БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ РОССИИ В СИРИИ?
После стремительной атаки антиасадовских сил на Алеппо и Дамаск российское экспертное сообщество впало в оцепенение, понятия не имея о том, что произошло и как трактовать случившееся. Столь быстрое падение правящего режима стало откровенной неожиданностью для провластных аналитиков, беспомощно оглядывавшихся на Кремль в ожидании хоть каких-нибудь директив.
Но долгое время молчали и Кремль, и Смоленская площадь, лишь изредка откликаясь на запросы СМИ ничего не значащими общими фразами. По-видимому, в московских верхах тоже не могли прийти в себя и выработать адекватную реакцию на поворотные события в Сирии.
ЛИШЬ НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ И ПОЛИТИКИ, как, к примеру, Николай Платошкин, абсолютно адекватно прокомментировали случившееся, квалифицировав события как совершенно ожидаемый план действий связки Анкара-Вашингтон-Тель-Авив против Москвы и Тегерана. Россию в очередной раз обвели вокруг пальца и кинули «дружественные турки» - таков был вердикт профессиональных и не ангажированных политкомментаторов, которые, кстати, на протяжении долгих лет российско-турецкого любовного танго предупреждали о коварных планах партнера.
Предупреждали, но не были услышаны, как глас вопиющего в пустыне.
Однако среди прокремлевских экспертов нашлись и те, нервы которых не выдержали, и они, не дожидаясь директив, обрушили-таки свою злость на Анкару. К примеру, так поступил один из идеологических архитекторов «эпохальной русско-турецкой дружбы» господин Дугин, пригрозивший Эрдогану страшными наказаниями за предательство.
Понять Дугина можно, ибо он сам долгое время убеждал всех, что туркам следует доверять, несмотря на их «легкий флирт» с Западом. А тут вдруг грянул полный геополитический швах. Подопечного Москвы скинули, а сам российский контингент попросили вон из региона. И первой сделала это Турция, аргументировав свою «просьбу» тем, что после Асада России уже нечего «ловить» в этом регионе. Дескать, мы сами с усами и сами решим, кому в Сирии быть, а кому нет.
Словом, лишь единицы в России посмели квалифицировать действия Анкары как враждебный акт. Основная часть экспертов и политиков, более смахивающих по своей риторике на обыкновенных пропагандистов, растерявшись, ждала директив свыше. Которые, наконец, последовали в форме путинского заявления о том, что ничего «ахового» для России в Сирии не произошло. Мол, российский контингент уже блестяще решил поставленную 10 лет назад задачу, и что новую реальность следует оценить и действовать сообразно логике ситуации.
Это, конечно же, наша интерпретация путинского заявления, поскольку в дословном варианте оно звучит очень уж туманно и витиевато. Но суть сигнала пропагандистам заключается в том, чтобы они ни в коей мере не трактовали случившееся как судьбоносное стратегическое поражение России, ибо не все еще решено и окончено.
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО «ЭКСПЕРТЫ» ОЖИВИЛИСЬ и начали высасывать из пальца умозрительные комбинации на предмет того, что РФ не выгоняют из Сирии, а она сама переформатирует свое присутствие в этой стране. Более уверенно стали звучать суждения о том, что у Москвы есть все шансы не сохранение военного присутствия в Тартусе и на авиабазе Хмеймим. Дескать, можно ожидать, что прямо сейчас ведутся переговоры с руководством ХТШ и других группировок на тему возможной приостановки эвакуации российских воинских частей.
Следует отметить, что такие переговоры действительно могут иметь место. Об этом свидетельствует и информация о намерениях Москвы исключить ХТШ из списка террористических организаций, и осторожные заявления главы этой организации Абу Мухаммада аль-Джулани (он же Ахмед Хусейн аш-Шараа) о том, что России самой решать, чего она хочет в Сирии.
Бывший аль-каидовец тем самым явно дает понять, что России выдвинуты некие условия для частичного либо формального сохранения своего присутствия в Сирии. И только при их выполнении российский контингент, возможно, получит право снова «распаковать чемоданы», да и то далеко не все. Складывается ощущение, что, полностью утратив Сирию в военно-политическом плане, Москва пытается хотя бы сохранить лицо. Зацепиться за какую-нибудь соломинку, чтобы сохранить репутацию важного регионального игрока на Ближнем Востоке. И понятно, что эту «соломинку» ей вправе предоставить не сам марионетка аль-Джулани, а стоящие за его спиной Вашингтон, Тель-Авив и, конечно же, Анкара.
Но в том то и дело, что кукловоды намеренно принуждают Россию обращаться именно к «кукле» - той самой, которую в недавнем прошлом в Москве считали террористической грязью и недобитком. Ситуация для Кремля крайне унизительная, но там делают вид, что ничего экстраординарного не происходит. Мол, если требуют геополитические интересы страны, то можно договориться хоть с самим чертом. Это, конечно, так, но вопрос в том, каковы гарантии, что этот самый «черт», за спиной которого стоят игроки более высокого иерархического порядка, договороспособен и готов выполнить взятые на себя обязательства?
И неужели в Москве уверены, что действительно могут при нынешних раскладах сохранить за собой какие-то геополитические позиции в Сирии? Не логичнее ли предположить, что оставшись в Сирии ценою унижения, российский контингент превратится скорее в турецко-американского заложника, нежели станет серьезным фактором, с которым будут считаться?
КАКИЕ ЗАДАЧИ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ СОЛДАТ в абсолютно враждебной ему среде? В Сирии уже нет ни единого места, где он может остановить свой БТР и спокойно справить нужду за придорожным кустом. Нет поселения, где он может проехать, не получив в лицо в лучшем случае средний палец, а в худшем - автоматную очередь из закоулка.
Что будет делать солдат, запертый за бетонными стенами пары своих баз? Какие стратегические задачи способен он решать, оказавшись по сути в роли заложника, для которого всегда найдется наготове турецкий ятаган, ежели Эрдогану вдруг что-то не понравится в поведении Москвы? Неужто в Москве считают, что подобным крайне опасным образом могут спасти свое политическое лицо? Получается, что да, так и считают. И готовы опять наступить на грабли, всякий раз исправно устанавливаемые в исходную позицию «человеком слова» Эрдоганом.
Как видно, султан в очередной раз не прогадал с российским головотяпством. И похоже, он позволит Москве чуточку потешить посрамленное достоинство, прежде чем вновь и обязательно найдет самый удобный момент для того, чтобы болезненно вышвырнуть «кяфиров» из своих сирийских владений. А пока можно с ними еще поторговаться и выгадать себе массу новых преференций по другим фронтам «эпохальной дружбы».
Все равно России в Сирии не быть. Верить в «быть» - абсолютная чушь.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-23 09:30
В середине января из иранских информационных источников стало известно, что поездка иранского президента Эбрахима Раиси на встречу с Алиевым, после которой он трагически погиб, отнюдь не приветствовалась службой его личной безопасности.
-
2025-01-18 10:38
Интересный, однако, получается расклад. После резонансных обвинений Алиева в адрес России, которые многие российские же аналитики сочли оскорбительными, Москва не нашла ничего лучше, как опять спустить всех собак на Армению. В частности, Дмитрий Киселев, хорошо осведомленный о перипетиях российско–азербайджанских отношений и прекрасно понимающий, куда и зачем гнет Алиев, старательно обходит эту тему в своем информационно–аналитическом контенте. Вместо того он опять вспоминает о каких–то обязательствах Армении по «коридору», которые фигурируют в соглашении от 9 ноября 2020г. В том самом соглашении, все другие пункты которого РФ, совместно с Азербайджаном и не без участия Пашиняна, успешно похоронило.
-
2025-01-15 10:04
7 января в ходе своего интервью местным телеканалам президент Азербайджана, как известно, опять разразился потоком сознания в адрес Армении, назвав ее «фашистским государством» и пригрозив силой заполучить от Еревана все, что нужно Баку. И не забыл при этом помахать пальчиком другим своим соседям и международным партнерам: досталось и России, и Ирану, и Франции, и байденовской администрации. Да, именно уходящей команде Белого дома, а не США в целом.
-
2025-01-13 09:25
Мало кто обратил внимание на то обстоятельство, что Алиев в ходе декабрьского интервью с Дмитрием Киселевым заявил о своих ожиданиях по российским инвестициям в Карабахе. Азербайджан, мол, ждет предложений от Москвы и готов предоставить ей обширное поле для работы. В качестве примера он напомнил журналисту, что прецедент уже есть: глава Татарстана Рустам Минниханов открыл сервисный центр "КАМАЗ" в Джебраильском районе. "То есть, это был первый инвестиционный проект. То есть, первый проект иностранных инвестиций был также российский. Так что мы и инвестиций ждем, и подрядчикам тоже будем рады", - не моргнув глазом солгал Алиев.