Последние новости

Меняющийся институт в меняющейся стране: Судьба президента в постсоветской Грузии

Во вторую субботу декабря в Грузии должны избрать президента республики. По крайней мере, правящая партия планирует это сделать. 29 декабря предполагается инаугурация вновь избранного главы государства. В чем особенности текущего момента? Российский политолог Сергей Маркедонов в своем Телеграм-канале "Донской казак" анализирует данную ситуацию.

"Во-первых, у оппозиции иные планы, противники власти, скорее всего, попытаются интенсифицировать протестные акции. До и возможно, после завершения процедуры выборов. И если правительство выдержит, уличный протест, не исключено, пойдет на спад. А если нет, то как известно, «мятеж не может кончиться удачей», а некая версия революции вполне может. Во-вторых, впервые в постсоветской грузинской истории президента будут выбирать не всеобщим голосованием, а голосами коллегии выборщиков из 300 человек (депутаты национального парламента, автономий и местных законодательных учреждений). Единственным выдвиженцем на пост главы республики является именитый футболист Михаил Кавелашвили.

Президенты в Грузии появились в момент ее национально-государственного самоопределения. И надо сказать, что с этой институцией у грузинского народа и политикума как-то с самого начала не задалось. Первый президент Звиад Гамсахурдиа был дважды избран на этот пост (сначала на сессии Верховного Совета, а потом на всеобщих выборах). Но проработал на этом посту он менее года, уступив власть «усталому караулу» в виде альянса «никому неизвестного скульптора и всем известного вора». Потом, конечно, была бурная деятельность по президентству в «изгнании», но это уже совсем другая история, про гражданскую войну и преодоление внутринационального раскола.

Интересно, что второй президент Грузии заступил на свой пост только в ноябре 1995 года (хотя первый был свергнут в начале 1992 года). В перерыве страной управляли Военный Совет, Госсовет). Понятное дело, в ранние постсоветские годы Эдуард Шеварднадзе был не фамилией и именем человека, а неофициальной должностью. Сначала как глава Госсовета, потом как спикер парламента, и.о премьера он «спасал страну» в соответствии со своими представлениями о прекрасном. И в 2003 году уже в качестве президента ушел в отставку тоже под давлением «усталого караула», на этот раз в виде триумвирата «розовых революционеров».

Преемник «белого лиса» Михаил Саакашвили сразу же взял курс на превращение своей должности в «начальника государства». Он избрал курс на авторитарную модернизацию. По ироничному, но точному замечанию одного из грузинских политических аналитиков, постепенно модернизация улетучилась, остался авторитаризм. В рамках этой логики Мишико задумал конституционную реформу, чтобы, оставаясь «начальником государства», именоваться премьером. Все бы хорошо, но вышла ошибка в расчетах. Парламентские выборы (ключевое условие для транзита) он проиграл. И власть потерял.

В 2013 году в Грузии смена президентов впервые прошла без усталого караула, хотя кандидатов в караульщики хватает и сегодня. Зато страна подарила миру феномен «оппозиционных президентов». Первым в этом роде стал покидающий свой пост Саакашвили, а затем последовательно в этом качестве выступали Георгий Маргвелашвили (2013-2018) и Саломе Зурабишвили (2018- настоящее время). Последняя даже призвала народ к массовым протестным акциям против действующего правительства. Заметим, что оба «оппозиционера» в президентской тоге избирались при полной поддержке со стороны правящей партии. Так что, по поводу перспектив Михаила Кавелашвили находиться в вечной тени, не был бы столь уверен.

Ох, тяжело ты, (шапка Мономаха), копье святого Георгия!"

VERELQ

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ