Последние новости

ДВЕ ВЕЛИЧИНЫ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Первая встреча двух талантливых сынов армянского народа Сергея Параджанова и Маркоса Григоряна состоялась в 1988 г. в Нью-Йорке, дав толчок интересной истории, которая спустя 37 лет снова свела их. Раскрылась она буквально днях, в рамках выставки "Маркос и Параджанов. Сказ об одной вещи", организованной в Музее литературы и искусства им.Чаренца.

КАК РАССКАЗАЛА ДИРЕКТОР ЭТОГО ОЧАГА КУЛЬТУРЫ СЮЗАННА ХОДЖАМИРЯН, ОСЕНЬЮ 1988 г. именитый кинорежиссер и художник-коллажист Сергей Параджанов получил эксклюзивное приглашение принять участие в 26-м Международном кинофестивале в Нью-Йорке. Это событие, произошедшее в период горбачевской перестройки, стало лучом света для Параджанова, который годы провел в самых суровых тюрьмах Советского Союза, не имея возможности даже мечтать о выезде за пределы страны.

 'Маркос и Параджанов. Сказ об одной вещи'Маэстро сразу же согласился лично представить на фестивале в США свой фильм "Ашик-Кериб". В один из фестивальных дней он познакомился в Нью-Йорке с Маркосом Григоряном, который к тому времени был не только известным художником, основоположником так называемой "земляной живописи", но и преуспевающим галеристом, владельцем галереи "Горки", в которой выставлял произведения неповторимого Аршила Горки, а также других талантливых армянских мастеров кисти и деятелей других видов искусства. Здесь же Григорян экспонировал и ковровые образцы, предметы быта и этнографического искусства из своей частной коллекции, начало которой было положено им еще в годы жизни в Иране.

Как вспоминал позже известный оператор Альберт Явурян, Сергей Параджанов и Маркос Григорян сразу подружились. Всего за пять дней пребывания Параджанова в США Григорян сумел показать ему все великолепие Нью-Йорка.

"Более того, Маркос Григорян подарил Параджанову довольно дорогую кинотехнику, желая поддержать этого неординарного, смелого, свободного в своем творчестве мастера Режиссер не остался в долгу, и, вернувшись в Тбилиси, решил отправить своему новому другу ответный подарок - ковер с символикой пчел, который у армян называется "мегвакарпет", и сообщил Маркосу Григоряну,  что делает это втайне от советских властей. Вскоре он получил письмо из Нью-Йорка, к которому была приложена фотография с изображением самого Маркоса, стоящего с перекинутым через плечо ковром, и заметкой, что "секретный груз доставлен", - раскрыла фишку выставки Сюзанна Ходжамирян. - В прошлом году мировая общественность отметила 100-летие со дня рождения Сергея Параджанова. В 2025 году исполняется вековой юбилей Маркоса Григоряна, и нынешний проект для нас символичен, так как один экспонат сумел подчеркнуть большую дружбу двух великих сынов армянского народа".

ВЫСТАВКА "МАРКОС И ПАРАДЖАНОВ. СКАЗ ОБ ОДНОЙ ВЕЩИ" ТАКЖЕ ПОЗВОЛЯЕТ раскрыть одну из важных граней многовекторной деятельности Маркоса Григоряна. Кроме огромного наследия в живописи и коллекционировании он оставил след и в сфере кино, что также роднит его с Параджановым. Известно, что в период жизни в Иране, в  1950-х гг., он снялся в ряде фильмов под псевдонимом Марк Грегори. Как отметила научный сотрудник Музея литературы и искусства им. Чаренца Зара Мокацян, сегодня эти фильмы недоступны общественности, так как снимались в Иране времен правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда иранский кинематограф равнялся на Европу и, по словам самого Маркоса Григоряна, "когда женщины ходили с обнаженными руками"

 'Маркос и Параджанов. Сказ об одной вещи'Семья Маркоса Григоряна в годы Геноцида армян бежала из Карса и добралась до России,  где обосновалась в Кропоткине (Краснодарский край) Маркосу было 5 лет, когда в 1930 г. родители приняли решение переехать в Иран. После окончания начальной школы он в 1950 г. выехал в Италию и продолжил образование в Академии изящных искусств Рима. Завершив учебу в 1954 г., он вернулся в Иран, открыл в Тегеране галерею и развернул широкую деятельность как художник и коллекционер. В 1958 г. под эгидой Министерства культуры страны он организовал первую Тегеранскую биеннале. Маркос Григорян также преподавал в Академии художеств Тегерана и пользовался большим уважением и почетом среди коллег. Приверженец современных взглядов, он стоял у истоков становления и развития современного искусства в Иране, возглавил движение авангардистов, что даже в "свободный период" в стране выходило за рамки традиционной иранской действительности

Иран был слишком мал для склонной к экспериментам натуры Маркоса Григоряна. И вскоре он вновь отправился в Рим - "за глотком свежего воздуха", где не только продолжил рисовать, но и заложил основу своей будущей коллекции. Маркос Григорян увлекся ковроткачеством, начал углубленно изучать не только технологию и процесс изготовления ковров, но и их орнаменталистику, символику, содержание. Здесь же, в Италии, он вновь снимается в нескольких фильмах, однако кино, несмотря на частые приглашения режиссеров и его "экранную" внешность, не становится смыслом его жизни.

ПЕРЕЕХАВ В 1960-х гг. В НЬЮ-ЙОРК, МАРКОС ГРИГОРЯН СОЗДАЕТ НОВОЕ ИСКУССТВО - свою "земляную живопись", в которой в жанре коллажа умело сочетает камни, песок, глину, фрагменты дерева, солому, грунт разных цветов и фактур, сочетая их с предметами быта разных эпох и народов. Необычное искусство, также вызывающее параллель с Параджановым, привлекает всеобщее внимание, и вскоре известные американские музеи и галереи начинают покупать его оригинальные работы. На вырученную сумму Маркос Григорян расширяет свою коллекцию.

 'Маркос и Параджанов. Сказ об одной вещи'В дальнейшие годы он вновь отправляется в Иран, затем возвращается в США и неожиданно для всех и, возможно, для самого себя, принимает решение репатриировать в Армению, где продолжает творить до своей смерти в 2007 г. Первая  выставка его работ состоялась в Ереване в 1991 г., после чего он подарил свои работы и личную коллекцию из нескольких тысяч образцов правительству Армении. Его дар хранится в Музее литературы и искусства им. Чаренца в качестве отдельной коллекции и сегодня известен как Музей Среднего Востока (коллекция Маркоса Григоряна), однако в этом году обретет свое отдельное помещение в одном из исторических зданий Еревана по адресу улица Анрапетутян, 32 - в качестве филиала Музея литературы и искусства. Об этом на днях был подписан меморандум между МОНКС РА и мэрией Еревана.

Почетный гражданин Еревана, Маркос Григорян не успел увидеть свои работы и коллекцию воплощенными в отдельный музей на исторической родине, однако широкая публика скоро получит возможность соприкоснуться с жизнью, деятельностью и талантом этого самобытного художника и знатока искусства Востока.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • АРМЯНСКОЕ КИНО ОТ ЛИЦА РОБЕРТА МАТОСЯНА
    2025-04-28 10:36

    В интернет запущен сайт, посвященный деятельности видного армянского киноведа, редактора, сценариста, академика Национальной киноакадемии Армении Роберта Матосяна. Будучи привязанной к персональному вкладу Матосяна в сферу кино, платформа в то же время содержит богатый материал по истории отечественного кинематографа.

  • ПУТЕШЕСТВИЕ ХАЧКАРА ИЗ МАРАЛИКА В ЛЬЕЖ
    2025-04-26 11:35

    В бельгийском Льеже 21 апреля царил праздник, в котором приняли участие как бельгийцы, так и представители армянской общины. Событие касалось в первую очередь армян и заключалось в установлении в одном из уголков Льежа хачкара, ставшего каменным свидетельством дружбы и духовной связи между армянами и бельгийцами и объединившего два таких разных народа сквозь время и расстояние.

  • ГЕНОЦИД АРМЯН ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
    2025-04-25 09:10

    США, Австралия, Канада, Венесуэла, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Греция, Италия, Ватикан, Чехия, Польша, Индия, Иран, Сирия и даже Турция… 110 лет назад представители этих и других стран, став свидетелями Геноцида армян 1915 года, не смогли остаться равнодушными к первому в мировой истории преступлению против человечества такого масштаба. Каждый из них, будь то дипломат, ученый, педагог, военнопленный, путешественник, врач, миссионер или кто-то другой, оставил свои письменные воспоминания, фотографии, личные предметы как очевидцев резни армян, так и самих жертв. Часть этих документальных свидетельств с 23 апреля стала доступна широкому кругу армянских и международных общественных кругов благодаря выставке, открывшейся в Музее-институте Геноцида армян (МИГА) в канун 110-й годовщины этой величайшей трагедии в истории армянского народа.

  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ – УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ НАЦИИ
    2025-04-24 09:51

    В преддверии 110-й годовщины Геноцида армян 1915 г. в Национальной академии наук РА состоялась международная научная конференция «Национальное пробуждение армянского народа и процесс международного признания Геноцида армян». Инициатором форума выступил Отдел истории Армянского вопроса и Геноцида Института истории НАН РА, в нем приняли участие ученые из Армении, Арцаха, Сирии, Ливана, Ирана, Греции и т.д. Как отметили организаторы, тема нынешней конференции отличается от традиционно обсуждаемых в канун 24 апреля и представляющих разные страницы истории Геноцида со всем его трагизмом и ужасом. По словам доктора исторических наук, профессора Армена Марукяна, в этом году было решено рассмотреть тему с другого аспекта и взять в качестве точки отсчета не 1915, а 1965 год, когда в 50-летнюю годовщину Геноцида в Советской Армении и среди армянства всего мира начался процесс пробуждения национального самосознания, основанный на требовании исторической справедливости.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ