Последние новости

"ВОЛШЕБНИК МАРТИРОС" ЖДЕТ СВОЕГО ИЗДАТЕЛЯ

"Однажды Мартирос посмотрел на то, что творится вокруг, разочаровался в человечестве и решил не разговаривать с ним. А человечеством для Мартироса были его жена, друзья и соседи по дому. Мартирос захотел стать отшельником и в разгар пандемии вируса понять смысл жизни.

 'ВОЛШЕБНИК МАРТИРОС' ЖДЕТ СВОЕГО ИЗДАТЕЛЯПРОСНУВШИСЬ УТРОМ, ОН СКАЗАЛ ЖЕНЕ "Ай кник, я с тобой больше не разговариваю. Теперь я отшельник". "Ты решил не разговаривать, разговаривая?" — ехидно поинтересовалась жена. Такой логический казус не понравился Мартиросу, он нацепил маску на подбородок и ретировался на улицу, чтобы не разговаривать там. "Ара, ай Мартирос, что это ты свой большой нос повесил?" — спросил Оник. "Ахпер, мой нос — это настоящий армянский нос... — обиделся Мартирос. — А твой нос... финтифлюшка". И тут же понял, что снова разговаривает. Тогда Мартирос пошел на работу, чтоб не разговаривать там, но снова не удержался и поговорил о коронавирусе, нехорошем министре здравоохранения, глупом правительстве и о том, что вокруг полно психов. На рынке Мартирос поговорил о растущих ценах, а в маршрутке о том, что Армения вместе с миром куда-то катится, но куда — никто не знает.

И когда вечером Мартирос вернулся домой, он уже понял, что жить среди людей и не говорить с ними невозможно".

Эта миниатюра – одна из авторского цикла "Волшебник Мартирос", созданного журналистом и писателем Арамом ЯВРУМЯНОМ. Названная "Мартирос решает стать отшельником", она явилась очередным литературным резонансом на происходящее вокруг. Уже несколько лет искрящиеся юмором рассказы о Мартиросе веселят широкую публику в фейсбучном пространстве, а их главный герой – простой армянин с длинным носом и таким же именем полюбился почитателям творчества Арама Яврумяна. Сегодня поклонники Мартироса не просто ждут выхода в эфир нового рассказа о приключениях и философских раздумьях любимого героя. В своих комментариях читатели из разных уголков мира передают приветы Мартиросу, подбадривают его, дают советы, предлагают темы для размышлений, зачастую беседуют с ним (а не с его создателем) и беспокоятся за его судьбу.

Так кто же такой этот Волшебник Мартирос, всполошивший фейсбучный мир вокруг Арама Яврумяна? Как рассказал литературный "папа" Мартироса, необычный и в то же время такой знакомый нам персонаж появился на свет 4 года назад.

 'ВОЛШЕБНИК МАРТИРОС' ЖДЕТ СВОЕГО ИЗДАТЕЛЯ"ИДЕЯ С МАРТИРОСОМ РОДИЛАСЬ ЛЕТОМ 2016 г. Дела не шли, ничего не клеилось, ну и общий фон после 4-дневной Апрельской войны был гнетущим, - начал распутывать клубок событий Арам Яврумян. - Я подумал, было бы забавно, если б у Бога был мобильный, можно было бы позвонить ему и спросить: "В чем я провинился и почему все складывается так неудачно? Что творится с человечеством в целом? Я люблю задаваться глобальными вопросами, может, потому, что окончил философский факультет, а может, потому, что глобальными вопросами задаваться легче, чем делать что-то конкретное". Потом в голову пришла другая гениальная мысль: был бы я волшебником, помахал бы волшебной палочкой, и все бы сразу наладилось. А так как идея позвонить Богу может родиться только в голове у олуха, и только олух может верить в волшебников и волшебство в зрелом возрасте, но при этом считать себя олухом я не хотел, то возникла идея создать персонаж и позволить ему быть олухом от души. Так появился Мартирос - ереванский столяр 48 лет, добрый малый с большим армянским носом, которого жена считает олухом и неудачником, но любит, несмотря ни на что. Сам же Мартирос уверен, что не в деньгах счастье. Он смастерил волшебную палочку из абрикосового дерева и пытается стать волшебником, чтобы улучшить мир и людей". 

 'ВОЛШЕБНИК МАРТИРОС' ЖДЕТ СВОЕГО ИЗДАТЕЛЯПоддавшись литературному искушению, Арам Яврумян написал первую историю, затем вторую, третью, начал выкладывать их на своей странице в ФБ и в одночасье стал популярным. У Мартироса сразу появился свой читатель, причем не только армянин. Наделенный типичными для армян чертами характера, образом мышления и поведенческими особенностями, Мартирос стал собирательным образом армян, которых можно встретить везде – в Ростове, Краснодаре, Москве, Киеве, Донецке, Минске, Ташкенте, даже в Буэнос Айресе, Лос Анджелесе и других городах. Поэтому читатели разных национальностей, кому доводилось встречаться с армянами, сразу узнавали в Мартиросе своих знакомых, друзей, сослуживцев, соседей. 

Что же особенного в этом не блещущем образованностью и красотой персонаже, появление которого читатель ждет каждый день? Читая рассказы Арама Яврумяна, проникаешься важными чертами характера его Мартироса, которых так не хватает современным людям. Это простодушие, граничащее с житейской мудростью, способной зачастую уберечь от неверного шага и внешних катастроф. Это недовольство происходящим вокруг и своими же соотечественниками, столь типичное для армян, но не перерастающее у Мартироса в нытье. Он постоянно ищет ответы на вопросы, выход из ситуации и находит его, благодаря своей армянской натуре – доброте, душевному теплу, любви к своему народу и людям вообще, какими разными они ни были.

В коротеньких миниатюрах на полстраницы и меньше Арам Яврумян умудряется создать атмосферу армянского быта, обычаев, нравов, традиций. В рассказах герои играют в нарды, едят толму, пьют тутовую водку, на улице Вардавар, соседи мечтают уехать за границу – "туда, где хорошо", а затем томно ностальгируют по Родине. В цикле "Волшебник Мартирос" есть и другие герои: жена Мартироса, его друзья Петик, Оник – такие же простые, как и он сам, и сосед Профессор, отличающийся от остальных скорее бытовыми замашками и академическими знаниями, чем качествами натуры, присущими всем героям литературного цикла. Герои дискутируют и ругаются, хвастают новыми смартфонами или собственной эрудицией, но всегда приходят к финишной черте под названием "добро" и "человеколюбие".

 'ВОЛШЕБНИК МАРТИРОС' ЖДЕТ СВОЕГО ИЗДАТЕЛЯМИНИАТЮРЫ АРАМА ЯВРУМЯНА ПОЛНЫ ДОБРОГО ЮМОРА, однако автор никогда не доводит его до колкого сарказма. Реагируя новым рассказом на каждое событие – приезд в Армению Ким Кардашьян, форум психологов, коронавирус или страх людей быть чипированными, собирая героев вокруг происходящего, он не дает оценок и не выражает мнений. Рецепт Яврумяна и его Мартироса прост и заключен в нескольких словах – "вера", "надежда", "любовь" и "добро", без которых мир отправится в тартарары. И, конечно же, в неразрывной связи Мартироса с Богом, которому он может звонить всегда, когда его что-то волнует, и от которого услышит если не точный ответ, то дельный совет.

"На сегодняшний день историй про Мартироса, его жену, друзей и соседей больше двухсот, - говорит Арам Яврумян. – 55 из них были изданы в Украине. Среди моих ФБ друзей есть молодая, талантливая киевская художница Алина Скулевич. Ей эти веселые истории с армянским колоритом настолько понравились, что она взялась иллюстрировать их, а потом нашла спонсоров в армянской диаспоре Украины, и в апреле 2019 г. книжка с ее прекрасными иллюстрациями вышла в киевском издательстве Саммит-книга. Я благодарен и спонсорам, и Игорю Степурину, главе издательства, и многим своим друзьям в реале и в ФБ, которые устроили небольшой краудфандинг и чьи фамилии есть в книжке. Но в первую очередь благодарен Алине Скулевич, поскольку без нее этой книги просто бы не было. Я в курсе, сколько усилий и нервов ей пришлось потратить, чтобы проект состоялся. И вот уже 4 года Мартирос живет самостоятельной жизнью, радуя читателей своими похождениями. По крайней мере, я на это надеюсь". 

Так как в бумажную книгу вошли 55 историй, а остальные дописаны потом, Арам Яврумян недавно составил электронный сборник, добавив много новых миниатюр о Мартиросе. "Если кого-то он заинтересует, могут связаться со мной", - добавил автор. Однако хочется надеяться, что сборник заинтересует и ведущих издателей Армении, которые смогут напечатать новую, дополненную книгу о приключениях Мартироса, сделав ее достоянием широкой общественности. Ведь в необычных рассказах о нашем обычном соотечественнике отражен не только армянских колорит, но и современная нам эпоха. А пока предлагаем читателям "ГА" еще пару историй из цикла "Волшебник Мартирос".

 'ВОЛШЕБНИК МАРТИРОС' ЖДЕТ СВОЕГО ИЗДАТЕЛЯМартирос в раю 

Как-то раз Мартирос увидел сон. И во сне этом он попал в рай, причем не один, а с женой. Мартирос огляделся и не заметил ни одного знакомого лица. "Ай кник, наших тут нет", — удивился Мартирос. "Пошли домой, Мартирос, мне надо обед варить", — потянула его за руку жена. Но Мартирос был любознательным человеком. "Ахпер, ты кто?", — спросил он проходящего мимо человека. "Апостол Пётр", — вежливо ответил человек. "А где тут армяне, апостол джан?" — поинтересовался Мартирос. "У вас собственный рай, уважаемый Мартирос", — пожал плечами апостол. "И что мы там делаем? Кайфуем?" — с надеждой спросил Мартирос. "Нет, — вздохнул апостол. — Вы там спорите, каким должен быть настоящий рай".

Мартирос приходит к выводу, что все в жизни — туфта

Однажды Мартирос понял, что всё в жизни — туфта. "Слушай, ай кник, всё в этой жизни — туфта", — грустно сказал Мартирос жене. Жена ничего не ответила, но сделала толму и поставила на стол бутылку тутовой водки. Мартирос поел вкусной толмы, выпил крепкой тутовки и вышел во двор, где дети тут же облили его водой, потому что был Вардавар. Мокрый Мартирос посмотрел на веселящихся детей, на солнце, на беседку, в которой, посмеиваясь над мокрым Мартиросом, перекидывались в нарды Оник и Петик, и вдруг осознал, что не всё в жизни туфта. И улыбнулся...

 'ВОЛШЕБНИК МАРТИРОС' ЖДЕТ СВОЕГО ИЗДАТЕЛЯМартирос в Австралии

Однажды Мартирос разочаровался в армянах. "Ай кник, эти армяне такие хвастливые и завистливые, что даже тошнит. Собирайся, едем в Австралию", — сказал Мартирос жене. "А почему в Австралию?" — полюбопытствовала жена. "Потому что в Австралии кенгуру, женщина. Лучше жить там, где много кенгуру, чем там, где много армян", — объяснил Мартирос. Жена Мартироса вздохнула, собрала чемоданы, и поехали они с Мартиросом в Австралию. На новом месте Мартирос быстро освоился, открыл столярный цех, и стали они с женой жить припеваючи. Но, как-то в баре, он встретил человека с большим носом и грустными глазами. Человек посмотрел на Мартироса так, будто узнал, и спросил: "Ты армянин, ахпер?" Мартирос хотел ответить, что он папуас и никаких армян сроду не знает, но вместо этого почему-то улыбнулся до ушей. "Конечно, армянин, цавд-танем", — сказал Мартирос, встал и по-братски обнял человека.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗАКОН О КИНО: ДОРОГА В ТУПИК
      2020-07-01 09:26
      939

      Союз кинематографистов Армении выступил с заявлением о том, что на рассмотрение Национального собрания пятью депутатами вынесен проект закона "О кинематографии". Однако, согласно заявлению, данный документ не имеет ничего общего с законопроектом о кинематографии, над которым в течение последних двух лет работали представители "Фонда развития кино "Золотой абрикос"", поддержанного Европейским Союзом, Союза кинематографистов Армении, Национального киноцентра Франции CNC, а также международные эксперты.

    • САСНАЛАНДЖ ВМЕСТО СВАЛКИ
      2020-06-30 10:16
      834

      15 июня на территории образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" в Ереване стартовал фестиваль скульптуры под названием "Сасналандж, или Мгери Дур" ("Склон Сасна, или Дверь Мгера"). Фестиваль инициирован и организован директором комплекса Ашотом Блеяном и руководителем действующей при нем Школы скульптуры, известным скульптором Вигеном Аветисом. 

    • «ПЧЕЛКИ» ИЗ ЛОРИ
      2020-06-26 11:30
      2833

      Молодые учителя Грачья Апинян и Ани Мартиросян, преподающие в средней общеобразовательной школе села Благодарное Лорийского марза, задумали основать в соседнем Мехваовите детскую игровую площадку. С этой целью они взялись за раскрутку необычного проекта, в основу которого положили творчество юных жителей села. Как связаны между собой строительство площадки и творчество детей? Что привлекло учителей Благодарного в Мехваовите? Ответы на эти и другие вопросы корреспонденту «Голоса Армении» удалось получить в беседе с Грачьей Апиняном.

    • О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБЛИКЕ И НЕ ТОЛЬКО
      2020-06-24 13:42
      42

      Все чаще ведутся разговоры о том, что нам, армянам, необходимо изменить свой поведенческий облик, за которым стоят тысячелетние традиции, образ мышления и история нашей нации. К отказу от этнических особенностей призывают ярые глашатаи формирования безликого глобалистского общества в лице международных структур и их пасынков в Армении. Вопрос смены армянского поведенческого облика был даже обсужден министром здравоохранения РА Арсеном Торосяном и представителями ВОЗ, что не входит и не должно входить в круг задач, обсуждаемых администраторами от здравоохранения. О том, что представляет собой армянский поведенческий облик и как уберечь его от вызовов современности, мы побеседовали с участником Арцахской войны, общественным деятелем, педагогом и специалистом в области армянских национальных танцев Гагиком ГИНОСЯНОМ.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ