САБЕЛЬНЫЙ ПРИХОД
Армянская "Гаянэ" на сцене Большого театра
На Исторической сцене Большого театра Национальный академический театр оперы и балета Армении имени Спендиарова выступил с балетом Арама Хачатуряна "Гаянэ" в постановке Вилена Галстяна - в честь100-летия образования Первой Республики Армения, 115-летия со дня рождения композитора и 2800-летия Еревана.
БИЛЕТЫ НА ЭТО ТРОЙНОЕ ПРАЗДНЕСТВО РАСПРОСТРАНЯЛО ПОСОЛЬСТВО АРМЕНИИ - в зале, включая царскую ложу и четвертый ярус, был аншлаг. Ажиотаж понятен: в последний раз главная армянская труппа выступала в Москве 43 года назад, да и то в Кремлевском дворце, а не на парадной Исторической сцене Большого. Выбор балета для торжества тоже резонен: именитый советский и главный армянский композитор Арам Хачатурян написал всего три балета, но не со "Спартаком" же, ставшим визитной карточкой Большого, ехать в Москву? А вот "Гаянэ" при всех своих дансантных хитах в России не показывалась со времен глубокого застоя - вышла из моды, да и сюжет подкачал. Впрочем, в декабре 1942-го, когда Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (нынешний Мариинский) представил премьеру в пермской эвакуации, история про диверсанта-поджигателя и разоблачившую его отважную и несчастливую в браке колхозницу Гаянэ не казалась странной.
Однако в 1974-м, когда сам композитор предложил Вилену Галстяну, 33-летнему премьеру и худруку балета Армении, поставить свежую версию "Гаянэ", оригинальное либретто Константина Державина казалось уже невозможным. Балетмейстер-дебютант был вынужден сочинять собственное, подгоняя его под существующую музыку, - Арам Хачатурян с трудом соглашался на купюры (убрать удалось лишь пару танцев народов СССР, пляшущих в последнем акте на свадьбе героев) и уж тем более не собирался переписывать балет. Тем не менее Вилен Галстян, отважно отказавшись от диверсантов, геологов и колхозников первоисточника, сконцентрировался на любовном треугольнике. Исторические несуразности исчезли, зато забуксовала событийность: действие балета, сопровождаемое кипящей медью музыкально-политических бурь, все три акта топчется на месте: Гико, отвергнутый Гаянэ в начале первого акта, вновь и вновь пристает к девушке со своей любовью, его счастливый соперник Армен каждый раз защищает любимую от домогательств. Народ, довольно индифферентно обрамляющий страсти главных героев, вступает в конфликт лишь к концу второго акта, когда отчаявшийся Гико похищает неуступчивую Гаянэ. Он, разумеется, пойман, изгнан, а третий, свадебный, акт держится на двух хитах - лезгинке и знаменитом "Танце с саблями".
ЦЕННОСТЬ ПРИВЕЗЕННОГО БАЛЕТА "ГАЯНЭ" - В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЙ НЕИЗМЕННОСТИ: это образчик советской хореографии 1970-х во всех ее типических чертах и особенностях, вдохновленных тогдашним эталоном - балетами Григоровича. Классические танцы кордебалета, стилизованные под национальные; целомудренные адажио с верхними спортивными поддержками, аттитюдными позами балерины на торсе партнера и крестообразным возлежанием на полу одетых протагонистов (намек на их интимную близость); вращательные и прыжковые достижения, занимающие львиную долю вариаций; непременная погоня с неизменными па-де-ша, динамичный рисунок массовых танцев и безликость универсальных штампов балетной лексики - все это сейчас выглядит по-музейному: аутентично и назидательно. Оживляют действие восстановленные декорации Минаса Аветисяна, несовременно жизнерадостные и экспрессивные, - лазурь небес, золотая охра заплатанных стен, авангардистские женские фигуры занавеса просцениума, перекошенные домики задника. Художник превратил сцену в серию самодостаточных станковых полотен: их интересно разглядывать поверх танцующих фигурок.
В танцующий кордебалет пристально вглядываться не следовало. Армянская труппа, не избалованная щедрым финансированием, весьма неровная - и по возрасту, и по физическим данным, и по качеству исполнения. Попадаются и драгоценные экземпляры: так, в четверке поселян-корифеев буйной шевелюрой и статью принца выделялся высокий красавец с прекрасными ногами и широкими жестами. Хочется верить, что этот перспективный, оставшийся безымянным солист уже отслужил в армянской армии, в отличие от лучшего артиста труппы - 18-летнего Размика Марукяна, исполнителя роли Гико, для которого выступление в Большом стало последним перед солдатской службой. Что станет через два года с его мягкими ногами, прекрасной стопой, шпагатной растяжкой, гибким стройным телом и артистической пылкостью - лучше не думать. В московском же спектакле очарование юного танцовщика, назначенного на роль отвергнутого любовника, внесло в балет изрядную долю абсурда. Когда немолодая Гаянэ Сюзанны Пирумян с отвращением отвергает поэтичного юношу, предпочитая ему основательного Армена (Рубен Мурадян), похожего на секретаря парткома 1970-х; когда дородный рослый Армен сталкивается в прыжке со своим тоненьким соперником, толкая того вместо груди животом; когда малыш, ревниво размахивая кинжалом, пытается разлучить милующуюся парочку, годящуюся ему в родители, - незапланированный комический эффект переворачивает смысл мизансцен с ног на голову. Но не суть самого зрелища: кастинг "застойной" "Гаянэ" вполне соответствовал геронтофильской моде 1970-х с ее почитанием возрастных "заслуженных" и "народных".
АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА, ЗАПОЛНИВШАЯ ЗАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА, реагировала на происходящее без чрезмерного патриотизма - строго по делу. Не поддавалась на вымогающе-неторопливые поклоны Рубена Мурадяна, опытность которого обеспечивала танец без срывов, но и без взлетов; не слишком сочувствовала притворной скорби суховато-рациональной Гаянэ, живо реагировала на стремительные виртуозности легконогого юркого Ваагна Маркаряна (Карен), адекватно оценивала вращательно-пуантные испытания, выпавшие на долю Мери Оганесян (Нунэ). Самые пылкие овации достались массам: ударной "Лезгинке" и культовому "Танцу с саблями", сочетавшему в этой постановке бесчисленные трамплинные прыжки кордебалета с бесконечными большими пируэтами главных героев. Уже после финальных поклонов музыкальный руководитель ереванского театра Константин Орбелян, подменив в яме седовласого Атанеса Аракеляна, грянул "Танец с саблями" на бис, и мигом сориентировавшиеся артисты балета поддержали пляской оркестровое tutti - явно не желая расставаться с главной сценой России, на которой они выступили в первый и, возможно, последний раз.
Татьяна КУЗНЕЦОВА, газета "Коммерсант", N132 от 27. 07. 2018 г.
Москва
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:31
Цепь провальных геополитических инициатив официального Еревана Армения продолжает существовать в состоянии перманентного эксперимента. Постоянно по поводу будущего Армении различными акторами (от руководства Азербайджана до внешнеполитических партнеров Еревана) делаются различные предложения, однако это еще «полбеды». Основная проблема в том, что привычку экспериментировать с РА имеют и власти страны.
-
2024-11-21 13:15
В прямом эфире Alpha News военкор Тимофей Ермаков отметил, что уступки, которые Армения делает в этом внезапно побритом лице Пашиняна являются лишь фактом того, что жертва просто пассивно забивается и согласна на все в логике агрессора.
-
2024-11-21 13:14
Руководитель фонда «Татоян» Арман Татоян в рамках визита в Москву 18 ноября встретился с представителями армянской общины и епархии Армянской Апостольской Святой Церкви России и Ново-Нахичевани.
-
2024-11-21 13:12
Правительство Армении утвердило сокращение денежной помощи вынужденным переселенцам из Карабаха, ранее анонсированное министерством труда и социальных вопросов.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!
-
2023-02-08 10:08
Параллельно со спектаклем "Дикое танго" Компании Хермана Корнехо из Аргентины на открытии Шестнадцатого Московского Международного Театрального фестиваля им. А. П. Чехова стоит спектакль "МУМУ " - коллаборация Театра на Таганке и Чеховского МТФ.