Последние новости

ОНИ СРАЖАЛИСЬ В ПОЛЯХ

Первая мировая война, точнее 100-летие ее начала, обернулась всплеском информационного интереса к событиям вековой давности. Все вдруг вспомнили, что мало чего знают о битве народов.

Российское историческое общество выпустило целый сборник под названием "Слава безвестным!" (Антология русской поэзии о Первой мировой войне. Автор-составитель В.Ш.Гороховский). Во вступительной статье говорится об участии в военных действиях 38 государств и гибели 10 млн человек. Приводятся слова Уинстона Черчилля о том, что ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России.

В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВСЕ СОСЛОВИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА переживали душевный подъем, прекратились забастовки, успешно шла мобилизация, добровольцы записывались в армию. Делались крупные пожертвования... Потом постепенно серьезные военные неудачи, расстройство экономики изменили отношение к происходящим событиям и обернулись крушением империи и существующего строя.

В эти годы творческая интеллигенция переживала те же чувства, что и весь народ. Добровольно уходит на фронт поэт, гвардеец, улан, гусар, разведчик Николай Гумилев, награжденный за храбрость двумя Георгиевскими крестами. Его примеру следует писатель и поэт Валентин Катаев (2 Георгиевских креста и орден Св. Анны IV степени). На австрийском фронте воюет Николай Асеев. В инженерную часть призывается Александр Блок. Призывают и Сергея Есенина, он становится санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде N143. Сергей Городецкий - военный корреспондент газеты "Русское слово" на Кавказском фронте. Маяковского не взяли добровольцем из-за неблагонадежности, с помощью Горького определили чертежником в автомобильную школу. Воевал поэт Саша Черный. Илью Эренбурга по состоянию здоровья не взяли иностранным добровольцем во французскую армию. Стал военным корреспондентом русских газет на Западном фронте. Они и другие поэты и писатели видели войну и писали о ней, переживая те же, что и в обществе, чувства: от патриотического подъема до глубокого разочарования, вплоть до восприятия войны в качестве социальной катастрофы.

Николай МИНСКИЙ (1855-1937) не видит врага в человеке из чужих окопов:

"И посмотри, кругом не все ли,

Как мы, любили и жалели?

Кто ж в кротком образе твоем

Велел мне видеть супостата?

Зачем с грядущим острием

Стою, как ты, пред грудью брата?

Кем сердце ядом налито?

Кто нас околдовал? Кто? Кто?"

В конце стиха Минский, "покорный божеству", все же вонзает железо в сердце брата. А в его же "Окопной песне" звучит:

"Если я дождусь прихода мая,

Если доживу,

Окрикам дозорных не внимая,

В лес пойду и ландышей нарву.

Меж стволов расщепленных, разбитых,

В круг могил недавних и забытых

Для тебя нарву".

Согласитесь, что в этом трепетном ожидании встречи с любимой есть нечто, о чем потом Константин Симонов скажет в "Жди меня".

Константин БАЛЬМОНТ (1867-1942) сурово осуждает происходящую бойню:

"И снова льется кровь

Из темной глубины.

И вот мы вновь, мы вновь -

Актеры Сатаны".

Продираясь сквозь дым и грохот сражений, Валерий БРЮСОВ (1873-1924) заключает:

"Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий.

Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?"

Дмитрий ЦЕНЗОР (1879-1947) оплакивает смерть полкового священника:

"Средь воинов, павших сегодня,

Упал он, смыкая уста,

Упал он, ревнитель Господний,

И пальцы сложил для креста".

Саша ЧЕРНЫЙ (1880-1932) с нежностью пишет о сестре милосердия, "сероглазой женщине, присевшей с книжкой на койку раненого", Сергей ГОРОДЕЦКИЙ (1884-1967) готов всем пожертвовать для Родины:

"Дай ей славу, дай ей силу -

Вот моя мольба.

Я ж без ропота в могилу

Лягу, коль судьба".

Прекрасные строки находит Николай ГУМИЛЕВ (1886-1921) в "Ответе сестры милосердия":

"Так позвольте теми руками,

Что любили вы целовать,

Перевязывать ваши раны,

Воспаленный лоб освежать".

О превратностях войны и судьбы размышляет Игорь СЕВЕРЯНИН:

"Они сражаются в полях,

Сегодня - люди, завтра - прах,

Они отстаивают нас.

Но кто из них свой знает час?"

Неукротимо, без оглядки атакует Николай АГНИВЦЕВ (1888-1932):

"Падаю? Падаю?! Боже,

Чья это кровь так течет?!

Пусть я убит... Ну так что же?

Рота, вперед!"

А ДОН-АМИНАДО (1888-1957) задирает, издевается над врагом в стихотворении "Разведчики":

"Нас десять! Вы слышите? Десять!

А старшему нет двадцати.

Нас могут повесить! Повесить!..

Но прежде нас нужно найти!"

В сборнике есть выпадающие из общего настроя стихи Марины ЦВЕТАЕВОЙ (1892-1941). Поэтесса видит другую Германию, не замечая той, которая вошла в войну:

"Ты миру отдана на травлю,

И счета нет твоим врагам,

Ну как же я тебя оставлю?

Ну как же я тебя предам?

И где возьму благоразумье:

"За око - око, кровь - за кровь",

Германия - мое безумье.

Германия - моя любовь!"

Четверть века спустя Цветаева, прозрев, напишет другие строки о Германии. Книжка завершается отрывками из сборника "Пленники - поэты", в котором представлены произведения, написанные русскими пленными в Германии и Австро-Венгрии. Некий Л.В-ь призывает:

"Долой войну! Все люди братья!

Чтоб было счастье и добро,

То нужно всем нам без изъятья

Отбросить этой жизни зло..."

И так далее. Сборник, подготовленный В.Гороховским, тематически свел в один "котел" известных, малоизвестных и совершенно позабытых всеми литераторов эпохи Первой мировой. Читателю интересно будет сравнить и многое узнать. Что касается призывов "отбросить это зло", то через 20 лет после окончания Первой мировой войны человечество взрастило Гитлера, развязалась Вторая мировая. В ней только из России приняли участие больше тысячи поэтов и писателей. И они написали замечательные книги.

Но человечество и сегодня не собирается вслушиваться в призывы вышеупомянутого Л.В-ь.:

"Пора опомниться! Довольно!

Нам счастье строить на крови

Так самовольно, произвольно!

Ведь счастье наше лишь в любви".

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • НЕ НАДО ЖДАТЬ ХОРОШИХ ВРЕМЕН. НАДО СТАТЬ СИЛЬНЫМ
    2025-05-23 09:47

    Ованес Карапетян - ветеран армянской журналистики, работал в газетах "Гугарк", "Кайц", "Лору марз", редактировал газету "Кировакани кимиагорц", основал газеты "Айг", "Спехани", журнал "Спехани+", издал несколько книг. В этом ряду вышла еще одна - "А где твой якорь?" В предисловии автор отмечает, что в сложнейшие для страны времена надо оглядываться на тех наших творцов, которые маяками указывали путь соотечественникам. Это Маштоц, Хоренаци, Нарекаци, Туманян... И сегодня, подобные им, остаются нашими учителями.

  • ОДНИ СТРОЯТ, ДРУГИЕ РУШАТ. КАЖДОМУ - СВОЕ
    2025-05-14 09:55

    Каждый народ вносит свой вклад в историю мировой цивилизации. Его размеры и ценность зависят от ряда факторов, начиная с возраста нации, ее исторического пути и взаимоотношений с соседями. С этим, последним, нам уж совсем не повезло. Армянское нагорье расположилось на перекрестке дорог и войн на все четыре стороны света. Поэтому, периодически теряя независимость, часть армян покидала родную землю, обустраиваясь в других странах. Сказать, что там принимали чужаков с распростертыми объятиями, будет преувеличением. Но и в таких условиях деятели армянского происхождения сумели многое сделать для других, а значит и мира. Достаточно ли мы знаем об этом? В книге "Потерянное наследие" Эдуарда МАНВЕЛЯНА содержится информация об 47 наших зарубежных соотечественниках, добившихся успехов в различных сферах жизни. Название книги выражает позицию автора, сожалеющего, что армяне прославились не на Родине. Но тому есть объективные причины, а Земля в конце концов наш общий дом, хотя понимают это далеко не все люди и народы.

  • ИЗ АЛАВЕРДИ ДО ГЕРМАНИИ И ОБРАТНО
    2025-05-09 09:48

    Войны начинаются и заканчиваются. Причем из тех, кто воевал с первого дня, в живых остается ничтожный процент. После войны за дело берутся историки. К тому времени поэты и писатели уже успели что-то написать. Но главного пока не сказали. А потом наступает очередь мемуаристов. И они делятся увиденным собственными глазами. Если человек честный, точнее него про войну никто не расскажет. Книга ветерана ВОВ Сергея Шахвердяна называется "Воспоминания о войне, плене и доброте". Ее издал Эдуард Шахвердян через 22 года после смерти отца, по оставшимся в тетрадях записях. Над текстом потрудилась Рузанна Пепанян. Отец посвятил книгу Марфе и Федору Колесниченко - людям, которые спасли его жизнь. О них и многих других Шахвердян вспоминает с благодарностью. А о войне Сергей Артемович пишет искренне, с множеством интересных деталей, замеченных и сохранившихся в памяти. Вспомним некоторые из 250 страниц.

  • ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ - 80 ЛЕТ СПУСТЯ
    2025-05-09 09:07

    "Живые и мертвые" - это не только название замечательного романа Константина Симонова, написанного про Великую Отечественную войну. Это констатация победной даты 9 Мая 1945 года, которая отделила тех, кто заплатил за Победу жизнью, от тех, кому посчастливилось вернуться домой и строить мир в надежде, что на планете такое больше не повторится, и подвиг миллионов станет уроком для будущих поколений. Сбылись ли полностью эти надежды? Увы, к 80-й годовщине крушения планов Третьего Рейха выясняется, что в сегодняшних реалиях есть политики, которые уверены, что их нация всегда и во всем права и имеет право учить остальных уму-разуму, а это и есть фундамент нацизма испокон веков с вытекающими для всех несогласных последствиями.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ДОКЛАДОМ БИТЬ ПО ОППОЗИЦИИ
    2025-01-30 11:12

    Заявление Никола Пашиняна о том, что внеочередных парламентских выборов не будет - свидетельство понимания властями, что, если пойдут на выборы в текущих условиях, их ожидает провал. Как свидетельствуют последние соцопросы различных структур, рейтинг доверия Пашиняну немного более 10%. Другое дело, что доверяться Пашиняну – дело наивное: «честный» премьер доказывал это не раз, и, если общая ситуация, в том числе и внешняя, изменятся так, что у правящей команды появится шанс переизбраться, Пашинян быстренько передумает.

  • "ВСЕ РАВНЫ ТОЛЬКО НА КЛАДБИЩЕ"
    2025-01-30 10:32

    Законопроект "О дополнениях и изменениях в законе РА об основах культурного законодательства" вызвал очередной девятый вал возмущения. В нем предлагается заменить слово "Национальный" в названиях очагов культуры, пребывающим в этом статусе, на "Общегосударственный".  Волна возмущения заставила давать по этому поводу объяснения как депутатов НС, инициировавших поправки в законе, так и министра ОНКС. Согласно этим объяснениям, в названии соответствующих учреждений культуры слово "Национальный" остается - "Общегосударственным" становится их официальный статус, а название - пусть себе!  Словом, история мутная. Председатель Совета директоров театров и концертных организаций, заслуженный деятель искусств Рубен БАБАЯН уверен, что в законопроекте гораздо больше подводных течений, чем тезис об отмене слова "национальный", которой формально не будет.

  • НАСЛЕДИЕ АРЦАХА VS "РЕАЛЬНАЯ АРМЕНИЯ"
    2025-01-20 10:18

    «Столь беспечны и равнодушны мы, что не знаем даже, какие древности, оставленные нам в наследие предками, имеются на нашей родине, не знаем, какая память об исторических древностях скрывается в окружающих нас горах, ущельях и лесах, не знаем, какие надписи, освещающие темные места нашей национальной истории, сохранились на стенах разрушенных ныне монастырей и церквей, часовен и пустынь, на хачкарах и плитах надгробных, в памятных записях пергаментных рукописей. Пользу от нашего равнодушия извлекают чужаки», - так начинается книга-исследование епископа Армянской Апостольской Церкви, путешественника, писателя, этнографа, археолога и педагога Макара Бархударянца.

  • 80 ЛЕТ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ РОССИЯ ПЛАНИРУЕТ ОТМЕТИТЬ В ТОМ ЖЕ СТАТУСЕ СТРАНЫ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЫ
    2025-01-16 10:19

    Если переговоры Трампа и Путина не увенчаются успехом, то СВО продолжит продвижение вглубь украинской территории. Прогнозов о провале переговоров мало, особенно, со ссылкой на заявление Путина во время итоговой пресс-конференции о том, что политика-искусство компромиссов, а также с учетом заявления Сергея Лаврова о том, что России нужно урегулирование конфликта, а не его имитация.