Последние новости
0

ДЖОРДЖТАУНСКИЕ МАЛЬЧИКИ

Армянские сироты в Канаде

В марте 2009 г. в Армянском молодежном центре Торонто детско-юношеской труппой из Нью-Джерси был представлен двуязычный музыкальный спектакль "Джорджтаунские мальчики". Автор и постановщик этого спектакля - американец армянского происхождения, драматург, режиссер, поэт, доктор химических наук, основатель и руководитель нью-йоркской театральной труппы "Амазгаин" профессор Грант Маркарян, деятельность которого получила широкое признание. Спектакль "Джорджтаунские мальчики" был представлен Г. Маркаряном в Нью-Йорке в связи с годовщиной Геноцида армян. Мероприятие же в Торонто осуществлено местным филиалом "Гладзор" Армянского общенационального образовательного и культурного союза под эгидой комитета "Согомон Тейлирян" партии "Дашнакцутюн".

Так кто же такие джорджтаунские мальчики, какое отношение они имели к армянам Торонто и какие исторические события послужили основой создания вышеупомянутой пьесы?

ПОСЛЕ КРОВАВЫХ СОБЫТИЙ 1915 ГОДА В ТУРЦИИ ЛИШЬ НЕМНОГИМ, чудом избежавшим резни армянам, рассеявшимся по всему миру, удалось эмигрировать в Канаду, поскольку правительство Канады всеми возможными мерами ограничивало въезд в страну "азиатов", невзирая на наличие нансеновских паспортов.

Одним из первых, обосновавшихся в Канаде армян был занявший блестящее положение в сфере коммерции известный предприниматель и общественный деятель Левон Папаян, сыгравший огромную роль в создании и развитии армянской общины в Торонто. По его инициативе в Канаде были основаны Армянская ассоциация помощи Канады (1917), в которой действенное участие приняли многие состоятельные канадцы, канадский филиал Армянского благотворительного всеобщего союза (1924), а также Союз канадских армян (1925), целью которого были защита гражданских прав местных армян и сохранение национальной идентичности.

"Во время войны, когда наш народ стал жертвой такого варварства, разумеется, ни один армянин не мог остаться равнодушным, - отмечал Л. Папаян. - Каждый из нас, где бы он ни находился, какое бы положение ни занимал, должен выполнить свою долю обязанностей. Видя, с какой теплотой и сочувствием относятся к нам доброжелательные канадцы, я постарался прежде всего привлечь к нам внимание местных газет и одновременно направить это искреннее расположение в более конструктивное и организованное русло. Результатом наших стараний стало создание Armenian Relief Association, в которой активное участие приняли многие богатые и влиятельные канадцы. Эта организация в последние годы войны собрала и предоставила около миллиона долларов в пользу нуждающихся армян, она же в 1923 г. добилась переезда из Греции в Канаду 50 армянских сирот и теперь воспитывает их на частной ферме-приюте как будущих фермеров. Недавно к этим сиротам присоединились еще 40 вновь прибывших".

Известно, что после Геноцида 1915 г., а также греко-турецкой войны (1921-1922) многие армянские сироты нашли пристанище на острове Корфу (Греция), где опеку над ними взяли на себя различные благотворительные общества, в частности, лондонский Фонд лорда Мейера. Армянская ассоциация помощи Канады сразу же после принятия новой программы в 1922 г. сумела получить у канадских властей разрешение на переселение армянских сирот с Корфу в Канаду. Дав согласие, правительство оговорило целый ряд условий. Организация должна была нести ответственность за всех детей до достижения ими определенного возраста, право на въезд в страну предоставлялось лишь здоровым детям...

ПЕРВАЯ ГРУППА СИРОТ - 50 МАЛЬЧИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 8 ДО 12 ЛЕТ по предложению Л. Папаяна в 1923 г. была привезена в Торонто. Детей разместили неподалеку от Торонто, в поселке Джорджтаун, на приобретенной ассоциацией ферме. Затем в Джорджтаун привезли еще 59 сирот (из сиротского приюта с острова Корфу и из Шемлона (Ливан), сиротского приюта мадемуазель Френсан). Таким образом, общее число сирот составило 109 человек.

Главный секретарь Армянской ассоциации помощи Канады А. Вининг пытался назвать сирот новыми англосаксонскими именами. Однако мальчики воспротивились его намерению, отказавшись от новых имен. В связи с этим прибывший в Джорджтаун И. Фиерс, сменивший А. Вининга на его посту, после короткого совещания с персоналом выразил желание встретиться с сиротами. Встреча прошла в напряженной обстановке. Мальчики не желали, чтобы их называли иными именами. Самый старший из мальчиков - 14-летний Оник Шангаян, указывая на младшего в группе мальчика, чьи карие глаза блестели от слез, обратился к Фиерсу: "Видите того мальчика в углу? Его имя Месроп Акопян. Вы дали ему фамилию Джексон. Что ему известно о г-не Джексоне? Когда он был еще ребенком, армянский священник, окропив его святой водой, нарек его Акопяном в соответствии с фамилией его родителей. Затем он потерял все: отца, мать, родину - осталась только фамилия. Теперь вы хотите отнять у него и это?" После этих слов десятилетний Месроп разрыдался, отчаянно пытаясь прикрыть лицо руками. И. Фиерс подошел к нему, вложил в его руки белый платок, оглядел всех и, поблагодарив ребят, добавил: "Все будет хорошо; вы до сих пор были хорошими мальчиками и должны оставаться такими же". К сожалению, в дальнейшем некоторые из них изменили свои имена (тот же Месроп в 1960 г. стал Робертом Маккензи).

Благодаря пожертвованиям канадцев в течение 3-4 лет сироты находились на попечении Армянской ассоциации помощи Канады. Итак, мальчики жили, работали и получали образование в школе, организованной при ферме близ Джорджтауна, которая в те годы была известна как "ферма армянских мальчиков", а ребят вскоре стали называть "джорджтаунские мальчики". В вопросе получения образования на родном армянском языке значительное содействие оказали супруги Левон и Перуз Папаяны.

Левон Папаян был единственным армянином в составе Армянской  ассоциации помощи Канады, и именно ему мальчики были обязаны знанием армянского языка. Основная цель этой ассоциации состояла в том, чтобы армянских детей превратить в канадцев, однако после долгих споров, многочисленных доводов и настояний, приобретения необходимых учебников Папаяну удалось добиться права обучения сирот родному языку. Разумеется, это следует расценивать как уступку со стороны помогающей армянам организации, однако прежде всего это было обусловлено личностными качествами Л. Папаяна - его непоколебимостью, патриотизмом, искусной дипломатичностью. Став защитником джорджтаунских мальчиков, он часто навещал их и говорил с ними исключительно по-армянски, постоянно напоминая о святая святых нашего народа - языке, литературе, культуре - о том духовном наследии, за которое их родители заплатили своей жизнью.

 Армянские сироты в КанадеВ 1926 Г. ДЖОРДЖТАУНСКИЕ МАЛЬЧИКИ В ЗНАК ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ предприняли издание первого в Канаде армянского журнала "Арарат" (на армянском и английском языках), который стал своеобразным духовным мостом между старшим поколением и мальчиками, а также другими общинами Онтарио. Журнал издавался силами ребят и помогал им лучше усвоить английский язык.

Вдохновляющая идея создания журнала принадлежала их учителю армянского языка, канадскому предпринимателю армянского происхождения Арису Алексаняну. Левон Папаян стал первым, самым рьяным и страстным защитником этой идеи. Он горячо приветствовал это начинание, всячески содействовал А. Алексаняну, оказывая моральную и материальную поддержку. Действенное участие Л. Папаяна в судьбе армянских сирот, сохранении их национальной идентичности, защите их интересов было отражением не только его собственных взглядов, но и устремлений армянских общин Канады и всей гонимой и разоренной нации. Его точка зрения и концепция воспитания детей в духе национально-культурных традиций вступали в противоречие со взглядами попечителей-чужестранцев, придерживающихся диаметрально противоположной позиции, однако благодаря гибкости мышления, логичности доводов и дару убеждения Л. Папаяну удавалось смягчить политические разногласия, сдерживая их в пределах допустимого.

Благодаря его неустанным стараниям джорджтаунские ребята оставались истинными армянами. Когда в 1926 г. в Ленинакане произошло землетрясение, они, как и многие зарубежные армяне, собрали пожертвования из своих скудных средств в помощь пострадавшим.

Что касается дальнейшей судьбы джорджтаунских мальчиков, то начиная со второй половины 1926 г. Армянская ассоциация помощи Канады отказалась от дальнейшей опеки сирот, передав их в ведение канадского департамента труда Объединенной церкви, в собственность которой перешла также и ферма со всеми ее строениями. Вопреки желанию и стремлению Л. Папаяна "превратить ферму в армянскую Венецию, в святилище, где воспитывалось бы наше подрастающее поколение", церковь, осуществлявшая опеку на протяжении полутора лет, распределила детей по приемным семьям (в основном в качестве дешевой рабочей силы), а ферму стала использовать в собственных целях.

Сравнительно недавно, в 2008 г., когда стало известно, что разработан план сноса джорджтаунской фермы, комиссия Ай Дата Торонто попыталась добиться его отмены и приложила все усилия, чтобы здание, в котором жили армянские сироты, превратить в музей Геноцида. Двухлетняя последовательная деятельность комитета увенчалась успехом. 26 июня 2010 г. в Джорджтауне произошло историческое событие: в присутствии Католикоса Великого Дома Киликийского Арама I, представителей действующих в Онтарио армянских организаций и церквей, более 700 представителей армянского населения провинции и, наконец, в присутствии потомков джорджтаунских мальчиков мэрия Халтон Хилза выступила с официальным заявлением: джорджтаунская ферма армянских сирот объявляется памятником культурно-исторического наследия Канады с установлением памятной доски в честь живших там армянских сирот. Так была увековечена память об уцелевших от турецкого ятагана сиротах, в 1923-1927 гг. вновь обретших в Джорджтауне искалеченное геноцидом детство. Отметим, что программа переезда в Канаду армянских сирот является первым в истории этой страны международным гуманитарным актом.

ЗАВЕРШАЯ НАШ МАТЕРИАЛ О ДЖОРДЖТАУНСКИХ МАЛЬЧИКАХ, ОТМЕТИМ, что один из них - Джек Абрамян (Акоп Абрамян) к 50-летию обоснования в Канаде первой группы армянских сирот на документальной основе написал научную работу, которая была трижды издана. Его отец был убит во время депортации армян, а мать, в 1922 г. оказавшись с группой беженцев на острове Корфу, отдала сына в местный сиротский приют - Фонд лорда Мейера. В июле 1923 г. А. Абрамян вместе с 50 сиротами попал в Джорджтаун.

Примечательно, что редактором и автором предисловия последнего издания книги Джека Абрамяна является сын армянских сирот-джорджтаунцев, писатель, переводчик, публицист, профессор английской литературы Лорн Ширинян, в круг научных интересов которого входят также проблемы культуры армянской диаспоры Канады.

Помимо научно-документальных исследований жизнь и деятельность джорджтаунских мальчиков нашли отражение в кино и художественной литературе. Например, известные канадские деятели культуры Дороти Манукян и Изабел Габриелян создали два кинофильма, а канадская детская писательница украинского происхождения Марша Форчук Скрыпуч в своей книге "Выбор Арама" обратилась к судьбе одного из мальчиков Джорджтауна. Эта книга - первое художественное произведение о джорджтаунских мальчиках. В 2009 г. М. Форчук Скрыпуч вновь вернулась к этой теме, опубликовав продолжение вышеупомянутой книги под названием "Называйте меня Арам", где описала первые месяцы жизни сирот в Канаде. Обе книги были удостоены высокой оценки в литературно-критических кругах страны. Произведение М. Форчук Скрыпуч "Выбор Арама" было признано библиотечным союзом Канады "Книгой года", а впоследствии обе книги получили призы библиотечного союза Онтарио - "Серебряная береза" и "Золотой дуб". На основе этих книг режиссер и постановщик Сем Ханкок также написал пьесу "Джорджтаунские мальчики", которая с 1-го по 10 мая 2008 г. была представлена в "Малом театре" Джорджтауна, а 14 мая - в театре "Джон Элиот".

История джорджтаунских мальчиков нашла свое художественное воплощение также в повести Лорна Шириняна "Вынужденное расставание".

Анаит БЕКАРЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • «ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ МИЛОСЕРДИЯ» ВОКРУГ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
      2024-10-07 09:13

      В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.

    • "ПОБЕДА" НАД АРЦАХОМ ПОЗВОЛИЛА ТЕРРОРИСТАМ ОБОСНОВАТЬСЯ В РЕГИОНЕ
      2024-09-27 09:20

      Четыре года назад, утром 27 сентября, Азербайджан начал третью, широкомасштабную войну против Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). Как и его предшественники, третье поколение независимых граждан Арцаха было вынуждено взять в руки оружие, чтобы защитить от агрессора себя, свои семьи и родину.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.