ГЕРОЙ АРЦАХА ЗА РЕШЕТКОЙ ПО ВЕРДИКТУ ПРЕМЬЕРА
Правоприменительная логика уголовного права в любой стране должна быть не только закономерной, но и отвечающей элементарным требованиям логики. Вполне понятно, что к подозреваемым (обвиняемым) в аналогичных уголовных преступлениях должен применяться единый подход. Но парадокс ситуации состоит в том, что в сегодняшней Армении уголовная политика стала совершенно непредсказуемой: сплошь и рядом не только игнорируются элементарные нормы Конституции и законов, но и прослеживается явно дифференцированный подход к различным фигурантам уголовных дел.
ТАК, ЧЛЕНЫ "САСНА ЦРЕР", ОБВИНЯЕМЫЕ В СТОЛЬ ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, как теракт, нападение на воинскую часть, убийства военнослужащих, ограбление банкомата и т.д., один за другим выходят на свободу и уже, как известно, создали новую партию, посредством которой намерены участвовать в формировании законодательной власти. А подозреваемые в гораздо менее тяжких преступлениях продолжают оставаться за решеткой. И никого это, кажется, особенно не беспокоит.
На фоне сказанного в тюремных изоляторах продолжают оставаться герой Арцахской войны генерал Манвел Григорян, Шант Арутюнян, который 31 октября 2013 года начал сидячую забастовку на Театральной площади в Ереване, а 5 ноября организовал "Шествие масок", посвященное международному дню Гая Фокса. Недавно, 7 октября, к ним "присоединился" бизнесмен, владелец телеканала H2 Самвел Майрапетян, которому Специальная следственная служба предъявила обвинение во взяточничестве, но сам он отрицает свою вину.
Остановимся на генерале Манвеле Григоряне, которому 15 октября в очередной раз продлили меру пресечения в виде ареста. Более 4 месяцев он находится за решеткой, несмотря на целый ряд болезней, несовместимых с пребыванием в тюрьме. Адвокаты М. Григоряна неоднократно заявляли, что факт ареста их подзащитного при наличии тяжелой формы рака, высокого уровня сахара в крови (генерал инсулинозависим) и в общей сложности 16 болезней, подтвержденных заключением судебной экспертизы (причем большая часть этих болезней развилась в тюрьме), является самым настоящим произволом, а страдания, причиняемые немолодому, тяжело больному человеку, приравнены к применению пыток. Но глава следственного органа накануне вынесения судебного решения о мере пресечения М. Григоряну (продлении ареста) публично заявил, что слухи о несовместимости болезней М. Григоряна с содержанием под стражей преувеличены и болезни не мешают ему оставаться в тюрьме. В результате М. Григорян остался за решеткой.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ДЕЙСТВИЯМИ ГЕНЕРАЛА, согласно осведомленному источнику, составляет около 7 млн драмов, которые давно находятся на депозите прокуратуры. Добавим к этому, что все возможные свидетели по делу допрошены, генерал от дачи показаний не отказывался, покинуть страну он по состоянию здоровья просто не имеет возможности, как и оказывать влияние на следственный процесс. Так не пора ли завершить следствие? А то уже начинает казаться, что расследование затягивается специально для того, чтобы держать генерала в изоляторе, унижая его посредством формальных оснований.
С другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов то, что задолго до решения судьи и вынесения приговора, до которого еще, кажется, далеко, премьер-министр уже вынес свой вердикт и озвучил его публично. Всем понятно, что после такого вряд ли кто-то посмеет проявить "инакомыслие", даже если речь об элементарной гуманности...
В нашей действительности дело дошло до того, что буквально на днях - 17 октября под залог в размере 20 млн драмов был отпущен на свободу криминальный авторитет Артем Арутюнян (Каневский) , обвиняемый в подстрекательстве и подделке паспорта. Более того, через несколько дней после взятия под стражу был освобожден другой криминальный авторитет Арам Варданян, он же "Встречи Апер". Для обнаружения последнего были затрачены немалые ресурсы. В результате его арестовали в Объединенных Арабских Эмиратах, а 4 октября экстрадировали из ОАЭ в Армению. Последний длительное время находился в бегах, был объявлен в международный розыск по обвинению в похищении человека, причем совершенном группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (статья 131 УК РА). Несмотря на тяжесть преступления, былые "заслуги", в том числе и избиения в свое время сторонников Пашиняна, побег и затраченные для его нахождения и экстрадиции усилия, правосудие по отношению к А. Арутюняну оказалось весьма снисходительным. Не то что к тяжело больному генералу, явно не собирающемуся убегать из страны.
Хотелось бы напомнить и о деле Шанта Арутюняна. Последний, как известно, предпочитает пересмотр своего дела иному решению вопроса. Рассчитывая на оправдательный приговор, он отказался обратиться к премьер-министру с просьбой о помиловании, на что премьер официально ответил, что не может влиять на судей, то есть не имеет возможности предрешить ход судебного процесса над Ш. Арутюняном.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЛЮБИТ ПОВТОРЯТЬ, ЧТО ОТНЫНЕ НИКТО НЕ ОКАЗЫВАЕТ ДАВЛЕНИЯ НА СУДЕЙ. Но скандал с прослушкой телефонного разговора глав Службы национальной безопасности и Специальной следственной службы доказывает обратное. С целью отвлечь внимание общества от позорного факта влияния на судью во главу угла был поставлен вопрос о том, кто посмел подслушивать этих высокопоставленных чиновников, и дано поручение в кратчайшие сроки разоблачить виновных и раскрыть преступление.
Создается впечатление, что нас больше всего беспокоит не содержание разговора двух глав силовых ведомств, которое попросту ставит под сомнение клятвы и обещания премьер-министра, а лишь техническая сторона вопроса. Но как бы то ни было, по уже сложившейся традиции имитации оперативности, на следующий день сотрудники спецслужб ворвались с обыском в офис редакции Yerevan Today, конфисковав имущество, но продвинулось ли следствие в своем расследовании и кто же является нарушителем спокойствия, нам не известно.
И так как единые правила осуществления уголовной политики не наблюдаются, то остается заключить, что весь этот процесс ставит во главу угла все больше межличностные отношения, а в определенных случаях - сведение счетов. И целый государственный аппарат становится средством для обслуживания этих целей.
На этом фоне ведутся разговоры о целесообразности переходного правосудия. Куда еще переходить? Может, для начала остановимся и констатируем, что перед законом все равны и у генерала с таким обвинением и подорванным здоровьем не меньше прав на щадящую меру пресечения, чем у знаменитых криминальных авторитетов.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-08 14:27
8 июля Высший судебный совет объявил свое решение в отношении Масиса Мелконяна: ему объявлен выговор – самое мягкое из четырех видов дисциплинарных наказаний, которым подвергаются судьи.
-
2025-07-07 20:07
7 июля на внеочередном заседании парламента генпрокурор Анна Вардапетян продолжила представлять ходатайство о даче согласия на возбуждение публичного уголовного преследования в отношении депутатов от оппозиционного блока «Армения»: бывшего мэра Сисиана Артура Саркисяна, секретаря парламентской фракции «Армения» Арцвика Минасяна и ее главы Сейрана Оганяна. Напомним, что представление ходатайств началось 4 июля. Генпрокурор подробно изложила материалы следствия в отношении отсутствовавшего по болезни Сейрана Оганяна и перешла к вопросу Арцвика Минасяна. Отреагировавшие на ее выступление оппозиционные депутаты прямым текстом дали понять, что дело, по их убеждению, что называется, шито белыми нитками, и вопрос находится отнюдь не в правовой плоскости.
-
2025-07-05 20:41
4 июля на внеочередном заседании парламента обсуждалось ходатайство генпрокурора о возбуждении публичного уголовного преследования в отношении главы парламентской фракции «Армения» Сейрана Оганяна и ее секретаря Арцвика Минасяна.
-
2025-07-04 19:38
Как и предполагалось, судья Апелляционного уголовного суда Армен Даниелян оставил решение суда первой инстанции об аресте бизнесмена и мецената Самвела Карапетяна без изменений. Как известно, судья Артак Карапетян 18 июня отправил главу ГК «Ташир» на 2 месяца за решетку по обвинению в публичных призывах к захвату власти.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-07-03 09:32
"Ты увидишь вмешательство, проходимец!", "Навсегда заставлю замолчать!". Эти записи Пашинян сделал в ответ на следующее заявление крупного российского предпринимателя Самвела Карапетяна: "Маленькая группа, забыв армянскую историю, тысячелетнюю историю армянской церкви, набросилась на церковь и на народ. Я всегда был рядом с армянской церковью и армянским народом. Если политическим деятелям не удастся, то мы своим способом вмешаемся в поход властей против церкви". За эти слова Карапетян, по личному указу Пашиняна, помещен под 2-месячный арест. А теперь обратимся к фактам, которые помогут проследить динамику политических репрессий в виде наступления режима на свободу слова за истекшие годы.
-
2025-06-24 09:53
В опасной близости от "без 3 минут очага ядерной войны" в кулуарах власти строят планы о том, как "олигархи сердца" Пашиняна Нарек Налбандян и Хачатур Сукиасян "распилят" бизнесы Самвела Карапетяна после их "национализации".
-
2025-05-08 10:30
Хокку Идея есть. Импичмента нет. Хочется плакать.
-
2025-04-18 10:31
«Гражданский договор» в ярости от сложившейся в Гюмри ситуации. Да, и раньше были и есть общины, руководителями которых являются не члены команды «Гражданского договора». Но в Гюмри все выглядит вызывающе-позорно для «ГД». Не только потому, что правящая команда задействовала все ресурсы для победы своего кандидата, в том числе и испытанный метод шантажа возбуждением уголовных дел. Дело больше в том, что в Гюмри победу над правящей командой одержал не просто оппозиционный кандидат, но самый «бывший» из возможных «бывших» - выдвинутый коммунистами Вардан Гукасян, который был мэром Гюмри и при Роберте Кочаряне, и при Серже Саргсяне.