ДВЕ ВЕЛИЧИНЫ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Первая встреча двух талантливых сынов армянского народа Сергея Параджанова и Маркоса Григоряна состоялась в 1988 г. в Нью-Йорке, дав толчок интересной истории, которая спустя 37 лет снова свела их. Раскрылась она буквально днях, в рамках выставки "Маркос и Параджанов. Сказ об одной вещи", организованной в Музее литературы и искусства им.Чаренца.
КАК РАССКАЗАЛА ДИРЕКТОР ЭТОГО ОЧАГА КУЛЬТУРЫ СЮЗАННА ХОДЖАМИРЯН, ОСЕНЬЮ 1988 г. именитый кинорежиссер и художник-коллажист Сергей Параджанов получил эксклюзивное приглашение принять участие в 26-м Международном кинофестивале в Нью-Йорке. Это событие, произошедшее в период горбачевской перестройки, стало лучом света для Параджанова, который годы провел в самых суровых тюрьмах Советского Союза, не имея возможности даже мечтать о выезде за пределы страны.
Маэстро сразу же согласился лично представить на фестивале в США свой фильм "Ашик-Кериб". В один из фестивальных дней он познакомился в Нью-Йорке с Маркосом Григоряном, который к тому времени был не только известным художником, основоположником так называемой "земляной живописи", но и преуспевающим галеристом, владельцем галереи "Горки", в которой выставлял произведения неповторимого Аршила Горки, а также других талантливых армянских мастеров кисти и деятелей других видов искусства. Здесь же Григорян экспонировал и ковровые образцы, предметы быта и этнографического искусства из своей частной коллекции, начало которой было положено им еще в годы жизни в Иране.
Как вспоминал позже известный оператор Альберт Явурян, Сергей Параджанов и Маркос Григорян сразу подружились. Всего за пять дней пребывания Параджанова в США Григорян сумел показать ему все великолепие Нью-Йорка.
"Более того, Маркос Григорян подарил Параджанову довольно дорогую кинотехнику, желая поддержать этого неординарного, смелого, свободного в своем творчестве мастера․ Режиссер не остался в долгу, и, вернувшись в Тбилиси, решил отправить своему новому другу ответный подарок - ковер с символикой пчел, который у армян называется "мегвакарпет", и сообщил Маркосу Григоряну, что делает это втайне от советских властей. Вскоре он получил письмо из Нью-Йорка, к которому была приложена фотография с изображением самого Маркоса, стоящего с перекинутым через плечо ковром, и заметкой, что "секретный груз доставлен", - раскрыла фишку выставки Сюзанна Ходжамирян. - В прошлом году мировая общественность отметила 100-летие со дня рождения Сергея Параджанова. В 2025 году исполняется вековой юбилей Маркоса Григоряна, и нынешний проект для нас символичен, так как один экспонат сумел подчеркнуть большую дружбу двух великих сынов армянского народа".
ВЫСТАВКА "МАРКОС И ПАРАДЖАНОВ. СКАЗ ОБ ОДНОЙ ВЕЩИ" ТАКЖЕ ПОЗВОЛЯЕТ раскрыть одну из важных граней многовекторной деятельности Маркоса Григоряна. Кроме огромного наследия в живописи и коллекционировании он оставил след и в сфере кино, что также роднит его с Параджановым. Известно, что в период жизни в Иране, в 1950-х гг., он снялся в ряде фильмов под псевдонимом Марк Грегори. Как отметила научный сотрудник Музея литературы и искусства им. Чаренца Зара Мокацян, сегодня эти фильмы недоступны общественности, так как снимались в Иране времен правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда иранский кинематограф равнялся на Европу и, по словам самого Маркоса Григоряна, "когда женщины ходили с обнаженными руками"․
Семья Маркоса Григоряна в годы Геноцида армян бежала из Карса и добралась до России, где обосновалась в Кропоткине (Краснодарский край)․ Маркосу было 5 лет, когда в 1930 г. родители приняли решение переехать в Иран. После окончания начальной школы он в 1950 г. выехал в Италию и продолжил образование в Академии изящных искусств Рима. Завершив учебу в 1954 г., он вернулся в Иран, открыл в Тегеране галерею и развернул широкую деятельность как художник и коллекционер. В 1958 г. под эгидой Министерства культуры страны он организовал первую Тегеранскую биеннале. Маркос Григорян также преподавал в Академии художеств Тегерана и пользовался большим уважением и почетом среди коллег. Приверженец современных взглядов, он стоял у истоков становления и развития современного искусства в Иране, возглавил движение авангардистов, что даже в "свободный период" в стране выходило за рамки традиционной иранской действительности․
Иран был слишком мал для склонной к экспериментам натуры Маркоса Григоряна. И вскоре он вновь отправился в Рим - "за глотком свежего воздуха", где не только продолжил рисовать, но и заложил основу своей будущей коллекции. Маркос Григорян увлекся ковроткачеством, начал углубленно изучать не только технологию и процесс изготовления ковров, но и их орнаменталистику, символику, содержание. Здесь же, в Италии, он вновь снимается в нескольких фильмах, однако кино, несмотря на частые приглашения режиссеров и его "экранную" внешность, не становится смыслом его жизни.
ПЕРЕЕХАВ В 1960-х гг. В НЬЮ-ЙОРК, МАРКОС ГРИГОРЯН СОЗДАЕТ НОВОЕ ИСКУССТВО - свою "земляную живопись", в которой в жанре коллажа умело сочетает камни, песок, глину, фрагменты дерева, солому, грунт разных цветов и фактур, сочетая их с предметами быта разных эпох и народов. Необычное искусство, также вызывающее параллель с Параджановым, привлекает всеобщее внимание, и вскоре известные американские музеи и галереи начинают покупать его оригинальные работы. На вырученную сумму Маркос Григорян расширяет свою коллекцию.
В дальнейшие годы он вновь отправляется в Иран, затем возвращается в США и неожиданно для всех и, возможно, для самого себя, принимает решение репатриировать в Армению, где продолжает творить до своей смерти в 2007 г. Первая выставка его работ состоялась в Ереване в 1991 г., после чего он подарил свои работы и личную коллекцию из нескольких тысяч образцов правительству Армении. Его дар хранится в Музее литературы и искусства им. Чаренца в качестве отдельной коллекции и сегодня известен как Музей Среднего Востока (коллекция Маркоса Григоряна), однако в этом году обретет свое отдельное помещение в одном из исторических зданий Еревана по адресу улица Анрапетутян, 32 - в качестве филиала Музея литературы и искусства. Об этом на днях был подписан меморандум между МОНКС РА и мэрией Еревана.
Почетный гражданин Еревана, Маркос Григорян не успел увидеть свои работы и коллекцию воплощенными в отдельный музей на исторической родине, однако широкая публика скоро получит возможность соприкоснуться с жизнью, деятельностью и талантом этого самобытного художника и знатока искусства Востока.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-29 10:35
В Доме-музее Сильвы Капутикян открылась выставка «Кружево: напоминание о гимназии Карен Еппе», приуроченная к 106-летию великой армянской поэтессы. В экспозиции представлены простые, на первый взгляд, но имеющие необычную историю образцы кружевной вышивки. Часть их давно хранится в Доме-музее и прежде принадлежала Сильве Капутикян, будучи традиционным атрибутом ее нарядов и быта. Другая прибыла сюда всего лишь на месяц и представляет рукодельное искусство армянской мастерицы из США, 96-летней Тагуи Мелконян.
-
2025-01-27 09:53
Картины Арцива Лалаяна похожи на книги, которые хочется перечитывать вновь и вновь. И с каждым очередным прочтением всплывают новые образы, символы, идеи, чувства, скрытые в многослойной живописи этого самобытного художника из Арцаха.
-
2025-01-25 10:33
Для Музея истории Армении прошедший год был не просто насыщенным эксклюзивными выставками, интересными проектами, возобновлением работы постоянных экспозиций и другими яркими событиями. 2024-й в этом очаге культуры характеризуют как знаковый год в плане налаживания международного сотрудничества и открытия новых возможностей как для самого музея, так и его посетителей.
-
2025-01-24 11:11
Работа над игровым полнометражным фильмом «Вазген. Последний Спарапет» подходит к финалу. Как заявила на днях компания Genetic Production – создатель картины, на суд широкой публики она будет вынесена в марте этого года.