НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ
Уходит еще один год, который наша культура прожила вместе со всей страной, стараясь противиться вызовам и стремясь искать ответы на многочисленные вопросы...
Холден Колфилд, герой культового сэлинджеровского романа "Над пропастью во ржи" тоже задавался вопросами. В частности, он хотел знать, зачем так организован мир, и даже интересовался, куда деваются рыбы, когда замерзает пруд - утки улетают, а рыбам ведь деться некуда...
Вот и наша культура пытается "спросить о судьбе рыб". Спросить о судьбе рыб – не то же ли самое, что поинтересоваться, а как там люди, про которых не думают?
ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА "ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД", ПРИХОДИТСЯ ПЕЧАЛЬНО КОНСТАТИРОВАТЬ: армянская культура, по крайней мере в той ее части, куда, как слон в фарфоровую лавку, вторгается государство, как и сама Армения, все больше ужимается в размерах и утрачивает гарантии безопасности.
Культура отодвигает рубежи, как Армения отдает километры. В продолжение прошлых "закрытий" за уходящий год был практически закрыт театр "Гой", которому только и осталась, что слава "героев сопротивления"... На грани отъема зданий оказались творческие союзы Армении... Здание АОКС-а, Общества культурных связей, которое долго виделось музеем, неожиданно обернулось магазином люксовой одежды... И так далее, и тому подобное.
Не потому ли заявление главного начальника страны о том, что все госчиновники обязаны в рождественские каникулы не уезжать из Армении и встретить Новый Год в одном из музеев, вызвали ужас не только у хозяев тур-агентств? "Они туда попрутся, потом объявят, что там никого, кроме них, не было - о ужас! в музее! в новогоднюю ночь! - и теперь начнут закрывать музеи", - пришли к неутешительному выводу многие. А ведь подобная перспектива вряд ли должна кого-то удивлять.
Уже шесть лет армянская культура существует без культурной политики - программного документа, описывающего рамки приоритетов и развития. Уже шесть лет армянская культура существует с государственной политикой - закрывать или на худой конец оптимизировать. И если учитывать, что культура, как и язык, - основные составляющие национальной самоидентификации, такой поход на нее в нынешнем контексте тоже никого удивлять не должен.
Когда еще в году прошлом слили в единую структуру государственные ансамбли Танца Армении, Песни и танца Армении им. Алтуняна, Народных инструментов Армении, Гусанской и народной песни Армении, а заодно "Акунк" и "Дружбу", это называлось - "слияние будет способствовать эффективному проведению единой политики в армянском народном жанре". Серьезно? И в чем же это проявляется? Но менять вектор государство очевидно не собирается.
Зато, кажется, оно собралось не менять даже, а отменять собственную "реформаторскую" идею. Суть была в следующем. Если учреждение культуры работает хорошо, а означает это исключительно "зарабатывает", государство не просто выплачивает ему дотацию, но удваивает заработанную сумму. В качестве "пилотного запуска" этой идеи весь уходящий год работали Национальные театры оперы и балета им. Спендиаряна и Кукол им. Туманяна. "Пилоты" наработали, то есть заработали столько, что захребетники Министерства ОНКС не на шутку испугались. А если так - каждый? Это сколько же им выплачивать - не от себя же, любимых, отрывать! Над "реформой" гудит звон медного таза...
Французские якобинцы так страстно утверждали перемены, что даже календарь изменили. Так происходит каждый раз - идея овладевает массами, и, чтобы эта идея дала силы и кураж ломать все, что уже построено, «до основания», прежде чем начать строить «наш новый мир», требуется презентовать ее как очень притягательную. С этим у наших манипуляторов общественным сознанием проблем нет. Вот только реальные результаты "великих перемен" никто не анонсирует...
А как там люди, про которых не думают? В данном случае речь не о всех нас, о которых тоже не думают, а о людях культуры. Они продолжают работать, и порой с мазохистическим упорством. Об этом свидетельствуют многие отдельные победы современного армянского искусства, о которых много раз говорилось в течение года и которые становились нашими общими победами.
Несмотря на периодически раздающиеся упреки, порой переходящие в вопли "С кем вы, деятели культуры?!", многие артисты придерживаются холденовской, сэлинджеровской концепции одинокого честного бытия. И как футуристы 20-х годов прошлого века, создают проект будущего. Только вот всякие «будетляне» и «творяне» были прожектерами - и навстречу им маршировали батальоны таких же прожектеров. У современного армянского искусства нет сил, а главное, желания прожектерствовать. Оно стремится помочь нам вновь обрести себя, вернуться к имманентным законам бытия и здравому смыслу, к своему началу и истоку, настаивать, что достоинство, честь, гуманизм, любовь и, в том числе, любовь к Родине все еще, да и всегда - "категории". Об этом свидетельствовали лучшие его достижения года.
... Холден Колфилд, герой романа, написанного после страшной войны, хочет ловить детей во ржи. Ловить, чтобы удерживать заблудившихся в поле детей над пропастью. Словно бы жизнь - это темное ночное поле, и по темному полю жизни бегают потерявшиеся дети, а где-то этих детей подстерегает обрыв. Такой вот образ...
"С кем вы, деятели культуры?!". Они со своим зрителем, слушателем, читателем. Они помогают нам перейти это поле и не упасть в пропасть. И можно не сомневаться: несмотря ни на что, в приходящем 2025 году они не оставят своих усилий.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-24 12:53
Мумии Ленина и Сталина неспешно беседуют в мавзолее - просто, за жизнь... А после того как Отец Всех Народов покинет мавзолей - навсегда ли? - Вождь Мирового Пролетариата обратиться к залу с роковым вопросом: "Кто -нибудь может сказать точно - здесь еще остались сталины?". Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна вернулся из Ульяновска, где проходил IX Международный театрального фестиваль “История государства Российского. Отечество и судьбы”. Спектакль "Капкан для Сталина" в постановке заслуженного деятеля искусств РА Акоба Казанчяна не только вписался в тематику фестиваля, но прошел с бурным успехом.
-
2024-12-21 11:03
"Пап, а это кто? - Турок. - А это? - Турок. - А вон тот? - Тоже турок. - Пап, а тогда почему ты сказал, что мы едем в Западную Армению?". Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха - это так, гипотетически... Вопросы, которыми задается звезда и действительно один из лучших наших актеров среднего поколения Самвел ТОПАЛЯН в авторском проекте "8 000 километров", отнюдь не гипотетические. И путь поиска ответов на них - мучительный, особенно когда тебе со всех сторон предлагают "альтернативные версии". Возможно, это путь гораздо более сложный, чем преодоление 8 000 километров, но это - дорога к Дому.
-
2024-12-18 09:54
"В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань..." Не прав поэт: можно, еще как можно!
-
2024-12-13 10:29
"40 минут для полного самосожжения", - емкая характеристика, данная моноспектаклю "ВАРЕЧКА", продукции Международного фестиваля ARMMONO, в постановке Елены Варданян и исполнении Лилии Мукучян.