Последние новости

ОНИ СРАЖАЛИСЬ В ПОЛЯХ

Первая мировая война, точнее 100-летие ее начала, обернулась всплеском информационного интереса к событиям вековой давности. Все вдруг вспомнили, что мало чего знают о битве народов.

Российское историческое общество выпустило целый сборник под названием "Слава безвестным!" (Антология русской поэзии о Первой мировой войне. Автор-составитель В.Ш.Гороховский). Во вступительной статье говорится об участии в военных действиях 38 государств и гибели 10 млн человек. Приводятся слова Уинстона Черчилля о том, что ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России.

В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВСЕ СОСЛОВИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА переживали душевный подъем, прекратились забастовки, успешно шла мобилизация, добровольцы записывались в армию. Делались крупные пожертвования... Потом постепенно серьезные военные неудачи, расстройство экономики изменили отношение к происходящим событиям и обернулись крушением империи и существующего строя.

В эти годы творческая интеллигенция переживала те же чувства, что и весь народ. Добровольно уходит на фронт поэт, гвардеец, улан, гусар, разведчик Николай Гумилев, награжденный за храбрость двумя Георгиевскими крестами. Его примеру следует писатель и поэт Валентин Катаев (2 Георгиевских креста и орден Св. Анны IV степени). На австрийском фронте воюет Николай Асеев. В инженерную часть призывается Александр Блок. Призывают и Сергея Есенина, он становится санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде N143. Сергей Городецкий - военный корреспондент газеты "Русское слово" на Кавказском фронте. Маяковского не взяли добровольцем из-за неблагонадежности, с помощью Горького определили чертежником в автомобильную школу. Воевал поэт Саша Черный. Илью Эренбурга по состоянию здоровья не взяли иностранным добровольцем во французскую армию. Стал военным корреспондентом русских газет на Западном фронте. Они и другие поэты и писатели видели войну и писали о ней, переживая те же, что и в обществе, чувства: от патриотического подъема до глубокого разочарования, вплоть до восприятия войны в качестве социальной катастрофы.

Николай МИНСКИЙ (1855-1937) не видит врага в человеке из чужих окопов:

"И посмотри, кругом не все ли,

Как мы, любили и жалели?

Кто ж в кротком образе твоем

Велел мне видеть супостата?

Зачем с грядущим острием

Стою, как ты, пред грудью брата?

Кем сердце ядом налито?

Кто нас околдовал? Кто? Кто?"

В конце стиха Минский, "покорный божеству", все же вонзает железо в сердце брата. А в его же "Окопной песне" звучит:

"Если я дождусь прихода мая,

Если доживу,

Окрикам дозорных не внимая,

В лес пойду и ландышей нарву.

Меж стволов расщепленных, разбитых,

В круг могил недавних и забытых

Для тебя нарву".

Согласитесь, что в этом трепетном ожидании встречи с любимой есть нечто, о чем потом Константин Симонов скажет в "Жди меня".

Константин БАЛЬМОНТ (1867-1942) сурово осуждает происходящую бойню:

"И снова льется кровь

Из темной глубины.

И вот мы вновь, мы вновь -

Актеры Сатаны".

Продираясь сквозь дым и грохот сражений, Валерий БРЮСОВ (1873-1924) заключает:

"Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий.

Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?"

Дмитрий ЦЕНЗОР (1879-1947) оплакивает смерть полкового священника:

"Средь воинов, павших сегодня,

Упал он, смыкая уста,

Упал он, ревнитель Господний,

И пальцы сложил для креста".

Саша ЧЕРНЫЙ (1880-1932) с нежностью пишет о сестре милосердия, "сероглазой женщине, присевшей с книжкой на койку раненого", Сергей ГОРОДЕЦКИЙ (1884-1967) готов всем пожертвовать для Родины:

"Дай ей славу, дай ей силу -

Вот моя мольба.

Я ж без ропота в могилу

Лягу, коль судьба".

Прекрасные строки находит Николай ГУМИЛЕВ (1886-1921) в "Ответе сестры милосердия":

"Так позвольте теми руками,

Что любили вы целовать,

Перевязывать ваши раны,

Воспаленный лоб освежать".

О превратностях войны и судьбы размышляет Игорь СЕВЕРЯНИН:

"Они сражаются в полях,

Сегодня - люди, завтра - прах,

Они отстаивают нас.

Но кто из них свой знает час?"

Неукротимо, без оглядки атакует Николай АГНИВЦЕВ (1888-1932):

"Падаю? Падаю?! Боже,

Чья это кровь так течет?!

Пусть я убит... Ну так что же?

Рота, вперед!"

А ДОН-АМИНАДО (1888-1957) задирает, издевается над врагом в стихотворении "Разведчики":

"Нас десять! Вы слышите? Десять!

А старшему нет двадцати.

Нас могут повесить! Повесить!..

Но прежде нас нужно найти!"

В сборнике есть выпадающие из общего настроя стихи Марины ЦВЕТАЕВОЙ (1892-1941). Поэтесса видит другую Германию, не замечая той, которая вошла в войну:

"Ты миру отдана на травлю,

И счета нет твоим врагам,

Ну как же я тебя оставлю?

Ну как же я тебя предам?

И где возьму благоразумье:

"За око - око, кровь - за кровь",

Германия - мое безумье.

Германия - моя любовь!"

Четверть века спустя Цветаева, прозрев, напишет другие строки о Германии. Книжка завершается отрывками из сборника "Пленники - поэты", в котором представлены произведения, написанные русскими пленными в Германии и Австро-Венгрии. Некий Л.В-ь призывает:

"Долой войну! Все люди братья!

Чтоб было счастье и добро,

То нужно всем нам без изъятья

Отбросить этой жизни зло..."

И так далее. Сборник, подготовленный В.Гороховским, тематически свел в один "котел" известных, малоизвестных и совершенно позабытых всеми литераторов эпохи Первой мировой. Читателю интересно будет сравнить и многое узнать. Что касается призывов "отбросить это зло", то через 20 лет после окончания Первой мировой войны человечество взрастило Гитлера, развязалась Вторая мировая. В ней только из России приняли участие больше тысячи поэтов и писателей. И они написали замечательные книги.

Но человечество и сегодня не собирается вслушиваться в призывы вышеупомянутого Л.В-ь.:

"Пора опомниться! Довольно!

Нам счастье строить на крови

Так самовольно, произвольно!

Ведь счастье наше лишь в любви".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ
      2021-03-31 11:32
      5063

      Уничтожение церкви Зоравор Сурб Аствацацин Мехакаване (Джебраил) с переходом района под контроль Азербайджана никого в Армении не удивило, за исключением разве что тех, кто восхищался "образованным" лидером Азербайджана и грандиозными перспективами развития добрососедских взаимовыгодных отношений после открытия всех старых и новых дорог в регионе. Армянофобия десятилетиями впрыскивалась в умы граждан Азербайджана и охватывает не только религиозную сферу, но и остальные, ставя целью уничтожить все, что связано с армянами.

    • ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ
      2021-03-29 12:01
      3713

      Доктор филологических наук, профессор, председатель общества "Армения - Россия" Михаил Давидович АМИРХАНЯН более полувека исследует русско-армянские литературные взаимоотношения, издал по теме 16 книг, опубликовал около 100 статей. На днях вышла в свет еще одна книга - "Армения в зеркале русской поэзии" - под  редакцией доктора филологических наук, профессора Смоленского государственного университета И.В. Романовой.

    • О ДРУЗЬЯХ И ЛЮБВИ
      2021-03-26 09:50
      1941

      Поздние дети и поздние друзья... Главное, что связывает два этих явления, - дефицит отпущенного времени. Детей не успеешь, как следует, довести до цели, а с друзьями не удается съесть хотя бы пару килограммов соли, раз уж пуд недосягаем...

    • ОСЕННИЙ ЕРЕВАН ПРИГЛАШАЕТ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ
      2021-03-17 10:07
      5276

      Когда в 2009 году доктор филологических наук, профессор Михаил Давидович Амирханян созывал первую международную литературную конференцию по теме "Русские классики: русская и национальные литературы", он вряд ли предполагал, какой будет резонанс и чем все это обернется. Однако с легкой руки Н.В. Гоголя (первый из классиков) дело сразу заладилось. В последующие годы исследователи русской словесности приветствовали идею ереванских форумов и с удовольствием включали конференции в свои годовые планы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ПРИГОВОР В СТАМБУЛЕ..." НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
      2021-04-03 09:57
      2592

      В 2008 г. в Турции вышла в свет книга "Приговор в Стамбуле: судебные процессы по делу о геноциде армян", вызвавшая немало шума в широких общественных кругах страны и среди зарубежных историков, геноцидологов, политологов, представителей других специальностей. Авторы исследовательского труда Ваагн Норайр Дадрян и Танер Акчам выбрали в качестве языка-оригинала книги турецкий.

    • ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ
      2021-03-29 12:01
      3713

      Доктор филологических наук, профессор, председатель общества "Армения - Россия" Михаил Давидович АМИРХАНЯН более полувека исследует русско-армянские литературные взаимоотношения, издал по теме 16 книг, опубликовал около 100 статей. На днях вышла в свет еще одна книга - "Армения в зеркале русской поэзии" - под  редакцией доктора филологических наук, профессора Смоленского государственного университета И.В. Романовой.

    • АЛЬБОМ "МОЙ ШУШИ" БУДЕТ ПЕРЕИЗДАН
      2021-03-18 10:25
      5101

      "Боль утрат и победное ликование, безграничность мира и цену Арцахской войны сильнее всего ощущаешь в Шуши. Все это словно отпечатано в облике Шуши - могущественном и еще не залечившем раны. Если кто-то не бывал в этом белоснежном и светлом городе, не вслушивался в таинство звучания воскресной литургии храма Казанчецоц, не бродил здесь по узким, мощеным и самым красивым улицам мира, он многое потерял. Это город, покоряющий изяществом, не влюбиться в который с первого взгляда попросту невозможно. И каким бы израненным, полупустым и словно одиноким он ни был, все равно восхитителен армянский Шуши..."

    • ОСЕННИЙ ЕРЕВАН ПРИГЛАШАЕТ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ
      2021-03-17 10:07
      5276

      Когда в 2009 году доктор филологических наук, профессор Михаил Давидович Амирханян созывал первую международную литературную конференцию по теме "Русские классики: русская и национальные литературы", он вряд ли предполагал, какой будет резонанс и чем все это обернется. Однако с легкой руки Н.В. Гоголя (первый из классиков) дело сразу заладилось. В последующие годы исследователи русской словесности приветствовали идею ереванских форумов и с удовольствием включали конференции в свои годовые планы.