РЕЖИССЕР, БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ
Создатель "Гладиатора" отметил юбилей
И на экраны ереванских кинотеатров пришло "Убийство в восточном экспрессе" - фильм, собравший в одном вагоне едва ли не всех голливудских звезд номер раз. В титрах фильма в качестве продюсера засветился Ридли Скотт. На конец декабря назначена еще одна мировая кинопремьера - "Все деньги мира" в постановке Ридли Скотта. Автор оскароносного "Гладиатора", благодаря которому весь мир объявил армянский дудук инструментом человеческой души, сэр Ридли Скотт, один из самых известных современных кинорежиссеров, отметил свой 80-летний юбилей.
ЗА СВОЮ ДОЛГУЮ КАРЬЕРУ, КОТОРАЯ ОТМЕЧЕНА КАК ОЧЕНЬ УСПЕШНЫМИ, так и не самыми впечатляющими картинами, Ридли Скотт смог стать любимцем нескольких поколений фанатов кино. Он родился в 1937 году, детство, которое пришлось на пору Второй мировой войны, провел с семьей в Уэльсе. После окончания войны семья Скотт переехала в Англию. Образование будущий режиссер получил соответствующее – после школы учился на дизайнера, сначала в Колледже искусств Вест Харпула, после чего по той же специальности продолжил учебу в Королевском колледже искусств. Именно в это время молодой Ридли снял свой первый фильм – им оказалась короткометражка "Мальчик и велосипед" (1962), где сыграли его отец и младший брат, известный режиссер Тони Скотт. Также Ридли успел около 6 лет поработать на BBC, где выполнял обязанности дизайнера и художника-постановщика в телесериалах, а затем стал их режиссером.
Самостоятельная карьера Скотта началась только после того, как он покинул BBC и основал свою собственную компанию, которая специализировалась на создании рекламных роликов. За время работы в Ridley Scott Associates он снял более 2000 рекламных роликов. Первым же полнометражным фильмом, снятым Ридли Скоттом, стал исторический фильм "Дуэлянты" (1977), сразу же получивший приз за лучший дебют на Каннском фестивале.
Будучи любителем экспериментов, Ридли Скотт пробовал себя во множестве жанров: от триллеров и детективов до научной фантастики и исторического кино. Как можно догадаться, не все из них были удачными как в плане финансовом, так и оценки критиков и зрителей. Тем не менее некоторые из этих "неудачных" фильмов впоследствии стали культовыми. За свою долгую карьеру Скотт успел снять картины не просто знаменитые, но зачастую возрождающие или преображающие целые жанры кино. Но даже реально неудачные проекты можно считать не темными пятнышками на белом листе его великой карьеры, а доказательством того, что великие режиссеры, получив негативный опыт, в дальнейшем используют его для достижения лучших результатов.
ЗА СВОЮ КАРЬЕРУ РИДЛИ СКОТТ СНЯЛ БОЛЕЕ 35 ФИЛЬМОВ и выступил продюсером более 70, в их числе "Бегущий по лезвию 2049" (2017) и "Убийство в восточном экспрессе" (2017). Фильм о самом известном пришельце и одном из страшнейших киночудовищ вообще стал вторым полномасштабным проектом, где Скотт выступил в роли режиссера. Желание снимать научную фантастику у режиссера пришло после того, как он увидел в 1977 году "Звездные войны". Сценарий "Чужого", как это часто бывает, попал к Скотту совершенно случайно, предварительно получив отказ от множества других режиссеров, которым снимать кино по подобному сюжету казалось ребячеством. Однако Скотт, долгое время мечтавший приобщиться к научной фантастике, с распростертыми объятиями принял "ксеноморфа". Стоит также отметить, что важную роль в создании самого знаменитого космического монстра сыграл швейцарский художник Ханс Руди Гигер, проделавший для "Чужого" огромную дизайнерскую работу.
Создатели "Чужого" вдохновлялись многими классическими научно-фантастическими фильмами, а также картинами в жанре хоррор ("Нечто из иного мира", 1951, "Запретная планета", 1956). Фильм окупился более чем в 10 раз и сразу же стал культовым хоррором, породив целую вселенную, о которой было снято еще много фильмов, написано много книг и нарисовано комиксов, создано немало видеоигр и анимационных фильмов. Можно с уверенностью утверждать, что выход на экраны фильма "Чужой" полностью преобразил такие жанры кино, как научная фантастика и ужасы.
ЭКРАНИЗАЦИЯ САМОГО ИЗВЕСТНОГО РОМАНА ФИЛИППА К. ДИКА "Сняться ли андроидам электроовцы?" получила название "Бегущий по лезвию". Финансовый провал, позже ставший одной из икон научной фантастики. В отличие от того же "Чужого", фильм о приключениях охотника на беглых андроидов с самого начала своего создания и до премьерных показов был облеплен личинками проблем, которые, разросшись, помогли ему провалиться. Первоначальная версия длительностью около 4 часов была холодно принята студией, а также фокус-группами на предварительных просмотрах. Чрезмерная мрачность, запутанность и отсутствие хеппи-энда вызывали у зрителей только отрицательные эмоции, и это стало главной причиной, по которой фильм сильно изменили. Это несмотря на то, что автору романа, не дожившему до премьеры всего 3 месяца, фильм пришелся по вкусу: "Это именно то, чего я и хотел".
Даже урезанный хронометраж и измененные сюжетные ходы не смогли помочь картине достичь успеха уже после премьеры. При внушительном для того времени бюджете в $27 млн фильм едва окупился. Однако спустя некоторое время "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта был объявлен одним из эталонных фильмов в жанре научной фантастики и своими визуальными новшествами и решениями сформировал ставший уже классическим визуальный образ мира, находящегося в эпохе "киберпанк". Провал фильма в момент выхода в прокат доказывает только то, что картина опередила свое время.
Ко времени создания "Гладиатора" востребованность исторических фильмов, а точнее, "пеплумов" практически сошла на нет. Со времен "Бен-Гура" (1959) было снято не много подобных фильмов, а по-настоящему удачных - еще меньше. По сути, "Гладиатор" Ридли Скотта возродил этот жанр эпического кино, став первым подобным фильмом с конца 60-х годов XX века. Сделал он это воистину эпически. Учитывая опыт в историческом жанре, который Скотт успел приобрести к этому времени, он создал свой самый успешный фильм. История о гладиаторе Максимусе, воссозданная Ридли и его командой, удостоилась сразу пяти премий "Оскар". Среди них оказались премия за "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль", которую исполнил Рассел Кроу, "Лучший дизайн костюмов", "Лучший звук", "Лучшие визуальные эффекты".
Фильм оказался успешен и коммерчески: при бюджете в $100 млн лента заработала $450 млн. И несмотря на то, что многие обвиняли Скотта и его команду в создании псевдоисторического античного Рима, этот фильм действительно смог стать культовым и до сих пор является примером качественного исторического кино. "Гладиатор" стал и началом сотрудничества Ридли Скотта с актером Расселом Кроу. Интересно, что после этого фильма Ридли Скотт еще несколько раз возвращался к историческому жанру ("Царство небесное", 2005, "Исход: Цари и Боги", 2014), но эти картины оказались не столь успешными.
ПОСЛЕ ОЧЕНЬ ДОЛГОГО ПЕРЕРЫВА, А ТОЧНЕЕ, С 1985 ГОДА, КОГДА СКОТТОМ была снята откровенно провальная во всех возможных смыслах фэнтези-сказка "Легенда", режиссер в 2012 году вновь обращается к фантастике. Буквально возвращается к истокам. Это возвращение ко вселенной "Чужого" заставило себя ждать более 30 лет, если не считать все продолжения оригинального фильма, созданные другими режиссерами. Первоначальная идея - "Прометей" должен стать приквелом к оригинальному "Чужому" - была предана анафеме киностудией из-за нежелания компании идти на финансовый риск, и сценарий был передан другому автору. В результате появился известный "Прометей", ставший самостоятельным фильмом в той же вселенной. Над декорациями и дизайном фильма также работал художник Ханс Гигер, видимо, на этот раз его вдохновителями при создании локаций, где проходит действие фильма, выступили Говард Филлипс Лавкрафт и его рассказ "Хребты Безумия".
Долгожданное расширение вселенной "Чужого", о котором много и давно говорили, в том числе сам режиссер, оказалось довольно успешным. Однако без острой критики не обошлось. Скотта обвиняли в том, что этот фильм вместо того, чтобы объяснить предысторию "Чужого", создал еще больше вопросов. Эта линия критики получила продолжение уже в отношении картины "Чужой: Завет" (2016), прямого продолжения "Прометея". Здесь об успехе говорить не приходится. По мнению многих зрителей и критиков, Ридли Скотт запутался в им же сплетенных сетях и уже не сможет выбраться. А вот это еще бабушка надвое сказала!
Ридли Скотту исполнилось 80 лет. Несмотря на почтенный возраст, он все еще полон сил и режиссерских идей. Скоро на экраны выйдет новый проект Скотта в жанре триллера "Все деньги мира", основанный на реальных событиях. В центре сюжета история богатейшего человека мира конца XX века Жана Пола Гетти. Мировая премьера фильма запланирована на 22 декабря 2017 года.
Ваге АБОВЯН
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
-
2024-11-19 15:56
4 года назад в этот самый день произошло 2 важных события, которые должны были стать частью нашей коллективной памяти, пишет эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…