"ВРЕМЯ СМЕРТИ - 1955 ГОД, ПРИЧИНА СМЕРТИ - РАССТРЕЛ"…
В победном сорок пятом министром государственной безопасности Армении назначили нового человека. В послевоенном сорок седьмом этот человек был снят с должности и отправлен с понижением в Ульяновск. В 1951-м он снова в Ереване - начальником отдела кадров Министерства пищевой промышленности. В сентябре 1953 года его арестовали и спустя два года расстреляли. Так завершилась карьера самого страшного в советской истории Армении злодея - полковника Никиты ХРИМЯНА.
ХАРАКТЕРНАЯ особенность минувшего времени: школьники пятидесятых историю своей страны хорошо знали, но спроси их о, истории собственной семьи - сплошные белые пятна. В чем дело? Из-за страха напороться в генеалогическом древе на нежелательные сучки и ответвления (факты, имена, социальные статусы) родители предпочитали молчать и ничего не рассказывать. Страх - от органов, обеспечивавших государственную безопасность. Вдруг придут и спросят: а почему дед владел мельницей, бабка - скобяной лавкой, а мы не знаем?
В годы, когда полковник Хримян лютовал в Армении, я учился в школе, но о нем уже знал и не удивлялся, почему это имя произносили шепотом. Потому что люди от него приходили и спрашивали. И если бы только интересовались...
В студенческие годы недолгое время учился с сыном Хримяна - фамилию студента филфака уже можно было произносить вслух, но с ощущением неприятного послевкусия (как у преподавателей, так и студентов) оттого, что он -сын того самого полковника. Неприветливость и закрытость Хримяна-младшего - по той же причине. Так что, вопреки утверждению Сталина, сын за отца все-таки отвечал.
В те же годы на улицах Еревана часто можно было видеть миловидную женщину средних лет - костюмершу Театра имени Станиславского. Не та, признаться, должность, чтобы предполагала широкое признание, между тем женщину знал чуть ли не весь Ереван. Это была, скажем мягко, подруга полковника Хримяна. Со всеми вытекающими, в случае чего, последствиями для окружающих. О последствиях, будь то положительных или карательных, честно говоря, не слышал, между тем в миловидной женщине те же закрытость и угрюмость.
А что о Хримяне слышали мы? То, что Герой Советского Союза, генерал Крюков сказал о своем следователе. Когда генерала посадили, следователь предупредил: "Ты уже не генерал, а арестант, станешь запираться - будем бить как сидорову козу".
Крюков заметил: "Я еще подследственный и из генералов меня не разжаловали". Тогда следователь подвел его к окну и сказал.
- Видишь там народ? Все они подследственные. А ты уже осужден. От нас на свободу возврата нет. От нас дорога только в лагерь.
Убедительный пример законности.
НАСЧЕТ КОЗЫ, которую бьют. Из показаний арестованного Надарая, заместителя начальника личной охраны Берия. "В тюрьме арестованных избивали ремнями, веревками и палками… Нередко избивали до того, что они потом умирали. Организаторами всех этих издевательств над арестованными и жестоких избиений были Богдан Кобулов, Константин Савицкий, Никита Хримян…"
Из показаний других арестантов, прошедших пытки.
- Нет, никто из подсудимых со мной никаких личных счетов не имел и не имеет, за исключением, пожалуй, Хримяна. Но я не знаю, можно ли считать личным счетом то, что я имею в виду.
- А что вы имеете в виду?
- Дело в том, что представший перед вами в своей омерзительной наготе Хримян вдобавок ко всему вор.
Председатель суда: - Вор?
- Да. Обыкновенный вор. И мародер. Чемодан арестованного им и забитого в первую же ночь плетками Левы Вермишева был потом обнаружен у Хримяна на квартире…
Такая вот "холодная голова, чистые руки и горячее сердце".
Из личного дела полковника Хримяна. Национальность - армянин, родился в 1913 году; место рождения - Карс, смерть - 15.11.1955 года, Тбилиси, причина смерти - расстрел.
С тех пор глав спецслужб Армении сменилось множество, и если о других руководителях такого же ранга вспомнить и рассказать можно много чего, то главный кабинет на улице Налбандяна в Ереване был и остается самым закрытым. Ничего удивительного. Точно так, если мы пожелаем узнать подробности о главных людях и делах МОССАД в Израиле, MI6 - в Великобритании, BND - в Германии, ЦРУ - в США. Все правильно: основное занятие спецслужб - уговаривать других сказать правду и при этом самому молчать. Отсюда - неразговорчивость нынешнего руководителя СНБ Армении Артура Ванецяна не должна удивлять. Точно так, как и повышенный интерес к финансово-экономическим безобразиям, подрывающим безопасность страны не меньше, чем внешние угрозы.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-16 10:00
Версия Никола Пашиняна об эмиграции из страны по той причине, что кто-то не любит хаш, а кому-то не нравится серьга в ухе, не показалась армянам убедительной. Как уехавшие, так и собирающиеся вслед за ними мотивируют свое решение другими причинами, среди которых хаш, люля-кябаб или серьга в ухе к истине даже близко не стоят. Уезжают, поскольку в светлом будущем страны уже разуверились. Или верят мало. Что делает власть, сцелью не только остановить заказывающих билеты на вылет, но и вернуть уехавших обратно?
-
2024-11-02 09:50
Со дня громкого обмена Андрея Пивоварова (признан в РФ иноагентом), Владимира Кара-Мурзы (признан в РФ иноагентом) и др. российских оппозиционеров на американских сидельцев прошло достаточно времени, однако, признаков активной политической жизни они все еще не показывают. Выступления там и сям, разговоры о том, о сем, но чтоб по существу, с четкой программой, а, главное, конкретными шагами к победе мирового либерализма, с этим очевидная заминка. Что происходит?
-
2024-10-25 09:39
Государственную безопасность Советского Союза защищал КГБ. Защищал, как умел, а умел он много чего – от глобального до вроде бы сущей ерунды, казалось бы, отвлекающей от главного. Но так только казалось.
-
2024-10-19 10:25
Чем государство может и должно помогать оказавшимся в положении пасынков творческим союзам? Таким вопросом задается колумнист Sputnik Армения.