Последние новости

ОПТИМИЗИРОВАТЬ,ЧТОБЫ ЗАКРЫТЬ?

Что же будет с музеем, если его вообще лишить отдельного субсидирования? Директор Дома-музея Спендиарова Марине Отарян - прекрасный организатор, представляющий музейную работу во всем ее объеме. По логике этой "оптимизации" могут быть закрыты очень и очень многие отдельные музеи (не буду их перечислять, чтобы не подавать новых "идей").

Разговор о Доме-музее Александра Спендиарова, пожалуй, следует начать с воспоминаний его основоположника и первого директора, которого, как он сам пишет, "назначили директором несуществующего музея". Это наш известный композитор Владилен Бальян, который руководил многими очагами музыкальной культуры, всегда подходя к своей работе как истинный творец - креативно, с душой и отдачей. Вот что он пишет о днях создания музея в своей книге воспоминаний "И все они были… Страницы из дневника композитора":

"В ДОМЕ по улице Налбандяна, 21, где из четырех лет, прожитых в Ереване, Спендиаров провел последние два, решено было открыть музей. Квартира эта на втором этаже была примечательной. В статье "Второй жизнью" дочь композитора Марина Александровна вспоминает: "Это было в 1925 году, Александр Афанасьевич Спендиаров жил в районе Конда, в старом доме Мелик-Агамаловых. Однажды к нему пришел академик архитектуры Александр Иванович Таманян и передал маленький план какого-то дома. Архитектор и композитор долго сидели над ним. Наконец крестик на плане был поставлен, Александр Афанасьевич выбрал квартиру с видом на Арарат.

Начались частые хождения к месту строительства будущего дома. Как сейчас вижу небольшую худощавую фигуру композитора среди беспорядочно разбросанных камней и досок... Рядом с ним - архитектор Н. Буниатян и студент Марк Григорян, работавший в бюро Буниатяна. У всех троих радужное настроение: воздвигается в Ереване один из первых советских домов. Дом был еще в лесах, когда ранней весной 1926 г. Спендиаров поселился в своей квартире".

А теперь отрывок из воспоминаний Владилена Бальяна: "Здесь Спендиаров обдумывал программы предстоящих авторских концертов, из кабинета этой квартиры доносились звуки вдохновенных мелодий. И вот эту квартиру надо было превратить в музей, причем не обычный: должен был родиться первый музыкальный музей Армении, новый очаг культуры.  Музей должен был начаться с небольшого холла, символизирующего дружбу четырех столпов национальной культуры: звучит музыка Спендиарова, на стене - портрет композитора работы Сарьяна, через стеклянную стену виден силуэт построенного Таманяном Оперного театра имени Спендиарова, а на самой стеклянной стене на армянском, русском и английском - слова Исаакяна: "То, что он оставил нам, бессмертно".

 Ануш Тер-МинасянНАД СОЗДАНИЕМ музея работали многие, преданные своему делу известные люди. "Реконструировать эту квартиру под музей нам вновь помогли мэр города Г.И. Асратян, управляющий трестом "Коммунстрой" Р.А. Вирабян и талантливый архитектор Л.А. Садоян".

Так в ноябрьские дни 1967 года Армения обогатилась двумя новыми культурными очагами. Дом-музей Спендиарова открылся 25-го, за день до Музея Сарьяна. "Пусть первым откроется музей моего друга,  скажет Мартирос Сарьян, - пишет  В. Бальян. - С открытием музея армян поздравили Д. Шостакович, С. Рихтер и Н. Дорлиак и многие другие.

Прославленные комитасовцы А. Габриэлян, С. Асламазян, Г. Талалян, Р. Давидян окрестят музей "новым памятником великому композитору. Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдуард Мирзоян, Ованес Чекиджян, Геворг Эмин, Акоп Вартанян, Зарэ Саакянц и другие станут нашими добрыми друзьями, истинными спендиаровцами. Сколько же интересных мероприятий, сколько новых начинаний впереди!"

Последняя фраза сегодня может стать ключевой: идея присоединения Музея Спендиарова к Музею литературы и искусства им. Чаренца, скорее всего, лишит Музей Спендиарова интересных мероприятий и начинаний. Конечно, Музей литературы и искусства тоже прекрасный музей, с очень богатым архивом, объединяющим творчество многих наших знаменитых деятелей культуры, но по логике этой "оптимизации" могут быть закрыты очень многие отдельные музеи (не буду их перечислять, чтобы не подавать новых "идей").

ЕСТЕСТВЕННО, авторы оптимизации не ставят конечной целью закрытие музеев, но, став филиалом, музей лишится отдельного финансирования и возможности самостоятельно решать свои цели и задачи. Проработав директором Музея русского искусства и Музея архитектуры, я могу со знанием дела сказать, что государственное финансирование и так небольшое: на многое из задуманных нами очень интересных идей не хватало финансов. Во всем мире музеи существуют в основном за счет спонсоров. У нас институт крупного спонсорства в музейном деле пока не состоялся (за редкими исключениями). Что же будет с музеем, если его вообще лишить отдельного субсидирования? Директор Дома-музея Спендиарова Марине Отарян - прекрасный организатор, представляющий музейную работу во всем ее объеме. Ее работу высоко оценил и первый директор музея В. Бальян, отметив, что музей возрождает интересные традиции прежнего. Не буду перечислять всего, что она сделала в музее за последние годы, ибо это будет длинный список, скажу лишь, что это всегда было интересно и на высоком уровне. Зачем же лишать ее возможности делать свою любимую работу хотя бы в прежнем объеме (в идеальном случае следовало бы увеличить объем финансирования) в память о великом армянском композиторе и на благо всем нам?

Ануш ТЕР-МИНАСЯН, кандидат архитектуры

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗНАЙ: ГДЕ-ТО ЧТО-ТО РАЗРУШАЮТ
      2024-09-06 09:55

      Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...  Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".

    • "ГОЙ" ПРОТЕСТЕР И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ
      2024-01-09 10:14

      "Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега".  Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.