ARMMONO В ГОСТЯХ У "ТЕАТРОНИКА"
Украинский фестиваль – белорусский отклик на армянскую трагедию
Результат участия в международном театральном фестивале может быть разный. От призов и наград до расширения театрального, и не только, кругозора, обретения новых контактов и друзей и просто приятного времяпрепровождения. Результатом поездки директора ереванского Международного фестиваля ARMMONO Марианны МХИТАРЯН на украинский фестиваль-побратим "Театроник" стало рождение нового проекта. Творческая группа из Беларуси решила поставить спектакль на армянскую тему по произведению лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич.
О ТОМ, ЧТО ARMMONO - САМЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ В СМЫСЛЕ ЭКСПОРТА НАШИХ АРТИСТОВ ФЕСТИВАЛЬ, говорилось не раз. С мая, когда проходил последний фестиваль, прошло совсем не много времени, а уже семь армянских артистов успели побывать на различных международных форумах и пленять своим искусством свет. Нора Бадалян – в Турции и Литве, Ара Геворкян – в Турции и Крыму, Агнесса Шахназарян – в болгарской Варне, Нарине Григорян – опять же в Литве…
В последний месяц директор ARMMONO Марианна Мхитарян буквально разрывалась между приглашениями из разных стран своим подопечным. Особенно хорошо получилось с не молодыми даже – юными. К нынешнему ереванскому фестивалю курс ереванского Государственного института театра и кино и, в частности, его мастер Грачья Казарян решились на смелый эксперимент – всем составом участвовать в программе "ARMMONO – Дебют". Результат превзошел все ожидания!
Первый успех выпал на долю студентки-третьекурсницы Рузанны Рам-Туниевой. После ее премьерного показа самый суровый из "монодиректоров", неконъюнктурный поляк, соратник Гратовского, возглавляющий самый долгоиграющий из существующих монофестивалей пан Вецлав Герас бросился обнимать молодую актрису и выдавать аттестации, которые из его уст услышишь не часто. "Рузанна обладает той пластикой и тем внутренним нервом, который характерен для польского театра", - так объясняет Марианна Мхитарян польский восторг. Так или иначе, молодая актриса получила приглашение на участие в 49-м Международном фестивале во Вроцлаве, откуда на днях вернулась, получив не только очень искренние и высокие оценки, но и специальный приз "Ступень к славе".
Тем временем перед двумя ее однокурсниками - Бабкеном Григоряном и Лилит Багдасарян – открылась перспектива не менее интересная и не менее престижная. В московском Театральном институте им. Бориса Щукина - легендарной "Щуке" - проходят фестивали-конкурсы, в которых местные студенты режиссерского курса работают с приглашенными актерами. 10 дней в творческом процессе в одном из самых прославленных высших учебных театральных заведений России! К тому же Бабкен Григорян привез один из главных дипломов конкурса. "Ни в коей мере не хочу принижать возможности Бабкена, но недооценивать потенциал очень одаренной и к тому же красавицы Лилит Багдасарян тоже не стоит. Просто все мы знаем – когда на конкурсе представлены много стран, отдавать все награды в одни руки считается не очень политкорректно, - считает директор ARMMONO. – В любом случае, Вячеслав Терещенко, один из самых авторитетных профессоров Щукинского института и организатор этого фестиваля, прислал нам письмо со словами благодарности за наших ребят и выразил желание приехать на ARMMONO, чтобы самому выбирать армянских студентов и продолжить этот контакт. А это уже серьезное обретение".
ИТАК, МАРИАННА МХИТАРЯН УКАТАЛА МОЛОДЫМ АРТИСТАМ ДОРОЖКУ к первым ступеням славы, а сама вместе с Норой Бадалян и Рипсиме Шагинян – исполнительницей и режиссером спектакля "Чуть больше, чуть меньше" - отправилась в Харьков, на IV Международный фестиваль театров малых форм "Театроник". Возможно, кому-то поездка трех наших дам на неспокойную, мягко выражаясь, Украину, покажется безумством храбрых, но, во-первых, где наша не пропадала, а в-главных – убеждение, что на планете театр всегда царит мир. И вправду, по словам наших очевидиц, как организация "Театроника", так и его интересная и разнообразная по форме и содержанию спектаклей программа, заслуживают самых высоких оценок. Самых высоких оценок заслужил на "Театронике" и армянский спектакль. Премии он не получил за отсутствием таковых (фестиваль не конкурсный), зато удостоился отдельной рецензии Александра Анничева, вышедшей под заголовком "Золотое сечение Норы Бадалян".
"Моноспектакль "Чуть больше, чуть меньше" по пьесе Альдо Николаи в режиссерской версии Рипсиме Шагинян (Армения) стал событием IV Международного фестиваля театров малых форм "Театроник", проходящего в эти дни в Харькове. Нора Бадалян, играющая роль безымянной женщины, потерявшей с памятью свое прошлое, с первого появления на подмостках приковывает к себе внимание. В ее интеллигентной исповеди нет надрывного сентиментализма - перед нами в маленьком пространстве белоснежной вязи кружевной сферы оживала женщина, получившая освобождение от чего-то скверного, безвозвратно исчезнувшего из ее сознания навсегда. Происходящее нельзя назвать монологом, так как интонационно богатое повествование завораживает зримыми картинами, и мы становились свидетелями то ли обрывков воспоминаний, то ли всполохов неосознанно навеваемых ей полюбившимися героинями из книг или кинофильмов... О, каким мудрым, тонким, психологически выверенным получился спектакль Рипсиме Шагинян в исполнении Норы Бадалян!" - восхищается критик.
Но впереди был еще один успех. Об этом – из первых уст – из уст Марианны Мхитарян: "На закрытии царила действительно торжественная атмосфера. Все участники фестиваля, спонсоры, очень много камер, все сияющие, радостные – это называлось бал. Фестиваль не конкурсный, так что творческое и национальное единение произошло: все были рады и счастливы. Всем гостям вручали памятный подарок – большую книгу-альбом о старинном, прекрасном и очень располагающем городе Харькове. Когда очередь дошла до меня, я поняла, что не могу не вручить ответный подарок. Не так давно в Ереване я получила диск "100 жизней", который выпустили к 100-летию Геноцида под патронатом первой леди Риты Саргсян. И я поняла – вот он, тот самый момент! Поблагодарив организаторов фестиваля за то, что в такой сложный для Украины момент мы ни коим образом не почувствовали всей сложности ситуации в стране, я начала говорить, каким знаменательным был нынешний год для армянского народа. В 1915 году произошло чудовищное событие, которое вот уже сто лет продолжает оставаться кровоточащей раной всего армянского народа, и, к сожалению, по сей день Турция не признала всю преступность своего деяния. На меня просто снизошло вдохновение - говорила минут пять… Потом пожелала всем нам мира и больше фестивалей, потому что, когда люди общаются друг с другом, это способствует тому, чтобы мира было больше".
КСТАТИ, НА "ТЕАТРОНИКЕ" БЫЛ СПЕКТАКЛЬ ИЗ ТУРЦИИ "ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕНТА КРЕПА". "Каюсь, с этой группой я общалась не много, - признается директор армянского фестиваля. - Но тут же, при всех, исполнитель этого спектакля подошел ко мне, попросил разрешения поцеловать мне руку, сказал, что он не турок, а курд, что каждое, сказанное мною слово – правда, что он полностью разделяет мою позицию и преклоняется перед армянским народом".
Словом, армянский финальный аккорд получился сильнее, чем предполагалось. Кто-то в зале украдкой утирал слезы. В том числе и Елена Дудич, актриса из Беларуси, которая приезжала на ARMMONO со спектаклем "Воробышек" и которая показала на "Театронике" "Время секонд хенд", сделанный по произведениям последнего лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич.
"Кому, как не белорусам, как мало кто, испытавшим на себе весь ужас Второй мировой войны, понимать и разделять боль нашего народа, - говорит Марианна Мхитарян. - Лена Дудич сказала, что она с колоссальным пиететом относится к Армении, ее истории. А еще сказала, что в последней книге Алексиевич есть рассказ на армянскую тему, и она считает своим долгом сделать по нему спектакль, который станет для нее не только честью, но и моментом восстановления истины. Очень надеюсь, что этот проект состоится. Это лишний раз докажет, что наша история, причем именно с наших позиций, интересна не только нам, но и представителям других национальностей, а значит – другого театра. Ведь у каждого народа свое представление о театре, свои восприятие и традиции. И каждый раз на фестивалях образуется своеобразный букет разной ментальности, проявлений характера и страсти. И это, наверное, самое интересное".
Желать ARMMONO дальнейшего процветания, кажется, бессмысленно – он и так в шоколаде. Лучше пожелаем всем нам увидеть в программе будущего фестиваля белорусский армянский спектакль по рассказу лауреата Нобелевской премии.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.