АШХАРБЕК КАЛАНТАР: СЛУЖЕНИЕ НАУКЕ И АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ
Сегодня мало кто знает, что действующий в Музее истории Армении и посвященный древней армянской столице Ани выставочный зал стал реальностью благодаря усилиям выдающегося археолога, арменоведа и искусствоведа Ашхарбека Калантара. Еще меньшему числу соотечественников известно, что расположенная в центре Еревана церковь Катогике ХIII века также cохранилась до наших дней при посредничестве этого преданного сына своего народа.
Ашхарбек Калантар - один из семи профессоров, способствовавших основанию Ереванского государственного университета, и автор первого учебника по археологии в Армении, по которому студенты обучались одной из важных наук, нацеленной на обнаружение, сохранение и охрану исторических материалов и культурного наследия․ И это лишь малая толика заслуг Ашхарбека Калантара, обширной деятельности которого посвящена временная выставка, открывшаяся на днях в Музее истории Армении.
ВЫСТАВКА ПРИУРОЧЕНА К 140-ЛЕТИЮ АШХАРБЕКА КАЛАНТАРА, которое исполнилось 11 февраля 2024 г., и представила общественности документы, личные фотографии, снимки, сделанные им во время археологических экспедиций и раскопок, статью его авторства, составленный им учебник по археологии и другие экспонаты. На открытии выставки присутствовали деятели армянской науки и культуры, студенты вузов, и др. После церемонии открытия состоялась посвященная жизни и деятельности Калантара лекция, которую подготовил кандидат исторических наук Карен Байрамян.
Как отметил директор Музея истории Давид Погосян, Ашхарбек Калантар был истинным сыном своего народа и великим ученым, археологом, чей вклад в изучение истории и исследование культуры Армении неоценим. Пройденный им сложный путь, смелость в выдвижении вопросов охраны наследия армянского народа в эпоху советского атеизма, осознанное бесстрашие - прекрасный пример того, каким должен быть истинный представитель науки и интеллигенции.
Ашхарбек Лорис-Мелик Калантар, как звучит его полная фамилия, - потомок двух знатных родов - Лорис-Меликянов (Лорис-Меликовых) и Аргутянов (Аргутиинских), родившийся в селе Ардви региона Лори Армении. Путь в образование перед ним был открыт с детства. По окончании семинарии Нерсесян в 1903 г., затем третьей мужской гимназии в Тифлисе он поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета, окончил его с отличием в 1911 г., в возрасте 27 лет. Среди преподавателей Калантара был авторитетный востоковед Николай Марр и другие выдающиеся специалисты. Не случайно Ашхарбек уже со студенческих лет принимал участие в археологических раскопках, инициированных Марром в Ани. Талант, рвение, профессиональные навыки и знания молодого ученого были высоко оценены, и в 1912 г. Ашхарбек Калантар был избран членом Археологического Института Санкт-Петербурга, а через два года - членом Императорского Археологического Общества. В 1914 г. он был назначен хранителем Азиатского Музея.
Как отметил Карен Байрамян, раскопками в Ани занимались экспедиции под руководством Николая Марра, однако в 1914 г., во время 13-ой кампании, Марр отсутствовал и выдвинул на свое место Калантара. Разрешения на проведение раскопок в Ани и в районе Карса представлены в нынешней экспозиции Музея истории Армении.
"АШХАРБЕК КАЛАНТАР БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ И АРМЯНИНОМ, которому было доверено возглавить группу, заменив самого Марра. Это говорит об огромном авторитете Калантара как ученого, его знаниях и прекрасно освоенных навыках в работе. Более того, это указывает на особое отношение Марра к своему бывшему студенту, а затем коллеге, который оказался единственным, кому Марр мог с уверенностью поручить работу", - сказал Карен Байрамян.
Будучи вынужденным покинуть Ани, Ашхарбек Калантар сумел вывезти с собой и тем самым спасти значительную часть коллекции из Музея-хранилища древностей. Получив полномочия от правительства Первой Республики Армения в 1918 г., он с помощью лорийской молодежи доставил около 6000 археологических образцов в монастыри Санаина и Ахпата, порой пробираясь из Западной Армении под вражескими обстрелами с оружием в руках. Он успел сделать фотографии с места раскопок и из хранилища, показывающие, что турки изрядно "покопались" здесь, разграбили и нанесли большой урон как археологическому памятнику, так и богатой коллекции. Об этом он написал в письме Николаю Марру, которое, как и фотографии, также нашло место в нынешней экспозиции Музея истории. Сохранилось письмо председателя Армянского Национального совета Аветиса Агароняна, обращенное к Калантару, в котором глава правительства призывает ученого организовать спасение артефактов и говорит, что в Лори можно обратиться за помощью к Ованесу Туманяну.
Ашхарбек Калантар продолжил служение науке и в советские годы, когда провозглашенная государством политика атеизма и борьбы с христианским наследием стала реальной угрозой сохранению культурных памятников. Будучи научным секретарем Комитета охраны древностей Армении, он и Александр Таманян, возглавивший Комитет, написали письмо в Министерство образования и руководству Еревана, в котором решительно выступили против снесения церкви Сурб Погос-Петрос V-VI вв.
"Ашхарбек Калантар отмечал в публикациях, что, в результате исследований под основанием трехнефной базилики Погос-Петрос были обнаружены дохристианские пласты, имеющие важное значение для детализации фрагментов истории армянского народа и в сфере изучения древнего наследия армян. Особое место он уделял фрескам церкви и совместно со специалистами из Москвы и других крупных городов исследовал и зафиксировал их культурологическую ценность. Ученый постоянно обращался в государственные органы, ставил их в известность о важности этого историко-культурного памятника, писал, что его нельзя трогать, - рассказал Карен Байрамян. - Однако спасти церковь ему не удалось, но вместе с единомышленниками он все-таки отстоял церковь Сурб Катогике".
НЕЗАМЕНИМ ВКЛАД АШХАРБЕКА КАЛАНТАРА И В ИССЛЕДОВАНИЕ ДРУГОЙ древней столицы Армении - Вагаршапата. В процессе раскопок были обнаружены уникальные артефакты, которые вновь снимались на пленку и протоколировались в документах. Он также выступил инициатором в вопросе организации вокруг храма Звартноц (VII век) заповедника, заручившись поддержкой Первопрестольного Эчмиадзина.
Калантара очень интересовала история Армении. Еще в 1917 г. он вместе с Никогайосом Адонцем был командирован в Ванскую область, где занимался изучением обнаруженных памятников с урартской клинописью и искал ее новые образцы. И здесь ему удалось спасти ряд материалов, имеющих важное научное значение. Калантар был первым, кто занялся копированием и расшифровкой лапидарных надписей на памятниках армянской истории и культуры. За период с 1919 по 1937 гг. он организовал около 30 экспедиций в разных регионах Армении, вел активную педагогическую деятельность, подготовил несколько поколений археологов. В результате многолетних исследований на склонах Арагаца и Гегамского хребта Ашхарбек Калантар неожиданно открыл доурартскую ирригационную систему с развитой сетью каналов и водохранилищ. Ученый был также первым, кто заложил основу систематического исследования наскальных рисунков на территории Армении.
Ашхарбек Калантар - один из тех выдающихся армянских деятелей науки и культуры, которые прошлое своего народа, его вековые достижения ставили выше личных амбиций, карьерного продвижения и смело указывали на ошибки в политике действующей власти в отношении к культурному наследию. Эта смелость и подвела его в числе других к трагическому концу в годы сталинских репрессий. Он был арестован в составе университетских преподавателей по так называемому "делу профессоров". Значительная часть его научных материалов, фотографий, рукописных заметок, а также уникальные фотопленки со снимками урартских клинописей были конфискованы.
Где скончался Ашхарбек Калантар - в Сибири или по дороге туда - доподлинно не известно, но он проделал огромную работу, результаты которой представляют большую научную ценность и используются учеными нового поколения.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-26 11:35
В бельгийском Льеже 21 апреля царил праздник, в котором приняли участие как бельгийцы, так и представители армянской общины. Событие касалось в первую очередь армян и заключалось в установлении в одном из уголков Льежа хачкара, ставшего каменным свидетельством дружбы и духовной связи между армянами и бельгийцами и объединившего два таких разных народа сквозь время и расстояние.
-
2025-04-25 09:10
США, Австралия, Канада, Венесуэла, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Греция, Италия, Ватикан, Чехия, Польша, Индия, Иран, Сирия и даже Турция… 110 лет назад представители этих и других стран, став свидетелями Геноцида армян 1915 года, не смогли остаться равнодушными к первому в мировой истории преступлению против человечества такого масштаба. Каждый из них, будь то дипломат, ученый, педагог, военнопленный, путешественник, врач, миссионер или кто-то другой, оставил свои письменные воспоминания, фотографии, личные предметы как очевидцев резни армян, так и самих жертв. Часть этих документальных свидетельств с 23 апреля стала доступна широкому кругу армянских и международных общественных кругов благодаря выставке, открывшейся в Музее-институте Геноцида армян (МИГА) в канун 110-й годовщины этой величайшей трагедии в истории армянского народа.
-
2025-04-24 09:51
В преддверии 110-й годовщины Геноцида армян 1915 г. в Национальной академии наук РА состоялась международная научная конференция «Национальное пробуждение армянского народа и процесс международного признания Геноцида армян». Инициатором форума выступил Отдел истории Армянского вопроса и Геноцида Института истории НАН РА, в нем приняли участие ученые из Армении, Арцаха, Сирии, Ливана, Ирана, Греции и т.д. Как отметили организаторы, тема нынешней конференции отличается от традиционно обсуждаемых в канун 24 апреля и представляющих разные страницы истории Геноцида со всем его трагизмом и ужасом. По словам доктора исторических наук, профессора Армена Марукяна, в этом году было решено рассмотреть тему с другого аспекта и взять в качестве точки отсчета не 1915, а 1965 год, когда в 50-летнюю годовщину Геноцида в Советской Армении и среди армянства всего мира начался процесс пробуждения национального самосознания, основанный на требовании исторической справедливости.
-
2025-04-22 09:10
Выдающему картографу, общественному деятелю и нашему соотечественнику из Франции Затику Ханзадяну (1886-1980) было 74 года, когда он издал свой, пожалуй, самый крупный труд – атлас «Историческая картография Армении». Сборник вошел в мировую науку под оригинальным названием «Atlas de cartographie historique de l'Arménie». Вышедший в свет в 1960 г. с текстами на французском языке он стал своеобразным итогом многолетних кропотливых исследований, которые этот опытный инженер-гидрограф проводил в сфере исторической картографии. До 1960-х гг. «Атлас» Ханзадяна, как и другие научные труды, касающиеся Армении, ее истории и Армянского вопроса, по ряду причин не были доступны исследователям. Исправить ситуацию удалось недавно благодаря Культурному центру «Текеян» Армении, инициировавшему переиздание этого труда. При поддержке известного предпринимателя, мецената, главы холдинга «РУЦОГ ИНВЕСТ» Рубена Григоряна задумка была претворена в жизнь. На днях переизданный атлас «Историческая картография Армении» был презентован в ереванском центре «Текеян».