ФЕСТИВАЛЬ-СОБЕСЕДНИК
Режиссура нынешнего театрального фестиваля "Театр-Х", взявшего старт 15 июня в Бюракане, послужила примером поиска новых форм. Фестиваль, классифицируемый как "рабочий" и призванный не столько трубить о достижениях, сколько высвечивать проблемы, уже на старте предпочел "красным дорожкам" серьезный разговор.
ФЕСТИВАЛЬ "ТЕАТР–Х", ИНИЦИИРОВАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИЕЙ во главе с ее председателем кандидатом искусствоведения Ара ХЗМАЛЯНОМ и нашедший серьезную поддержку Министерства культуры РА, взял на себя функцию своеобразного посредника между театром и государством. И дело не только в том, что средства, выделяемые Минкультом на поддержку и развитие молодых и не очень талантов, стали в какой-то мере призовым фондом "Театра-Х". Этот фестиваль - своеобразный мониторинг, благодаря которому можно отделять зерна от плевел и неудачи - от проблем. Еще одно посредничество фестиваля – между театром и публикой, диалог которых устанавливается не только в ходе просматриваемых спектаклей, но и бурных дискуссий после каждого спектакля. И эту функцию президент фестиваля Ара Хзмалян ставит во главу угла.
Именно поэтому нынешний "Театр-Х" начался не с
флеш-мобов и прочих радостей, которые с удовольствием организовывала для его
открытия активно задействованная в фестивале молодежь, а с серьезной
конференции "В ожидании профессионального слова", которая состоялась
в Академии искусств Бюракана.
В небольшом комфортабельном зале академии собрались не
только деятели театра, но и именитые писатели и поэты, музыканты и художники,
кинематографисты и архитекторы – проблемы-то в основном общие. Хозяин дома
Степан Ростомян приветствовал собравшихся и сразу перешел к этим самым общим
проблемам, объяснив присутствующим, как нам всем может быть хорошо, если мы все
вместе этого сильно захотим. Моделью в своем убедительном слове он выбрал
Венесуэлу – страну, находящуюся в гораздо более тяжелом экономическом положении
и не имеющую за плечами такой древней и великой культуры, как наша. Однако
благодаря желанию и усилиям тех, кто этого действительно хотел, она стала
Меккой симфонической музыки, внезапно явив миру блистательных дирижеров и
исполнителей. Так неужели же мы с нашим "бекграундом" не можем
добиться того же?
Прежде чем представить аудитории то, что удалось и что не
удалось сделать "Театру-Х" за отчетный период, Ара Хзмалян
предоставил слово заместителю министра культуры РА Артуру ПОГОСЯНУ.
"Фестивалей в нашей стране много, и разножанровых, но они не являются для
нас самоцелью. Для государства это широкое поле для анализа, понимания того, в
каком направлении следует двигаться. С самого начала своего существования
"Театр-Х" заявил о себе как фестиваль, призванный обобщать достижения
минувшего сезона, а еще больше – обнаруживать проблемы, болевые точки. После
каждого фестиваля мы вместе со специалистами подводим итоги, фокусируемся на
вопросах, поднятых "Театром-Х", и в какой-то мере руководствуемся ими
в выборе дальнейших шагов в направлениях, которые высвечивает фестиваль.
Могу привести примеры. Три года назад после фестиваля
Министерство культуры объявило конкурс драматургии, закупило не одну пьесу,
которую специалисты сочли достойной. Потом фестиваль высветил вопрос
технического оснащения наших театров, и в результате была оказана поддержка,
особенно театрам региональным. Кстати, очень важно, что фестиваль фокусируется
не только на столице, но и на регионах и работает не только с государственными
театрами, но и с независимыми труппами. Словом, организаторы фестиваля
"Театр-Х" заняты очень нужным и полезным делом", - сказал Артур
Погосян.
ПРЕЗИДЕНТ
"ТЕАТРА-Х" АРА ХЗМАЛЯН СРАЗУ НАЧАЛ ПОСЫПАТЬ РАНЫ ПЕРЦЕМ. "Приходится, как говорится,
с прискорбием констатировать: театр сегодня не привлекает интеллигенцию, -
заявил Хзмалян. - Именно поэтому мы предпочли традиционному торжественному
открытию фестиваля с музыкой и воздушными шариками такой вот серьезный
разговор. Я хочу честно сказать о том, что нам пока не удалось и почему, на мой
взгляд, не удалось. Старшее поколение еще помнит времена, когда каждый спектакль
сопровождался бурными обсуждениями в Доме актера. Потом эта традиция почила в
бозе. Наш фестиваль пытается ее воскресить. Что важно – в серьезной
профессиональной дискуссии принимает участие и рядовой зритель. И даже если он
присутствует исключительно в качестве слушателя, это все равно меняет
направление его восприятия.
Я помню атмосферу первых обсуждений – напряжение,
выливающееся в агрессию, когда люди не могли адекватно формулировать свои
мысли, постулаты превращались в личные оскорбления. Могу с уверенностью
сказать, что за эти годы мы добились культуры дискуссии, умения воспринимать
альтернативные мнения. И в этом плане фестиваль выполняет не только
профессионально-театральную, но и гражданскую функцию. Ведь лояльность к
альтернативному мнению – начало гражданской позиции. На мой взгляд, еще одно
достижение нашего фестиваля в том, что это своего рода смотр. Вся Армения,
Арцах – практически нет такого уголка, где есть хоть какая-то труппа, куда бы
не выезжала наша экспертная группа, не отсматривала спектакли, после чего ее
мнение представлялось Министерству культуры.
В результате уже многолетней работы я пришел к
заключению, что главная наша проблема, вопрос вопросов – это наша система
образования. Она нуждается в коренном пересмотре и реформе. Представления о
театре в лучшем случае ограничиваются началом прошлого века, Мейерхольдом. Все
дальнейшие течения и направления остаются вне поля зрения наших студентов – как
теоретиков, так и практиков. Мне бы очень хотелось, чтобы в дальнейшем Бюраканская
академия не обходила стороной и театр и приглашала сюда ведущих европейских
театроведов. Я понимаю, что театроведение в какой-то мере выполняет вторичную
функцию, фиксирует то, что создано другими творцами, но оно и устанавливает
планку. Нам нужна информация, нужна хорошая библиотека специальной литературы…
Словом, существует множество проблем, и я сам не знаю, с чего нам следует
начинать. Знаю только одно: пускай театр - это искусство "здесь и
сейчас", но нам нужно преодолеть это состояние "гетто". И речь
не только о гастролях и обменах. Мы должны коррелироваться с европейской,
мировой театральной мыслью".
О ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ С
ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ АРТ-МЫСЛЬЮ ГОВОРИЛИ и Акоп Мовсес, и Рубен Бабаян, и Вардан Джалоян – с
трибуны. И остальные собравшиеся – с мест и в приватных беседах в уютном
дворике-патио Академии искусств. Говорили ярко, спорили жарко. Но, несмотря на
весь запал и интеллектуальность дискуссии, не оставляло ощущение, что проходит
она не в Бюракане, а на какой-то иной планете. Как там писал классик про
декабристов – "страшно далеки они от народа"? Ну да. Веяло от этого
парада интеллекта прекраснодушием, оторванностью от суровой правды жизни, в
которой книг не читают и в театр не ходят. В которой постоянные призывы
"????? ????? ?, ????? ????? ?" на всех уровнях приводит не то что к
"корреляции с европейской и мировой мыслью", но к твердому убеждению,
что ничего, кроме зловредности, в этих мыслях нет. Да и вообще для корреляции,
в отсутствие в нашей жизни переводной литературы в нужных объемах, необходимо
владение хоть каким-то европейско-мировым языком, а люди из системы
образования, о которой нелестно отозвался президент фестиваля, устали плакаться
на тему "никаким языком, кроме армянского, студенты не владеют, книг на
армянском нет – что прикажете делать?" Словом, проблемы, проблемы… И с
чего начинать, действительно неизвестно. Может быть, с того, чтобы усвоить для
себя, что патриотизм вовсе не означает ограниченности, переходящей в
мракобесие? Но это уже тема совсем иного серьезного разговора.
А пока фестиваль
"Театр-Х" начал свои просмотры и обсуждения. В программе фестиваля 14
спектаклей – от "Человека-подушки" культового Мартина Мак-Донаха на
сцене Драматического театра им. Капланяна и проекта "Не покидай
меня", созданного в Маленьком театре при поддержке Британского совета, до
"Оскара и Розовой Дамы", поставленной в независимой труппе
Эчмиадзина. "Театр-Х" не в ожидании даже, а в поисках серьезного
профессионального разговора.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.