Последние новости

ОГРАБЛЕНИЕ ВЕКА, или ИСТОРИЯ ОДНОЙ АФЕРЫ

Об этой весьма неприятной, неприглядной во всех отношениях истории нам следовало рассказать лет пять назад, по горячим, так сказать, следам. Предать ее широкой огласке, сделать ее достоянием общественности. Она вполне могла бы стать резонансной. Но мы этого не сделали: тема и предмет разговора были слишком уж болезненными, уродливыми, нелицеприятными и щекотливыми. Несколько раз нас так и подмывало взяться за перо, но каждый раз мы оказывались не готовы к разговору. Вероятно, это было нашим большим упущением. Делаем это сейчас: как говорится, лучше поздно, чем никогда.

НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ БЕЗОБЛАЧНО, ИДИЛЛИЧНО И ЗАЗДРАВНО. Накануне 150-летия Ов. Туманяна и Комитаса с известным туманяноведом, биографом поэта доктором филологии Сусанной Ованесян встретился Самвел Ароян, представился культурологом и деятелем культуры и предложил ей написать популярное жизнеописание Туманяна объемом в триста страниц. Он собирался написать такую же популярную биографию Комитаса и напечатать эти две книги как роскошное подарочное издание. Сказал, что все у него «схвачено», есть заинтересованные спонсоры, издатели. Идея очень простая и ясная: автором биографии Туманяна будет Сусанна, а сам он напишет книгу о Комитасе.

Что нужно слепому – пара глаз. Сусанна с места в карьер включилась в работу – благо, материалов у нее под рукой было более чем достаточно. К тому времени она уже была автором пятнадцати монографий и более двухсот пятидесяти статей и публикаций, обобщающих научную биографию Туманяна. Электронный набор книги, главу за главой, она посылала С. Арояну, который вносил в нее какие-то косметические правки, делился замечаниями и пожеланиями редакторского и структурного характера.

Когда книга уже была готова «под ключ», С. Ароян неожиданно попросился в соавторы книги. Дескать, я принимал участие в работе, к тому же мне предстоит ее издавать, так что хочу, чтобы на обложке книги было указано и мое имя. Это был довольно неожиданный и неприятный сюрприз, поскольку по договоренности Ароян должен был фигурировать как составитель книги (хотя и трудно представить, как можно быть составителем монографии). Это просто не укладывалось в сознании: как может человек, не имеющий никакого отношения к ее монографии, претендовать на соавторство? Но Ароян продолжал настаивать, и Сусанне пришлось скрепя сердце согласиться. Затем новоявленный «соавтор» стал настаивать на том, чтобы его имя фигурировало первым – в алфавитном, дескать, порядке. Это также страшно не понравилось Сусанне, но отступать, делать резкие движения было уже поздно и «выпустив пар», она решила согласиться и на это. Как выяснилось позднее, это были только «цветочки», всего лишь часть задуманного плана действий.

На сигнальном экземпляре книги, образцово оформленной и напечатанной в издательстве «Эдит Принт», были указаны обе фамилии. Но вдруг Ароян, ко всеобщему удивлению, сделал новый «ход конем». В самый последний момент, когда уже издание тиража было «на мази», он вдруг взял все материалы книги и передал их для издания издательству «Тигран Мец», мотивируя это тем, что там работает его близкая родственница и издать книгу там ему будет сподручнее.

Книга тиражом в пятьсот экземпляров широко анонсируется в средствах массовой информации, С. Ароян раздает интервью направо и налево. Он организовывает торжественную презентацию в зале театра музыкальной комедии им. А. Пароняна с привлечением чтецов и музыкантов. Сусанна, не подозревая никакого подвоха, приглашает на презентацию своей новой книги друзей и знакомых.

И ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИГА ВПЕРВЫЕ ПОПАДАЕТ ЕЙ В РУКИ, и открыв ее, она с ужасом обнаруживает, что на обложке ее имени нет. Указан один автор – Самвел Ароян. Удивление, граничащее с умопомрачением и ступором, было настолько велико, что во время своего выступления она выглядела смущенно, растерянно и смогла только сказать: «Я была уверена, что являюсь автором этой книги. Но выясняется, что я ошибалась». Зал не понял ее иронии и сарказма, принял ее слова за не очень внятную шутку и добродушно засмеялся. Ретроспективный взгляд на этот эпизод наводит на убеждение, что «шоковая терапия» была заранее продумана и просчитана, что С. Ароян был абсолютно уверен, что презентация пройдет «на ура», что никакого «бунта на корабле» в этот торжественный день не произойдет – с учетом человеческого фактора, по той простой причине, что невозможно моментально сориентироваться и не просто членораздельно, а аргументированно и убедительно разъяснить многочисленной собравшейся аудитории, что у тебя средь бела дня украли твой многомесячный труд, целую монографию. Можно не сомневаться, что если бы не этот расчет, не эта полная уверенность в успешности мероприятия, то Ароян не стал бы транжирить спонсорские деньги на аренду столь дорогого помещения и не стал бы организовывать столь грандиозное показательное и представительное шоу для презентации двух юбилейных книг.

Ароян между тем раздавал книги своим знакомым с дарственной надписью: «От автора – с любовью…». И распределял их по книжным магазинам, продолжал раздавать интервью на телеканалах и в разных периодических изданиях, везде и всюду с серьезным и горделивым видом представляясь автором научно-популярной биографии самого народного и самого любимого армянского поэта. В своих выступлениях он выглядел вполне успешным, преуспевающим, уверенным в себе деятелем культуры. Он был убежден, что дело сделано, что он провернул многоходовую хитроумную аферу и вышел сухим из воды, поскольку Сусанна Ованесян – не тот человек, который станет доводить дело до суда и до публичного разоблачения его деяний.

Узкий круг людей, среди которых были и ныне покойные Вардан Деврикян и Серго Ерицян, искренне негодовал по поводу такой невиданной и неслыханной наглости и считал, что Сусанна должна подать на Арояна в суд, наказать его и восстановить свои авторские права на книгу. Они также настаивали на проведении публичной пресс-конференции, на широком освещении этой заранее и тщательно продуманной аферы на телевидении и в других средствах массовой информации. Когда состоялась встреча настоящего автора книги с узурпатором ее авторства в присутствии их общих знакомых, Ароян не счел нужным покаяться и выразить свои извинения (дескать, признаю, я поступил непорядочно, простите великодушно - черт попутал). Он не считал себя виноватым ни в чем, и в свое оправдание ткнул пальцем в написанное на самой последней странице и мелким шрифтом выражение благодарности С. Ованесян «за предоставление авторских материалов». Вот так вот: ни больше, ни меньше. Ешьте как хотите и с чем хотите. Дескать, Сусанна по доброте душевной предоставила мне «авторские материалы», я использовал их и вежливо за них поблагодарил, так что не понимаю, о каком присвоении книги, о каком ограблении вы тут говорите. Если вы видите в этом состав преступления, то вам должно быть стыдно. И нам действительно было стыдно – за него, за укравшего целую книгу новоиспеченного «самозванца-лжеавтора», деятеля культуры и культуролога Самвела Арояна.     

В качестве компенсации за «досадное недоразумение» и для разрешения конфликта он выражал готовность в оставшихся пятидесяти или шестидесяти книгах добавить в качестве второго автора имя Сусанны Ованесян. Кстати, относительно оставшихся книг: интересно, куда подевались остальные четыреста пятьдесят экземпляров? – в книжных магазинах они не числились среди полученных, так что даже теоретически не могли быть проданы. И при этом удивлялся, что такое «великодушное» согласие потесниться и вписать на обложке книги второе имя было воспринято Сусанной как совершенно неприемлемое, унизительное и издевательское предложение.

ДАЛЕЕ БЫЛО СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО, ПРИ ЭТОМ ОТВЕТЧИК НЕ ЯВИЛСЯ НИ НА ОДНО ЗАСЕДАНИЕ. На предварительной стадии постановлением суда был наложен запрет на продажу книги – до окончательного выяснения всех обстоятельств дела и вынесения решения. Выяснилось, что авторские права – одна из самых неисследованных ипостасей в судебной практике Армении. Случаев плагиата было, конечно, немало, но они крайне редко становились предметом судебного разбирательства. Приводили без кавычек и ссылок на автора один абзац, одну страницу или несколько страниц, какие-то отдельные фрагменты, но чтобы среди бела дня взять и украсть целую книгу, прецедентов здесь не было. Напомним в этой связи, что согласно «Википедии», плагиат - это «умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе». И далее «Википедия» недвусмысленно поясняет: «Плагиат может быть нарушением авторско-правового и патентного законодательств и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность, как гражданскую, так и в отдельных случаях даже уголовную». Иными словами, плагиатор - это человек, который присваивает себе авторство чужого произведения, идеи или изобретения, представляя их как свои собственные.

Впрочем, наш случай при всей своей уникальности, имеет свои аналоги и прецеденты. Истории известны подобные «похищения века». В 1935 г. большим коллективом историков под руководством Э. Бедия была создана книга «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье», которая настолько понравилась Л. Берии, что он решил присвоить ее, стать ее единоличным автором, подведя под расстрел ученых-историков, которые действительно работали над ней.

В качестве другого примера-прецедента можно привести трилогию воспоминаний Л. И. Брежнева, написанную профессиональными журналистами. Об этом знала вся страна, люди открыто смеялись и рассказывали анекдоты, но это не помешало генсеку вручить себе высшую награду – Ленинскую премию. На этом остановимся, потому что так можно дойти и до лауреата Нобелевской премии М. Шолохова, поскольку новейшие текстологические исследования ставят под большое сомнение не только его авторство «Тихого Дона», но и других произведений.     

Но вернемся к нашему случаю. Суд вынес решение в пользу истца. Автором книги «Поэт всех армян» признана Сусанна Ованесян. Ответчику предстояло в течение двух месяцев переиздать книгу тиражом 500 экземпляров, причем на таком же высоком полиграфическом уровне, с указанием имени настоящего автора – Сусанны Ованесян. Ну как тут не заметить, что если бы подобная история произошла в уважающей себя правовой стране с развитым институтом гражданских прав и, в частности, авторского права, то нанесенный моральный ущерб выражался бы в миллионах долларов. Но это так, к слову.

В СВОЕЙ АПЕЛЛЯЦИИ С. АРОЯН НЕ НАШЕЛ НИЧЕГО ЛУЧШЕГО, КАК ПЕРЕЛОЖИТЬ ВСЕ С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ. В его обращении к вышестоящей судебной инстанции мы не найдем ни слова сожаления, ни слова раскаяния или покаяния. Действуя по принципу «лучшая защита - нападение», он, растекаясь мыслию по древу, заявлял, что биография Туманяна не может быть достоянием одного человека, что она принадлежит всем и каждому, а следовательно, он всего лишь использовал общеизвестные факты, и это никак не может вменяться ему в вину. Мимоходом сделал несколько «наездов» на подлинного автора книги – Сусанну Ованесян, которая, по его словам, предоставила ему сырой, небрежно и неряшливо выполненный «полуфабрикат», над которым ему, бедному, пришлось изрядно покорпеть. Ну и так далее, на том же логическом уровне и в той же тональности. Своим несогласием с вынесенным постановлением С. Ароян еще раз показал, что в нем напрочь атрофировано чувство справедливости, что он просто неспособен смотреть на вещи и явления объективно и давать им адекватную оценку.

Апелляционное заявление Самвела Арояна, ввиду своей полной беспомощности, неубедительности приведенных доводов и аргументов, было отклонено. Как, впрочем, и ожидалось, он не смирился с поражением и так и не пошел на попятный. Он оказался из тех людей, которые не умеют проигрывать и продолжают размахивать кулаками после драки. Начались хождения по общим знакомым, которым он жаловался на судьбу, на то, что с ним обошлись несправедливо, бессовестно и бесчеловечно, просил оказать воздействие на обидчиков – с тем, чтобы они отказались от своего иска, от своих претензий. Если изначально было ясно, что он не осознает своей вины и не собирается выполнять решения суда, то теперь выяснилось, что он не в состоянии выполнить это решение. Если прежде он представлялся преуспевающим, респектабельным и предприимчивым деятелем, для которого найти спонсоров и издать книгу было раз плюнуть, то теперь мы имеем дело с глубоко несчастным, неизлечимо больным, безработным и одиноким пенсионером, который, ко всему прочему, живет в маленькой съёмной квартире и еле сводит концы с концами. Одним словом, не бей лежачего.

Мы глубоко и искренне, по-человечески сожалеем по поводу того, что Самвелу Арояну сейчас приходится несладко - на всех фронтах жизни. Но при этом напоминаем ему, что пяти с лишним лет ему оказалось мало, чтобы осознать свою ошибку, свою преступную аферу, совершенную в отношении известного и заслуженного ученого-туманяноведа. Пяти с лишним лет ему оказалось недостаточно, чтобы выразить сожаление и публично извиниться за совершенный, мягко говоря, неблаговидный поступок, чтобы раскаяться и покаяться в содеянном. Он и сегодня видит и понимает только свою боль и свои страдания и при этом в упор не видит той боли и тех страданий, которые он причинил другим людям – причинил осознанно, прибегнув к тщательно продуманной бесчестной афере.

Что касается решения суда, то оно должно быть выполнено, причем в полном его объеме. Двух мнений на этот счет быть не может.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • «НАДЕЖДЫ УМИРАЮТ ПОСЛЕ НАС»
    2024-11-26 12:47

    За этот год я постарел на пять. Не я один. Таких, как я, немало. Да и планета тоже, нам под стать, Унылой стала, вялой и усталой.

  • НУВОРИШИ
    2024-11-13 10:02

    Они пришли и сказали: - Все это время вы жили неправильно. Прежней халявы больше не будет. Все, что вы называете «природными ресурсами», Принадлежит нам и имеет товарную цену.

  • НАШ ВЫБОР
    2024-11-02 10:26

    Наш выбор был не очень-то велик, Наш выбор был меж дьяволом и чертом, А дьявол не один – всегда с эскортом. Он как-то неожиданно возник.

  • МЫ И ОНИ
    2024-10-26 11:29

    Они прибрали к рукам Все, что можно прибрать: Землю, недра, ресурсы... Они распродали Все, что можно продать: Рудники и заводы, Недвижимость, золото, совесть...   Все, что у нас осталось, Это наша свобода Выбирать между хлебом и квасом. Все, что у нас осталось, Это наша свобода Искать себе место под солнцем.   Они хотят, чтобы мы Безропотно терпели их ложь. Они хотят, чтобы мы Лежали лапками кверху И не чирикали.   Мы хотим, чтоб они Свои лживые обещанья Не приправляли циничной улыбкой. Мы хотим, чтоб они Оставили в чаше терпенья Место для нескольких капель.   Мы с ними честно и добросовестно Заботимся друг о друге: Мы – чтоб они были сыты, Они – чтобы мы были целы.   Так и сосуществуем.   

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ