ЛИПАРИТЯН - ТЕР-ПЕТРОСЯН: ДУБЛЬ ДВА
Не прошло и года после смены власти в Армении, но тень Левона Тер-Петросяна, которую уже в апреле 2018-го многие, как теперь принято говорить, адекватные граждане четко видели за происходящими процессами, проявляется все более отчетливо и предметно. Особенно во внешней политике и, в частности, в вопросе Арцаха. Особенно если вспомнить, что нескрываемой мечтой первого президента Армении было и остается доказательство собственной правоты касательно того, что Арцах должен оставаться в составе Азербайджана и только в этом случае Армения может развиваться.
О ТОМ, ЧТО люди из ближайшего окружения ЛТП последовательно занимают ключевые посты вокруг Никола Пашиняна в правительстве и парламенте, мы писали не раз. На днях одна из армянских газет - "Паст" - сообщила, что ключевым игроком в команде премьер-министра, координирующим внешнеполитические вопросы, стал верный соратник Тер-Петросяна - пресс-секретарь Пашиняна Владимир Карапетян. "Согласно сведениям, именно с Владимиром Карапетяном Пашинян проводит основные глубинные обсуждения, кстати, слово Карапетяна играет решающую роль особенно в вопросах внешней политики. В правительстве придерживаются мнения, что Владимир Карапетян именно для этого был командирован в правительство" - отмечало издание.
Можно было счесть эти сведения очередными слухами, если бы не одно "но". Практически сразу после прихода Пашиняна к власти эксперты и СМИ не устают повторять, что премьеру крайне необходим советник-эксперт по вопросу Арцаха. Тем не менее в числе более 10 советников главы правительства нет ни одного, кто бы профессионально занимался арцахской проблемой. В такой ситуации Карапетян, в свое время бывший пресс-секретарем МИД РА, а затем 10 лет пребывавший в ближайшем кругу Тер-Петросяна, вполне может занять именно эту нишу.
Если же внимательно проанализировать лексикон Пашиняна - именно лексикон и риторику, а не словесные манипуляции и популистскую шелуху, - касающийся сути конфликта и процесса урегулирования, это можно утверждать почти со 100-процентной точностью. Особенно если приплюсовать сюда те странные, мягко говоря, мессиджи, которые время от времени посылаются обществу в рамках миротворческой деятельности его супруги. Логично предположить, что то, о чем Пашинян не решается сказать, дабы не вызвать громкий и нежелательный резонанс в обществе, неофициально озвучивается Анной Акопян.
ВЕРНЕМСЯ, однако, к торчащим уже совершенно наглядно и неприкрыто "ушам" Тер-Петросяна, которые последовательно ведут арцахскую политику Армении в направлении, максимально приближенном к позиции первого президента. Повторюсь, вовсе не обязательно, чтобы это выражалось в выступлениях и заявлениях самого Никола Пашиняна, поскольку стоящие за ним силы отлично понимают все связанные с этим риски и действуют более осторожно и завуалированно, постепенно приучая общественность к возможности самых неожиданных поворотов и в этом вопросе.
Так, на днях вновь всплыл бывший главный советник и серый кардинал времен первого президента Жирайр Липаритян. Напомню, что, будучи гражданином США, этот человек с 1991 года был командирован в Армению и приставлен к Тер-Петросяну, став вначале его советником по политическому анализу, затем первым заместителем министра иностранных дел, после чего три года был главным советником президента РА, секретарем Совета безопасности, послом по специальным поручениям. В 1997 году, учуяв запах неизбежной отставки своего подопечного, покинул Армению. Сегодня Липаритян - профессор и завкафедрой армянской истории Мичиганского университета.
Мы не оговорились, назвав Тер-Петросяна его подопечным: уже в те времена всем было понятно, что этот человек был прислан в Армению, дабы сформировать капитулянтскую позицию в вопросе Арцаха и заложить те основы внешней политики обретшей независимость страны, которая была выгодна хозяевам Липаритяна. Кстати, профессор уезжал со спокойной совестью, оставляя в качестве преемника своего единомышленника Вардана Осканяна, продолжившего его политику еще 10 лет. Эта политика привела страну к ситуации, когда победившая в войне сторона выступает в роли готовой к односторонним уступкам, поскольку вся дипломатическая работа в течение десятков лет была направлена на достижение именно такого результата.
ЧТО ЖЕ ГОВОРИТ в интервью Жирайр Липаритян? Да ничего нового: его речи носят все тот же выраженный капитулянтский характер, а основной посыл заключается в том, что мы слабы, а значит, надо считаться с силой других и смиренно плыть по тому течению, которое нам предлагают. При этом профессор нагло врет, утверждая, что Арцах, дескать, готов к уступкам, игнорируя многочисленные четкие заявления представителей официального Степанакерта, не дающие ни малейших оснований для подобной трактовки.
"Активное участие Арцаха в переговорном процессе, конечно, имеет смысл и принесет пользу. Тем более что Арцах готов идти на взаимные уступки, как это обязана сделать любая из сторон конфликта. Если стороны или одна из них идет на переговоры, имея в кармане максимальные требования, то есть то, чего она хочет, и не имея своих минимальных требований, то есть того, что ей необходимо, ничье участие не может иметь смысл и быть полезным. То, чего бы мы хотели, и то, что необходимо, - разные вещи", - витиевато, но вкладывая в сказанное четкий мессидж, утверждает Липаритян. Далее он заявляет, что вопрос участия Арцаха не должен отклонять нас от основного вопроса: "Нужно понять, что нынешнюю, относительно благоприятную ситуацию невозможно сохранять долго и что сегодня есть "окно" для достижения прогресса". "Ожидать, что мы можем навязать миру и нашему противнику наш темп и нашу логику, - сомнительная стратегия", - отмечает мичиганский профессор.
Что ж, учитывая ту политику, которая изначально была заложена именно этим человеком в основу армянского внешнеполитического курса и концепции, с этим трудно не согласиться. И именно с целью добиться такого результата в свое время Липаритян столь усердно работал совместно с Тер-Петросяном, и сегодня им важно, чтобы Армения не отклонялась от этого курса. Процесс, запущенный почти 27 лет назад, по замыслу Липаритяна должен был быть завершен в 1997-м. Сегодня профессор лелеет надежды, что на сей раз все удастся. Потому и подстегивает - дескать, время и другие стороны (видимо, имея в виду пресловутую "чашу терпения азербайджанского народа") не терпят, давайте уже сдавайте территории и кончайте это дело.
ПОНЯТНО в данном контексте, что г-на Жирайра не вполне устраивают недавние жесткие заявления главы СНБ и министра обороны. Говоря о венской встрече, он отмечает необходимость того, чтобы Пашинян и Алиев "начали доверять друг другу". А для этого, по его мнению, принципиальное значение имеет следующее: "Со стороны высокопоставленных должностных лиц должны быть исключены заявления, которые могут быть расценены как противоречащие букве и духу сказанного премьером и тем самым внушающие недоверие". То есть, по логике Липаритяна, с армянской стороны должен говорить только премьер, дабы случайно не потерять "доверие" Алиева. "Премьер-министр делает все, чтобы создать атмосферу прозрачности и доверия и для внешнего мира, и для граждан. Ему не надо мешать", - заключает Жирайр Липаритян.
Комментарии здесь если и нужны, то только с точки зрения его злопамятности. 21 год назад народ и осознающие опасность такого подхода для армянской государственности политики помешали претворить планы хозяев американского гражданина сдать Арцах. Сегодня он призывает позволить Пашиняну осуществить наконец свою и тер-петросяновскую мечту. Не рыпаться, спокойно сидеть на своих местах, не вмешиваться, "не мешать" - и все будет сделано без шума и пыли. Наступит мир, о котором мечтают премьер-министр и его супруга. Мир, который устроит Азербайджан, о чем они оба публично пекутся. Устроит то самое соседнее государство, которое в свою очередь более столетия усердно работает над уничтожением в регионе всего армянского, и достигнутый такой ценой "мир" станет важнейшим этапом на пути к реализации турецкой мечты. Возможно, устроит и кое-кого из посредников.
Но никак не Армению и Арцах, и никак не армянский народ, который за свою достаточно долгую жизнь Жирайр Липаритян, судя по всему, так и не понял. В противном случае остается предположить, что его деятельность продиктована иными соображениями. Как и деятельность Тер-Петросяна, остающегося его подопечным все эти годы и сегодня вместе со своим многолетним непосредственным шефом очень надеющегося осуществить то, что не удалось в 1997-м. Считая, что момент наконец назрел и надо спешить. Ушлые, они отлично понимают, что завтра может быть уже поздно.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-07 09:44
Политолог-кавказовед, преподаватель Российско-Армянского университета Карен Игитян сообщил вчера в соцсетях о том, что ему запретили въезд в Армению. «Возвращался в Ереван из Пятигорска, где участвовал в «Кавказском диалоге», говорил о радикализме, который Турция распространяет на Кавказе. По прибытии в Армению сотрудники Пограничных войск СНБ объявили, что въезд в страну мне запрещён», – написал он. И задался вопросом: «В чем причина запрета? В том, что выступал в защиту Армянской Апостольской Церкви в СМИ? Или говорил о радикализме, который распространяет Турция?»
-
2025-07-05 09:43
А без того, чтобы услышать голос всей страны, а не одного только Еревана, у оппозиции ничего не получится, считает наша собеседница – руководитель парижского Центра права и урегулирования конфликтов «Кавказ», известный французский общественно-политический деятель Хильда ЧОБОЯН.
-
2025-07-04 09:12
3 июля член фракции НС «Айастан» Лилит Галстян опубликовала заявление, которым констатировала кажущийся невероятным даже для гэдэшной своры факт. Депутаты николовской фракции, вместе с которыми она в составе делегации РА участвовала в заседании Парламентской ассамблее ОБСЕ, отказались поддержать предложение о включении в итоговую резолюцию пунктов, касающихся армянских пленных, а также защиты культурного наследия Арцаха. «Более того, оказалось, что представители от власти не только не присоединились к предложению, но и достигли взаимопонимания с азербайджанской делегацией», - заявила Галстян.
-
2025-06-30 09:35
«Я выразил солидарность Франции в ответ на попытки дестабилизировать демократию в Армении. Я также подтвердил нашу поддержку его смелых усилий по установлению мира с Азербайджаном и нормализации отношений с Турцией» - так прокомментировал вчера свой телефонный разговор с Пашиняном президент Франции Эмманюэль Макрон, для пущей убедительности написав пост на армянском языке. Эти слова вызвали возмущение в армянском обществе, а ряд политиков и экспертов назвали их поддержкой становлению авторитаризма в Армении и вмешательством во внутренние дела страны.