Последние новости

ЛЮБИМАЯ СКРИПКА, НОТЫ, ОРДЕН И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ АРХИВА БАРСЕГА КАНАЧЯНА

В феврале исполнилось 140 лет со дня рождения именитого армянского композитора и дирижера, автора музыки к гимну Армении Барсега Каначяна. Знаменательную дату в Музее литературы и искусства им.Чаренца отметили временной выставкой, собранной из личных вещей и предметов, связанных с профессиональной деятельностью этого прекрасного музыканта.

 В экспозиции представлены скрипка, с которой Каначян был неразлучен до конца своей жизни, фотография, на которой он – самый старший ученик Комитаса изображен с Вардапетом, другие эксклюзивные снимки и важные награды, среди которых Орден Кедра I степени Ливана, врученный ему за огромный вклад в культуру армянского и других народов, много других интересных экспонатов, ныне хранящихся в фонде Музея литературы и  искусства.

 Любимая скрипка Барсега Каначяна«СКРИПКА, КОТОРУЮ ВЫ ВИДИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ, ИМЕЕТ НЕОБЫЧНУЮ ИСТОРИЮ, - представила экспозицию заведующая музыкальным отделом музея Цогик Бекарян. – Ее для одаренного сына приобрел отец за счет собственных лишений и экономии денежных средств. Юный Барсег был так сильно влюблен в музыку и мечтал играть, что сотворил самодельную скрипку и пытался заниматься на ней. С годами его талант раскрылся еще больше, и спустя годы он стал одним из пяти лучших учеников Комитаса и в то же время выделялся особыми творческими способностями, интуицией и даром к созданию музыки».

В день открытия выставки состоялся небольшой концерт с участием воспитанников школы искусства им.Б.Каначяна, на котором звучали его написанные на слова армянских поэтов песни, обработки армянских патриотических песен, детские и другие песни. Это – часть большого музыкального наследия, оставленного нам талантливым композитором.

Барсег Каначян родился в городе Родосто (ныне Текирдаг, Турция) в 1885 г. Через три года семья переехала в Константинополь (ныне Стамбул), где Барсег получил начальное образование. Ему было 11 лет, когда отец принимает решение об очередном переезде, и вскоре Каначяны оказываются в Болгарии, обосновавшись в Варне. Именно здесь, в этом портовом городе и произошла история со скрипкой. Однажды в дом к Каначянам зашел торговец и предложил приобрести хорошую скрипку. Юного Барсега в тот миг не было дома, однако отец, зная любовь сына к музыке и его желание обучиться игре на скрипке, не мешкая, отдал большую часть сбережений и купил инструмент. Решив преподнести Барсегу сюрприз, он поставил скрипку на видное место в доме. Это был самый лучший и долгожданный подарок всей жизни Барсега Каначяна. Скрипка, купленная отцом, осталась спутницей музыканта навсегда.

Первые серьезные уроки музыки юный Барсег получил у армянского композитора, дирижера, органиста и педагога Натана Амирханяна (Князева), обучаясь не только игре на скрипке, но и музыковедению, дирижерскому искусству. В 1903 г. он переезжает в Бухарест, где продолжает учебу в училище Жоржа Пуюка, осваивая игру на фортепиано и постигая музыкальную гармонию. В возрасте 23 лет Барсег Каначян возвращается в Константинополь со всей семьей: это решение Каначяны принимают после утверждения Османской Турцией Конституции, надеясь на лучшее будущее для страны, проживающих там армян и себя .

К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ БАРСЕГ УЖЕ БЫЛ ГОТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, что вылилось в организацию им хоровых коллективов «Кнар», затем «Масис». Вскоре, оказавшись среди слушателей на концерте Комитаса, он вдохновился творчеством и деятельностью Вардапета, решив поступить в его хор «Гусан» в качестве певца. В этот же период был основан кружок «Искусство гармонизации» из 16 человек, 5 из которых в дальнейшем становятся учениками Комитаса. Работа под руководством самого Комитаса стала для Барсега Каначяна очередным этапом творческого роста. Вместе с 4 другими учениками он углубляется в гармонию и дирижерское искусство, открывая для себя глубину этих дисциплин и новые возможности для творчества. Занятия продолжались вплоть до Первой мировой войны.

Мероприятие в Музее литературы и искусства им.ЧаренцаВ 1919 г. Каначян дирижирует хором из 400 певцов на концерте, посвященном Комитасу, где в числе других произведений были представлены обработки армянских патриотических песен, сделанные «комитасовской пятеркой». Барсег Каначян продолжил образование в Париже, а с 1922 г. занимался хоровым дирижированием в армянских общинах, сформированных в разных странах после Геноцида 1915 г.  С 1928 г. он преподавал в образовательном очаге «Мелконян» Кипра, с 1933 г. в гимназии «Ншан Паланджян» Бейрута. Здесь же, в Бейруте, он организует хор «Гусан», обрабатывая для него в традициях Комитаса армянские народные песни разных жанров. Барсег Каначян обработал и исполнял с хором также ряд арабских песен. За короткое время «Гусан» полюбился в армянских общинах Ближнего Востока, коллектив пел не только народные и ашугские песни, но даже Патараг – Литургию. Каначян соотнес два знаменитых Патарага – авторства Комитаса и Макара Екмаляна, а также шараканы, фрагменты для одного голоса и представил их в многоголосом исполнении.

Параллельно занимаясь композиторской деятельностью, он стал автором популярных в Армении и Спюрке сочинений. Это сольные и хоровые песни, в числе которых выделяются колыбельная «Орор» на слова армянского поэта Рафаэла Патканяна, «Урени» на слова Ованнеса Туманяна, «Цов ачер» по стихотворению Аветика Исаакяна, «Цайгерг» по средневековому поэту Наапету Кучаку. Колыбельную «Орор» Барсег Каначян посвятил своему внуку Тиграну, который, по словам потомков Каначяна, не раз рассказывал, как мама пела ее для него.

«ЖИВЯ В БОЛГАРИИ И ФРАНЦИИ, БАРСЕГ КАНАЧЯН НЕВОЛЬНО СТАНОВИЛСЯ ЧАСТЬЮ европейской музыкальной культуры. Придерживаясь традиций обработки армянских музыкальных произведений, воспринятых у Комитаса, он также вносил в свою деятельность элементы европейского мышления», - считает музыковед Маргарит Саргсян.

 НотыКаначян также автор трехактной оперы «Священник» по пьесе Левона Шанта "Старые боги", многочисленных арий, хоровых произведений, 20 детских песен, оркестровых фрагментов по мотивам поэмы Маттеоса Зарифяна «Сумасшедший». Однако широкому кругу он известен в первую очередь как автор музыки к песне «Наша родина» («Մեր Հայրենիք»), написанной на слова Микаэла Налбандяна и принятой в качестве гимна Республики Армения (используются 1 и 4 строфы). В несколько ином варианте это сочинение Каначяна служило гимном Первой  Республики Армения в 1918—1920 гг.

Несмотря на то, что Барсег Каначян жил в Бейруте, его произведения были известны и в советской Армении, где их исполнял Ереванский камерный хор при поддержке Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Последние годы жизни этого прекрасного музыканта были омрачены серьезной болезнью глаз, но, став практически слепым, Каначян продолжал творить и руководить хором «Гусан». В этом нелегком деле ему помогал его ученик, собиратель армянских народных песен, музыковед Петрос Аллахайтоян, который редактировал и классифицировал его сочинения. Вместе со своей племянницей Цовинар Маргарян он издал двухтомник сочинений Барсега Каначяна, вышедший в свет в Бейруте в 2019 г. Один из экспонатов выставки в Музее литературы и искусства им.Чаренца относится к этому периоду жизни Каначяна. Это специально увеличенные для него ноты и ручка, изготовленная из камыша, которой маэстро записывал свои произведения в последние годы деятельности.

Творческий путь Барсега Каначяна завершился в 1950 г. он совсем потерял зрение и скончался в Бейруте в мае 1967 г. Его именем в Ливане назван Институт культур, учрежденный культурным союзом «Амазгаин», и музыкальная школа в Алеппо. Имя Барсега Каначяна с 2000 г. носит также ереванская Школа искусств № 17. Это, по словам директора школы Армине Мурадян, было большой мечтой музыканта.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • АРМЯНСКОЕ КИНО ОТ ЛИЦА РОБЕРТА МАТОСЯНА
    2025-04-28 10:36

    В интернет запущен сайт, посвященный деятельности видного армянского киноведа, редактора, сценариста, академика Национальной киноакадемии Армении Роберта Матосяна. Будучи привязанной к персональному вкладу Матосяна в сферу кино, платформа в то же время содержит богатый материал по истории отечественного кинематографа.

  • ПУТЕШЕСТВИЕ ХАЧКАРА ИЗ МАРАЛИКА В ЛЬЕЖ
    2025-04-26 11:35

    В бельгийском Льеже 21 апреля царил праздник, в котором приняли участие как бельгийцы, так и представители армянской общины. Событие касалось в первую очередь армян и заключалось в установлении в одном из уголков Льежа хачкара, ставшего каменным свидетельством дружбы и духовной связи между армянами и бельгийцами и объединившего два таких разных народа сквозь время и расстояние.

  • ГЕНОЦИД АРМЯН ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
    2025-04-25 09:10

    США, Австралия, Канада, Венесуэла, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Греция, Италия, Ватикан, Чехия, Польша, Индия, Иран, Сирия и даже Турция… 110 лет назад представители этих и других стран, став свидетелями Геноцида армян 1915 года, не смогли остаться равнодушными к первому в мировой истории преступлению против человечества такого масштаба. Каждый из них, будь то дипломат, ученый, педагог, военнопленный, путешественник, врач, миссионер или кто-то другой, оставил свои письменные воспоминания, фотографии, личные предметы как очевидцев резни армян, так и самих жертв. Часть этих документальных свидетельств с 23 апреля стала доступна широкому кругу армянских и международных общественных кругов благодаря выставке, открывшейся в Музее-институте Геноцида армян (МИГА) в канун 110-й годовщины этой величайшей трагедии в истории армянского народа.

  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ – УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ НАЦИИ
    2025-04-24 09:51

    В преддверии 110-й годовщины Геноцида армян 1915 г. в Национальной академии наук РА состоялась международная научная конференция «Национальное пробуждение армянского народа и процесс международного признания Геноцида армян». Инициатором форума выступил Отдел истории Армянского вопроса и Геноцида Института истории НАН РА, в нем приняли участие ученые из Армении, Арцаха, Сирии, Ливана, Ирана, Греции и т.д. Как отметили организаторы, тема нынешней конференции отличается от традиционно обсуждаемых в канун 24 апреля и представляющих разные страницы истории Геноцида со всем его трагизмом и ужасом. По словам доктора исторических наук, профессора Армена Марукяна, в этом году было решено рассмотреть тему с другого аспекта и взять в качестве точки отсчета не 1915, а 1965 год, когда в 50-летнюю годовщину Геноцида в Советской Армении и среди армянства всего мира начался процесс пробуждения национального самосознания, основанный на требовании исторической справедливости.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ