БЛАГОДАРНА ЗА РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Памяти артиста
Природное изящество, интеллигентность, сдержанность в проявлении эмоций и почти осязаемое достоинство - вот что бросалось в глаза при первом же знакомстве со скрипачом Сергеем Азизяном. Он был более известен в Европе, чем у себя на родине. Здесь его знали лишь в узких музыкальных кругах, да еще одноклассники по музыкальной десятилетке имени П.И.Чайковского.
СО ВТОРОГО КУРСА ЕРЕВАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ он перевелся в Ленинградскую консерваторию в класс прославленного скрипача, профессора Александра Фишера. Еще в годы учебы он начал работать в оркестре Ленинградской филармонии под управлением выдающегося дирижера Евгения Мравинского, а затем и других крупнейших дирижеров - Юрия Темирканова и Мариса Янсонса, общение с которыми сыграло значительную роль в его дальнейшей творческой судьбе. В 1993 году Сергей принял участие в конкурсе на место концертмейстера оркестра и выиграл его. С тех пор он с семьей жил и работал в Дании. Через несколько лет получил звание профессора Датской Королевской академии музыки, где у него было много учеников. Одновременно он являлся концертмейстером оркестра Копенгагенской филармонии, нередко выступал с сольными программами в Дании и во многих других странах, исполняя скрипичные произведения Паганини, Баха , Моцарта, Бетховена, Бриттена, Онеггера, Шостаковича, Хачатуряна, Аренского, Бабаджаняна, а также музыку современных авторов.
С чувством глубокой горечи недавно я узнала, что уже почти 2 года как артиста не стало: он ушел из жизни непростительно рано. Но две встречи в Ереване оставили свой неизгладимый след.
Первая встреча произошла после гастролей нашего Национального филармонического оркестра в Японии . Сергей был приглашен потому, что концертмейстер скрипичной группы филармонического оркестра по состоянию здоровья из-за дальнего перелета не могла принять участия в гастролях. Хотя в Дании у Сергея был достаточно плотный график работы, он охотно согласился. Для него было радостно лишний раз приехать на родину . В Ереване он никогда не работал, только в России, Дании и в некоторых других странах .
ПОМНИТСЯ, С КАКИМ ВОСТОРГОМ И ЧУВСТВОМ ГОРДОСТИ он говорил о нашем оркестре. «С первой же секунды почувствовал, что дома и что лучшие этого чувства ничего не может быть, - говорил он в беседе для нашей газеты. – И еще я с радостью осознал: нет оркестра выразительнее нашего, ведь я знаю многие оркестры и в России, и за рубежом. В музыке особенно ярко проявляется талант армян, и это очень приятно. Чувствую по глазам, что вы мне не верите, но это мое убеждение. Конечно, я не сравниваю с лучшими оркестрами мира, с теми, у которых 100-летняя история, традиции, стойкая финансовая база. А в наших условиях очень сложно делать карьеру. Подчеркиваю, что это очень профессиональный, обладающий своим собственным стилем, особым звуком, ансамблевой культурой игры оркестр. Особенно высок уровень струнников. И это не удивительно: они учились у прекрасных педагогов , которые в свою очередь получили образование в Московской консерватории, учились у Ойстраха, Когана, Янкелевича .Это школа до сих пор слышна. Музыкантам оркестра доступна любая музыка , поэтому должен сказать, что потенциал у оркестра потрясающий, что подтвердили и гастроли в Японии.
…Особенно впечатляющими были последние концерты в Токио. Они были сыграны оркестром на все 100 процентов. Я испытал чувство гордости и воочию убедился в том, сколько хорошего сделано у нас не благодаря, а вопреки обстоятельствам , проникся простой и важной мыслью о неисчерпаемых запасах «внутреннего резерва», о громадных душевных и физических силах, таящихся в нашем народе . И что еще меня поразило? Оркестр в любой ситуации ( в условиях долгих переездов ) умеет собраться и выдать отличную музыку … Всю программу Эдуард Топчян дирижировал наизусть. Это мне очень импонировало . Он, по-моему один из тех музыкантов которые от природы обладают всем необходимым для настоящего руководителя оркестра».
Вторая, последняя встреча с Сергеем Азизяном произошла на концерте, в котором он играл Первый скрипичный концерт Н.Паганини с филармоническим оркестром ,за пультом которого в этот вечер стоял южнокорейский дирижер Джонг Викторин Ю.
Игра Сергея запомнилась. Его интерпретация паганиниевского концерта пленила бесценным сочетанием эмоциональности, подлинного мастерства и глубокой проникновенностью в авторский замысел. В записи у Сергея есть исполненный им Второй скрипичный концерт Паганини. Слушая его, поражаешься, как близки артисту интонационный строй, дух партитуры великого композитора и скрипача.
Интересно, что Сергей своим обликом соответствовал Паганини. Яркий, эмоциональный артист в высоком понимании этого слова (не случайно именно его вспомнили одним из первых , когда начались пробы на заглавную роль в фильме о Паганини).
Романтическая приподнятость господствовала в его исполнении, покоряющем высокой культурой, богатством ассоциаций и драматическими контрастами…
…Жизнь Сергея прервалась в самом расцвете творческих сил. Бесконечно жаль …
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-31 10:07
Под самый занавес сезона Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представил на своей сцене громкую премьеру – одноактные балеты "Пробуждение Фавна" на музыку Клода Дебюсси, "Болеро X" Мориса Равеля и "Весна священная" Игоря Стравинского, композитора-новатора, который, как никто в XX веке, умел быть современным вне злободневности, сумевший "не устареть" до глубокой старости. Хореографическое воплощение осуществили истинные личности: "Пробуждение Фавна" и "Болеро X" поставил талантливый израильский исполнитель и хореограф Шахар Биньямини, а "Весну священную" - известный словенский балетмейстер Эдвард Клюг. Инициатор постановок балетов – руководство Национального театра в лице Карена Дургаряна, он же и дирижер спектаклей, одно присутствие которого за пультом оркестра уже гарантирует успех. В спектакле заняты артисты балетной труппы театра.
-
2025-07-26 10:26
Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.
-
2025-07-16 10:37
Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.
-
2025-07-14 10:01
К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.