ЗАРЯДИЛИСЬ НА 100 ПРОЦЕНТОВ!
После режиссерской лаборатории Чеховского фестиваля
В Москве завершился XIII, юбилейный - существует уже 25 лет - Международный театральный фестиваль им. Чехова, в рамках которого состоялась очередная Лаборатория молодых режиссеров стран Содружества, Балтии и Грузии, организованная Международной конфедерацией театральных союзов под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ. Наши молодые режиссеры - постоянные и активные участники этой лаборатории, которая, по их собственному признанию, дает огромные импульсы и помогает нащупывать новые пути.
САМСОН МОВСИСЯН, ОДИН ИЗ САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАШИХ МОЛОДЫХ РЕЖИССЕРОВ, успевший за свою пока короткую творческую жизнь сделать порядка двадцати спектаклей на разных площадках и не раз удостоиться премии "Артавазд", приступил к постановке пьесы "Кто боится Вирджинии Вульф" еще до того, как вместе с Карапетом Бальяном они отправились в Москву на очередную лабораторию. Теперь, по возвращении, на всей предыдущей работе над Олби поставлен жирный крест, и все начинается с чистого листа...
"Это уже было, и теперь, когда я вернулся из Москвы, ребята в театре стали говорить: вот приехал, сейчас всех начнет доставать. Потому что возвращаешься полный мощными импульсами, идеи просто кипят, заряженность на сто процентов. Это естественно - ты работаешь, а потом видишь что-то неожиданное и начинаешь думать, что можно попробовать себя и в этом. Тут главное не бояться. Вот этот постоянный поиск - самое главное, потому что, если остановиться, освоить какую-то зону и комфортно в ней расположиться, все, ты кончился...", - говорит Самсон Мовсисян.
Лаборатория, возникшая по инициативе генерального директора Международного чеховского фестиваля и президента Международной конфедерации театральных союзов и поддержанная МФГС, начала свою работу практически параллельно жизни фестиваля. Молодые режиссеры бывших советских республик получили завидную возможность регулярно приобщаться ко всему лучшему, что генерирует сегодня мировой театр, проходить мастер-классы у культовых мэтров и общаться друг с другом - налаживать контакты, которые в перспективе станут настоящим культурным сотрудничеством. Регулярность лаборатории вкупе с возможностью поучаствовать в ней не один раз, дают замечательные плоды, о чем свидетельствуют творческие поиски и победы многих молодых режиссеров Армении.
В нынешней лаборатории приняли участие перспективные режиссеры из 12 государств, а мастер-классы и семинары для них проводили такие мастера, как Адольф Шапиро, Виктор Рыжаков, Владимир Панков - представители трех поколений российской режиссуры.
"В ПЕРВУЮ МОЮ ПОЕЗДКУ МЫ БОЛЬШЕ ГОВОРИЛИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕКТАКЛЯ, выборе актеров и прочем. На сей раз была тема "Работа над текстом" - как бы на один уровень выше. Лично для меня лаборатория нынешнего года была крайне интересной, - рассказывает Самсон. - Занятия проводили Шапиро, Рыжаков и Панков. Шапиро спросил, есть ли в Армении чеховские спектакли, и мы ответили, что Чехов как бы "не наш" автор... А потом началась очень серьезная работа над текстом, мы как бы слой за слоем погружались в его глубины, и он указывал на такие точки, что стало как-то пронзительно ясно, что герои не просто медленно пьют чай - там везде борьба. Может, мы в Армении недостаточно вчитываемся в Чехова? Самое главное, что, когда смотришь спектакли этих режиссеров, видишь все, о чем они говорят. А ведь часто смотришь и думаешь - а где же все эти прекрасные тории? Панков пригласил нас посмотреть репетицию своего первого курса ГИТИСА. Тоже - вся его тория саунд-драмы воплощается в жизнь".
Особая песня в контексте лаборатории - возможность увидеть спектакли Чеховского фестиваля. Нынешние участники летней школы родились с серебряной ложкой во рту. Ведь к юбилейному фестивалю Валерий Шадрин собрал creme de la creme мирового театра - "Комеди Франсез" и великий Питер Брук, очаровывающий-околдовывающий Джеймс Тьерре и ориентальный Ким Чжэ Док...
"Есть фестивали, на которые ездишь и из десяти спектаклей пара хорошие, а остальное никак не меняют твоих представлений о театральном искусстве. А здесь ты смотришь восемь спектаклей, все восемь - однозначно очень разные, однозначно великолепные и все одинаково сильно на тебя воздействуют, - считает Самсон Мовсисян. - Вот "Комеди франсез" по нынешним временам, наверное, слишком академичен, но ты в любом случае видишь артистов, которые просто феноменально владеют своим голосом и пластикой. Это фантастическая традиция - когда ты не понимаешь языка, но просто заслушиваешься, как люди работают голосом. Там была сцена, когда актриса, играющая Лукрецию Борджиа, шла по мосткам и на каждом ей добавляли какую-то деталь одежды. И с каждым разом она преображалась у нас на глазах, и не только в смысле костюма. Это высший пилотаж! Но, конечно, самым большим потрясением стал спектакль Деймса Тьерре "Лягушка была права" - мы утратили дар речи и пару часов после спектакля буквально не могли прийти в себя. Смотришь и понимаешь, что можно добиться ста процентов формы, ста процентов смысла и ста процентов эмоционального воздействия... Начинаешь думать, а может, вообще бросить профессию, потому что так высоко все равно не прыгнешь. Правда, на следующий день Виктор Рыжаков сказал одну вещь, примирившую нас с реальностью: "Не огорчайтесь! В искусстве все уже когда-то было, но в нем не было вас".
ВСЕ-ТАКИ ЭТО ЗДОРОВО, КОГДА У МОЛОДОГО РЕЖИССЕРА ИЗ АРМЕНИИ появляется возможность сказать "Я Ленина видел!", в смысле Питера Брука, и он... мне не понравился. "Такая иллюстрация к им же написанной книге, но на самом деле - неживой театр"... Время идет. Меняется жизнь. Меняется театр. Молодое поколение ищет свои пути и свою эстетику. И лаборатории Чеховского фестиваля в их поисках не просто подспорье, но во многом навигатор. Тем более что к ним теперь еще прибавился и международный форум молодых деятелей театра, который расширяет масштаб и вовлекает в процесс не только режиссеров, но и драматургов, сценографов, артистов и который на сей, третий раз пройдет в Армении.
"Многие ребята знали, что следующий форум будет проходить в Ереване. Мне было очень приятно, что к нам действительно все рвутся приехать. Задавали множество вопросов - как мы готовимся к форуму, что надо в Ереване обязательно посмотреть. В общем, все в предвкушении", - говорит Самсон Мовсисян.
Лаборатория Чеховского фестиваля вооружила молодых режиссеров не только новым знанием, но воодушевлением и готовностью устремляться к новым вершинам.
Хочется надеяться, что после форума в Ереване к этим импульсам прибавится возможность делать совместные проекты. Потому что подобное желание, как признался Самсон Мовсисян, уже обретающее форму творческого плана, у молодых есть.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.