COVID-19: ЗАЩИТА С УЧЕТОМ ПОСЛЕДСТВИЙ
В интервью "ГА" врач-эпидемиолог Рубен ОГАНИСЯН говорит о проблемах, связанных с пандемией, а также о полезных и опасных мерах предосторожности.
- Г-н Оганисян, сейчас лето, жара, носить маску на улице крайне неприятно, а людям не очень здоровым и пожилым тяжело. Это на самом деле необходимо?
- С новым коронавирусом связано много спорных вопросов. Однако не обязательно быть специалистом, чтобы понять: носить маску в открытом пространстве не только бессмысленно, но и опасно. Заразиться на улице практически невозможно. А маска затрудняет дыхание, ограничивает функциональные возможности дыхательного аппарата, его выделительные функции, что чревато крайне негативными последствиями. Затрудненное дыхание приводит к гипоксии - нехватке кислорода, кроме того, создаются благоприятные условия для активизации микрофлоры, которая так или иначе присутствует в нашем организме. Плюс к этому на улице много других микроорганизмов, которые абсорбируются на маске и эта абсорбированная масса аккумулируется в легких. С наступлением холодов это приведет к вспышке других заболеваний, в частности, бактериальных пневмоний, прибавятся и сезонные вирусные заболевания.
- А те, кто устанавливал правила обязательного ношения масок на улице, вводил штрафы, не знают, что это бессмысленно и чревато негативными последствиями?
- Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, сам не имел случая напрямую выразить свое мнение лицам, принимавшим такое решение. Но из разговоров с коллегами, работающими в госструктурах, понял, что министр не прислушивается к их мнению по этому вопросу. И хотя г-н Торосян утверждает, что постоянно консультируется с компетентными лицами, мне неизвестно, кто те специалисты, мнение которых принимается во внимание.
- А в местах большого скопления людей надо надевать маску?
- Обязательно. Нужно и надевать маску, и соблюдать межличностную дистанцию, но это касается закрытых помещений.
- А как насчет перчаток?
- На мой взгляд, и это совершенно бессмысленно. Во всех случаях, приходя домой, мы обязательно моем руки. Ношение масок и перчаток на улице еще можно было как-то оправдать на начальном этапе распространения заболевания, когда у нас не было достаточной информации об этом коронавирусе, мы еще не знали, с какой инфекцией имеем дело. Но во всех случаях вирусная инфекция распространяется воздушно-капельным путем. Эпидемиология - одна из тех медицинских наук, которые изучают проблему в целом. При принятии любых противоэпидемических мер нужно учитывать весь комплекс вопросов – и эффективность мер защиты, и возможные негативные последствия их использования.
Есть и еще один аспект, которого я хотел бы коснуться. Ношение маски, перчаток создает ощущение защищенности, человек теряет бдительность, многие прикасаются к лицу руками в грязных перчатках, считают, что мыть руки не обязательно. Не говоря уже о том, что, если не ошибаюсь, в Германии, в квартирах людей, заболевших ковидом, брали мазки с разных поверхностей и нигде не было обнаружено живых вирусов, которые могли бы стать источником заражения. Поэтому не стоит поддаваться панике, жить в постоянном страхе заразиться. Стресс угнетает иммунную систему. Мы все видим на улицах пожилых людей, прогуливающихся в масках, которые считают себя защищенными. Но они просто не знают о том, что ношение маски на улице делает их организм более уязвимым и подверженным риску заболевания. А в пожилом возрасте это особенно опасно.
- Есть ли какие-то прогнозы по ковиду? Возможна ли вторая волна эпидемии?
- Скорее всего эпидемия продлится до осени, а возможно и дольше – до зимы, даже весны. Пока мы не располагаем необходимыми данными, чтобы делать обоснованные прогнозы, поскольку популяционных репрезентативных исследований не проводилось. Что касается второй волны, то у нас не было спада заболеваемости, поэтому говорить о второй волне не приходится. Этот вопрос скорее актуален для стран, где удалось приостановить эпидемию. Но в случае второй волны, они, несомненно, снова примут меры, которые уже подтвердили свою эффективность и смогут избежать тяжелых последствий.
- А разве само заболевание сейчас протекает не легче? Ведь сначала всех госпитализировали, сейчас многие лечатся дома…
- Когда ковид только начал распространяться в Армении, случаев заболевания было значительно меньше, поэтому всех больных госпитализировали, независимо от тяжести состояния. Сейчас это делается только в случае особой необходимости. О том, стало ли заболевание протекать легче, знают скорее клиницисты. Но, возможно, тот штамм, который распространен в Армении, со временем станет менее опасным, поскольку вирус, передаваясь от одного человека к другому, теряет силу. Однако нельзя исключить, что из-за рубежа к нам проникнут другие штаммы, которые окажутся еще более опасными.
- Готово ли наше первичное звено – врачи поликлиник к лечению этих больных? Они прошли необходимую подготовку?
- Мне приходилось беседовать с коллегами из первичного звена, и все они говорят, что эпидемия застала их врасплох. Полноценных протоколов пока, к сожалению, нет. Используются какие-то схемы лечения, которые нуждаются в доработке. Врачам приходится полагаться на свой опыт лечения других вирусных заболеваний, врачебную интуицию, советоваться друг с другом. Но, надо признать, что наши медики делают все возможное, чтобы помочь больным. К сожалению, очень многим из них не удалось уберечься от этой инфекции.
- Как вы считаете, можно ли было предупредить в Армении эпидемию такого масштаба?
- Думаю, в плане коронавируса при своевременном и грамотном принятии мер у нас были все возможности оказаться в числе наиболее благополучных стран мира. Когда в Иране и европейских странах только началась эпидемия, нужно было сразу закрыть границу, прекратить сообщение. Если бы мы сделали это вовремя, у нас были бы только единичные случаи. Это подтверждается примером Грузии. В подобных ситуациях время играет решающую роль.
- В интернете появилась информация о случаях бубонной чумы и проказы. Принимаются ли какие-то меры по предупреждению распространения этих заболеваний в Армении?
- Мне о таких случаях не известно. Думаю, в интернете много недостоверной информации. Но сегодня эти заболевания лечатся. Однако, если такие случаи действительно где-то есть, нужно сделать все возможное, чтобы предупредить появление этих заболеваний в Армении. Очень надеюсь, что печальный опыт эпидемии коронавируса научил наших руководителей здравоохранения действовать более оперативно и грамотно. А если нет, то избежать серьезных проблем в будущем вряд ли удастся.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.