, чтобы речь шла об одном кулаке, кулаков может быть несколько».
Таким образом, по версии Пашиняна, получается, что безопасность Армении не должна опираться на кулак «супергаранта». Хорошо, не опираемся. Казалось бы, в этом случае безопасность должна опираться на собственную сильную армию. Но нет, Пашинян считает, что не армянская армия должна выполнять ключевую роль в обеспечении безопасности страны. Экономика – вот, что, по его мнению, должно обезопасить Армению от внешних угроз. Заметим, от угроз именно военного характера.
Видимо, предполагается, что в случае чего можно забросать агрессора макроэкономическими показателями. Вот увидит, например, противник, что показатель экономической активности в Армении вырос, и сразу же отведет свои войска с армянской границы. Вот увидит он (противник), что в Армении устанавливается рекорд за рекордом по части открытия рабочих мест, и сразу же откажется от своих агрессивных планов.
Все это, конечно, выглядит абсурдным. Но увы, это – суровая реальность. Пашинян не хочет, чтобы в мире нас воспринимали как нацию-мученика и считает этот «статус» производным от концепции «нация-армия». Однако его подходы к вопросам системы безопасности явно ведут к тому, что скоро в мире нас будут воспринимать не как нацию-мученика, а как «нацию-самоубийцу»…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-11 10:24
Премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании правительства выразил свою позицию по вопросам борьбы с бедностью, подчеркнув, что ее преодоление невозможно только за счет социальных выплат. Ключ к решению этой проблемы премьер видит в стимулировании трудовой активности и создании условий для работы, а не ожидании помощи государства.
-
2025-01-10 09:37
Правительство РА на заседании 9 января одобрило проект закона РА «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский Союз», передает News.am.
-
2025-01-09 09:35
Министр финансов Армении Ваге Ованнисян в ходе пресс-конференции по итогам 2024 года заявил, что неисполняемость капитальных расходов связана с тем, что бюджет недосчитался 200 млрд драмов по линии налоговых поступлений, передает АРКА. "В связи с этим мы постарались урезать расходы, чтобы не было дополнительных проблем", - сказал он. Министр добавил при этом, что уровень сбора налогов соответствует показателям роста экономики. Он пояснил, что финансирование некоторых проектов осуществлялось за счет резервного фонда. "У нас было, если не ошибаюсь, 130 млрд драмов резервного фонда. Этот фонд в основном был потрачен по двум направлениям: решение жилищных вопросов наших соотечественников насильственно перемещенных из Нагорного Карабаха и более 50 млрд драмов в качестве фискального буфера. На данный момент остаток примерно 30 млрд драмов", - сказал Ованнисян.
-
2025-01-09 09:13
То, что последние агрессивные заявления президента Азербайджана в адрес Армении не вызвали адекватной реакции со стороны армянской власти, ничуть не удивляет. Да, Пашинян дал интервью, представлено оно было в качестве ответа Алиеву, но, как всегда, откровенные угрозы президента Азербайджана встретили даже не возражения, а просто констатацию желания жить в мире любой ценой. Скажем прямо, ничего нового. В данном случае, пожалуй, особого внимания заслуживает вовсе не предсказуемая реакция Пашиняна, а весьма странное отсутствие какой-либо реакции на слова Алиева за пределами Армении. И прежде всего со стороны ее (Армении) союзников.