ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ МУЧЕНИЯ!
Общение с президентами для журналистов не подарок судьбы, а насущная необходимость. Наиболее впечатлившее - встреча с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. Чем запомнилась?
Подчеркнутым пренебрежением к отечественным СМИ, в отличие от внимания к зарубежным. Самое простое объяснение: журналисты своей страны не дозрели для бесед с высоколобым интеллектуалом. Еще одно, тоже простое, пробивающееся из глубин чисто советского сознания: там все хорошо - здесь все плохо.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ одно интервью для "Известий" мне, так или иначе, удалось отвоевать, но лучше бы его не было. Президент согласился, поставив условие: вопросы задавать не вживую, а на бумаге, ответы - точно так. Подобная форма общения напоминает диетическое блюдо без аромата и приправ, но с коронованными особами не спорят, пришлось согласиться и переправить вопросы письменно.
Редакция хотела знать, как Тер-Петросян относится к возможности переговоров по карабахскому конфликту с азербайджанским коллегой. Вскоре поступил ответ, раскрывающий полную несостоятельность Абульфаза Эльчибея как политика и главы государства. Кто бы возражал, но спрашивали-то не об этом. На повторную просьбу высказаться по существу Тер-Петросян заявил: "Либо вы публикуете этот текст, либо я публично заявляю, что "Известия" струсили".
Называется шантажом. Интервью на не заданную тему не опубликовали, Тер-Петросян свое сказал, "Известия" на этом не кончились, в общем и целом получилось не очень здорово. А дальше отношения с президентом и вовсе расклеились.
Наблюдая за ним со стороны, нельзя было не видеть, что влюбленное созерцание самого себя в каждодневном режиме утверждало в герое с Театральной площади комплекс капризной барышни, что для президентов плохо, а если прибавить к тому и комплекс излишней полноценности, то и совсем худо. Отсюда нетерпимость к прекословию и самоидентификация с божеством.
Вспомнилась рассказанная недавно в Ереване Владимиром Познером история. Друг семьи, почему-то называвший Познера Генрихом, как-то раз сказал так: "Генрих, я желаю, чтобы никогда, зайдя утром в ванную и увидев свое отражение в зеркале, у вас не возникло бы желания плюнуть в него. То есть живи так, чтобы не лгать, не прогибаться, не продаваться, быть честным".
Это все просто на словах, но не в жизни. Особенно, как мне кажется, в жизни президентов.
Раз уж о классиках, то чем хуже Битов с его размышлениями? "Я пережил энное количество царей. Впоследствии оказывалось, что не каждый из них был-таки плох. То есть, может быть, он и был злодей, но вдруг человеческое что-то проступает и в Хрущеве, и в Брежневе, и в Ельцине".
ЖИВЕТ НА ЭТОЙ земле не первый год и ваш автор, тоже пережил много царей, но вспомнить в первом армянском президенте что-то, от чего возрадовалось бы сердце и запела душа, затрудняюсь. Уж слишком страстно он был устремлен в себя самого, любимого и неповторимого. А ведь мог остаться в истории Армении лидером без краха и упрека. Мешало излучаемое царствующей особой "руками не трогать!" Правда, не только оно.
С другой стороны, премьер-министра Пашиняна нынче можно и руками трогать, и детишек под премьерскую длань подкладывать, и кусок хлеба над разогретым мангалом разломить, можно, когда надо, и к груди прижать, Сержа Саргсяна к черту послать, а поди же, рейтинг премьера падает, бурная активность в массовом изъявлении любви - вместе с ним. Что происходит? Происходит аллюзия, содержащая указание, аналогию или намек на некий исторический, мифологический или политический факт. Исторический, политический, но никак не мифологический факт - Левон Тер-Петросян. Опасно не только для самого аллюзиониста, но и для общества в целом.
Возвращаюсь к первому президенту. С одной стороны, интеллектуал, эрудит, проводник западной демократии и так называемых общечеловеческих ценностей, но одновременно как бы Туркменбаши во фраке. Пришел во власть случайно, удержался с не свойственной "белой кости" крестьянской упертостью, а ушел (пока не проклюнулся нынче по случаю) - вроде его и не было. Уследить, когда заканчиваются высокие идеалы и начинается авторитаризм без прикрас, в тот раз не удалось. Не проморгать бы и в нынешний.
…На время правления сильно неудавшегося президента хорошо ложится аксиома, что только новые заблуждения спасают от отчаяния после утраты старых. Но даже в этом случае иллюзии развеялись слишком быстро. Уже в первый постлевоновский год стало ясно: имели не отца нации, а вечно недовольного мачехой пасынка. А ведь ждали армянского чуда. Теперь велено ждать нового.
Что в финале: встреча с оркестром или хотя бы пирожки с компотом?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-03-05 09:31
Балаган, устроенный президентом Украины на встрече с Дональдом Трампом, – больше чем скандал. Демократия демократией, но желание поставить себя вровень с лидерами мировых держав и с этих позиций вести с ними разговор как минимум бесперспективно. В данном случае вышло по максимуму. Такого еще не было. Чтоб глава одного государства приезжал к другому просить помощи, а вел себя как перекупщик с одесского привоза, после чего был выдворен за дверь, в которую сможет постучаться снова только после чистосердечного раскаяния.
-
2025-02-22 09:56
В то время, когда мир стремится к объединению, Армения уходит в самоизоляцию, прежде всего отделяясь от стран, с которыми десятилетиями находилась в тесных экономических, культурных и просто человеческих отношениях. В то же время вхождение в союз с Европой и НАТО остаются для нее под большим вопросом. Сталину доложили: у маршала Рокоссовского появилась любовница, красавица-актриса Валентина Серова. «Что делать будем?»- спросили вождя. Сталин, подумал, вынул трубку изо рта и сказал: «Завидовать будем!».
-
2025-02-08 09:49
Въехав в Белый дом, Дональд Трамп подписал кучу документов, устанавливающих новые правила игры как в самих США, так и за ее пределами. Что из этого получится, говорить пока рано, особенно в случае с украино-российским противостоянием, которое Трамп собирался решить за 24 часа.
-
2025-01-25 10:21
Власть манит, пьянит и не отпускает. Чтоб удержаться в ней переписывают Конституции, находят тысячи причин и даже начинают войны. «Жили-были два брата, один ушел в море, другой стал президентом и ни об одном из них с тех пор ничего не слышали»,- сказал однажды Томас Маршалл, двадцать восьмой вице-президент США, и как в воду глядел. Владимир Зеленский не единственный президент, заслуживший забвения с истечением полномочий, но все еще остающийся на плаву благодаря продолжающейся войне. А так, ничего особенного, разве что круглосуточная футболка на теле, заглядывание в глаза мировым лидерам и отблеск затравленного волка во взоре.