Последние новости

УГРОЗА «СТАРШИМ БРАТОМ»

Пребывающий в непреходящей эйфории от подаренной «старшим братом» «победы» в Арцахе Азербайджан уже стал неприкрыто угрожать России на фоне дипломатического кризиса с ней.

«Если в Азербайджане создадут военную базу Турции, России придется с этим смириться. Этот процесс Москве не удастся остановить никаким давлением, никакими запугиваниями и так далее», – заявил, как передают азербайджанские СМИ, экс-руководитель администрации президента Азербайджана Эльдар Намазов. Более того, отставной чиновник пригрозил: «Наоборот, мы еще больше ужесточим свою политику, и, если нужно будет, создадим военную базу Турции на нашей территории…».

ХОТЯ ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВЕРНО ОТРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ в азербайджанском обществе, где на фоне дипломатической конфронтации с Москвой все чаще звучат призывы к Анкаре играть более заметную роль на Южном Кавказе, традиционной зоне влияния России. Идея создания постоянной военной инфраструктуры страны НАТО – Турции – в закавказском регионе периодически всплывала в азербайджанских и турецких СМИ, что, естественно, категорически отвергалось Москвой, рассматривающей подобную затею в качестве красной линии. После азербайджано-турецкой масштабной военной агрессии осени 2020 года («44-дневной войны») и захвата большей части Арцаха (Нагорного Карабаха) представитель Кремля даже прямо предупредил, что любые попытки Турции создать базу в Азербайджане вызовут «особую обеспокоенность» и потребуют «мер по обеспечению национальной безопасности». Тем не менее тесное военное сотрудничество между Баку и Анкарой с 2020 года стало более чем очевидным, Турция последовательно и разносторонне содействовала военной модернизации «младшего брата», передавая и продавая современные технологии и вооружение, обычным делом стали совместные учения. Сегодня же, в контексте дипломатического конфликта между Баку и Москвой разговоры о турецкой военной базе в Азербайджане, как отмечают наблюдатели, обретают новый символический вес.

Если вернуться к развязанной алиево-эрдогановским тандемом террористической по ее сути "44-дневной войне" против Арцаха, то очевидно, что в ней победил не Алиев. Наоборот, он продемонстрировал свою недееспособность в качестве главнокомандующего, полностью передав управление собственной армией в руки турецких военных, которые просто убрали со своего пути азербайджанского министра обороны, дабы тот своей некомпетентностью не мешал им апробировать против маленького Арцаха все новейшие турецкие технологии гибридной войны. Не зря многие непредвзятые наблюдатели, в частности, депутат Государственной Думы Виталий Милонов, уже тогда отмечали, что, вступив в союз с Турцией, Баку «попал в сильнейшую зависимость от своего агрессивного соседа» и заплатил за отвоеванную территорию своим суверенитетом.

«Азербайджанская армия, если бы воевала сама, дальше сотен метров бы не продвинулась. Турецкая армия и международные наемники отвоевали для Азербайджана часть территории. Но то, что они отвоевали, они не отписали Азербайджану», – утверждал депутат.

Необходимо также отметить, что первая неделя военных действий, начавшихся утром 27 сентября и сразу же продемонстрировавших, что это не локальные боевые действия, а масштабная война, практически ничего агрессору (вернее - агрессорам), кроме больших потерь в живой силе и технике, не дала. Зато показала, что несравнимо более решительно и агрессивно, чем когда-либо за тридцать с лишним лет карабахского конфликта, на стороне Азербайджана выступает региональная держава – Турция. И не просто участвует в конфликте посредством инструкторов, спецназа, завербованных наемников и предоставления военной техники и вооружения, в частности, современных ударных дронов, но и целенаправленно нагнетает ситуацию безответственными политическими заявлениями. На третий день войны Анкара полностью раскрыла собственное лицо, заявив о необходимости «решить проблему в корне», то есть о полной оккупации Нагорного Карабаха.

В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТАНЦИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНА, РАССЧИТЫВАВШИХ НА БЛИЦКРИГ, по некоторым сведениям, в эти дни царила настоящая паника. Рассказывают, что, выйдя отчитаться перед СМИ, явно растерянный представитель минобороны Азербайджана помолчал несколько минут, не имея сообщить чего-то обнадеживающего, и вдруг упал в обморок. Существовала большая вероятность того, что армянская сторона может переломить ситуацию и перейти в контрнаступление.

Это уже после подписания печально известного трехстороннего заявления, согласно которому одним росчерком пера Азербайджану были сданы Агдамский, Лачинский, Кельбаджарский и часть Гадрутского района, Алиев начал бахвалиться победой в "отечественной войне", отмечая при этом важную роль Турции.

Для Анкары же, как отмечают эксперты, война стала отличной возможностью обозначить конкретные свои интересы регионе Южного Кавказа. Визит Реджепа Эрдогана после прекращения военных действий на оккупированные территории Арцаха и посещение города Шуши были замечены далеко за пределами региона – главным образом благодаря резонансному результату – подписанию с Ильхамом Алиевым так называемой Шушинской декларации, фактически создавшей юридическую возможность для появления в Азербайджане турецких военных баз.

Как отмечали аналитики, после войны 2020 года и оккупации  значительной части Арцаха азербайджано-турецкие договоры уже стали закрепляться двумя странами в статусе стратегических союзников. Хотя Турция всегда поддерживала «младшего брата» и еще в 1990-х годах закрыла границу с Арменией, но в геополитическом и военном планах вовлечение Анкары в карабахский конфликт, в том числе в «четырехдневную войну» 2016 года, было сравнительно ограниченным. Начиная же с июля 2020 года, когда произошли ожесточенные «Тавушские столкновения» на границе Армении и Азербайджана, позиция Анкары кардинально изменилась. С этого момента вовлечение Турции в конфликт резко усилилось, она, отмечали эксперты, начала бороться за статус ключевого внешнего игрока, как минимум не уступающего России по влиянию.

Сегодня, помимо несколько завуалированного военного присутствия, стремительно расширяется турецкое деловое присутствие в оккупированном Карабахе. Турецкие строительные, горнодобывающие и энергетические компании подписали соответствующие крупные контракты. Еще раз напомним, что в ходе состоявшегося в конце мая сего года в оккупированном Бердзоре (Лачине) трехстороннего саммита Азербайджан-Турция-Пакистан Ильхам Алиев, в частности, заявил: «Азербайджан вложил 20 миллиардов долларов США в экономику Турции и на первоначальном этапе готов инвестировать в экономику Пакистана 2 миллиарда долларов США». Так Баку вознаграждает своих сюзеренов за «братскую помощь».

И тут невозможно не согласиться с аналитиком Артаком Закаряном: «Без стратегического пересмотра своей внешней политики в Закавказье Россия рискует окончательно уступить регион Турции и другим внешним игрокам».

Но действовать надо прямо сейчас, ибо экспансия региона нарастает день ото дня, и потом будет гораздо труднее, если вообще возможно, исправить ситуацию…

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ОТ ОККУПАЦИИ ШУШИ К СОЗДАНИЮ «ВЕЛИКОГО ТУРАНА»
    2025-07-03 09:25

    После азербайджано-турецкой масштабной агрессии 2020 года – «44-дневной войны» – сначала Эрдоган, ранее не ступавший на карабахскую землю, стал приезжать на временно оккупированные земли Арцаха (Нагорного Карабаха) как к себе домой, а сейчас, судя по всему, этой дурной привычкой заразился и Шахбаз Шариф, премьер-министр Пакистана – другого соучастника оккупации древнего армянского края.  В  начале июля, как сообщают азербайджанские СМИ, планируется очередное  посещение ими Арцаха с двухдневным визитом.

  • ЖИЗНЬ БЕЗ ЧЕРНОВИКОВ
    2025-06-30 09:43

    Пять лет назад, в июне 2020 года, в Степанакерте на 87-ом году жизни скончался известный арцахский писатель, публицист и общественный деятель Максим Ованнисян. Максим Ервандович Ованнисян родился 18 февраля 1934 года в селе Арав Аскеранского района Нагорного Карабаха, среднюю школу окончил в г. Степанакерте, после чего поступил и в 1958 году окончил факультет журналистики Ереванского государственного университета.

  • ВОИН ДУХА С ВЕРОЙ В ВОЗРОДИВШИЙСЯ АРЦАХ
    2025-06-26 09:32

    Навязанная самоопределившемуся Нагорному Карабаху (Арцаху) перманентная гибридная война заставила каждого жителя маленького армянского края стать воином, защитником своей родины - быть все время начеку и в случае необходимости оперативно мобилизовывать все силы и ресурсы. Естественно, это касалось и священнослужителей. Понимая, что, уповая на Бога, надо и самим предпринимать против вооруженного до зубов и все изощряющегося врага конкретные и действенные меры, священник Тер-Ованес Ованнисян с первых же дней развязанной Азербайджаном против Нагорного Карабаха войны наряду с крестом взял в руки и оружие: "Мы хотели вернуть Арцах мирным путем, мирными требованиями, но настал момент, когда пришлось взять в руки оружие и встать на защиту своего края".

  • «ЗАПАДНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН» В ОТВЕТ НА ПРЕДАННЫЙ АРЦАХ
    2025-06-26 09:05

    На фоне фальшивых заявлений об установлении долгосрочного мира в регионе азербайджано-турецкий тандем с циничной последовательностью наращивает свои усилия по дальнейшей экспансии суверенной территории Армении, продолжая информационно-пропагандистскую подготовку в данном направлении с расширением круга соучастников. Речь о недавней 51-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества (ОИС), на которой была принята провокационная резолюция в поддержку «Общины Западного Азербайджана» под названием «Право на возвращение азербайджанцев, насильственно и систематически изгнанных с нынешней территории Армении».

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ