Последние новости

РОДОМ С АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ

Вышла в свет очередная книга историка Анжелы ТЕРЯН "Древние письменные источники европейских народов о своей прародине - Армении и армянах". Она издана по рекомендации Института истории НАН РА и Музея истории Еревана.

АВТОР, ССЫЛАЯСЬ НА СВЕДЕНИЯ В ТРУДАХ ГРЕЧЕСКИХ, РИМСКИХ, европейских, арабских и других историков и картографов, обосновывает вывод о том, что Армения - один из древнейших центров мировой цивилизации, а армяне являются коренными жителями Армянского нагорья. Предпринята попытка локализации прародины индоевропейцев на Армянском нагорье и соседних территориях, рассматриваются археологические, этнографические, лингвистические аспекты, связанные с этой версией, а также проблема передвижений этносов в те времена.

С середины XX века ряд ученых-лингвистов выдвигает точку зрения, согласно которой предками народов индоевропейской семьи языков были арийские племена, жившие на Армянском нагорье. В IV-III тысячелетиях до н.э. здесь произошло бурное развитие средств производства, что привело к росту численности населения. Этот фактор подтолкнул этнические передвижения. В результате часть армянских племен распространилась в Иране, Индии, переместилась в Грецию и другие регионы современной Европы, сохранив определенную связь и отдаленные воспоминания о стране предков и священной горе Арарат.

В IX-XV вв., даже в XVIII в письменных источниках европейских народов (английские, немецкие и др.) упоминается, что их предки (бритты, баварцы, баски и др.) пришли из Армении. В этих источниках часто говорится о "храброй и гордой Армении", о горе Арарат и Ноеве ковчеге.

Однако со второй половины XIX века проявилась иная тенденция, обусловленная новой геополитической ситуацией и нежеланием распада больной Османской империи, что привело бы к возрождению армянского государства и усилению России.

На картах и в книгах Армения (Западная Армения) и Армянское нагорье заменяются вымышленными названиями - Анатолия и Курдистан. При попустительстве европейских держав начинается эпоха армянских погромов с ее завершающим этапом в виде Геноцида 1915-1923 гг.

Сегодня в ученом мире отмечается определенный интерес к Армении как колыбели индоевропейских народов. Задача отечественных исследователей - продолжить изучение этой темы, демонстрируя тот значительный вклад, который внес наш народ в мировую цивилизацию.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТРОЕ ИЗ "БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА"
      2017-06-19 15:02
      2204

      У детей фронтовиков - особое отношение к тем, кто воевал в 1941-1945 гг. Не случайно многие из них участвуют в получившей в последние годы широкий размах акции "Бессмертный полк". Участвовала в ней 9 мая и я в Ереване, держа в руках фотографии трех дорогих мне людей, о судьбе которых хочу рассказать к годовщине начала Великой Отечественной войны.

    • ЧЕЛОВЕК, ИЗЛУЧАВШИЙ ИСТИНУ
      2015-06-12 16:22
      1511

      14 июня, в День защиты прав безвинно осужденных, мы больше вспоминаем о тех, кто в 1949 году угодил в Алтайский край. Но репрессии начались много раньше, и я хочу напомнить об одном человеке, который провел в местах не столь отдаленных период с 1942-го по 1956 гг.

    • ИЗ ТЕХ, НА КОМ ДЕРЖИТСЯ СТРАНА
      2014-12-12 14:59
      2196

      Штрихи к портрету этнографа и историка В дни рождения принято хвалить именинников, причем порой это делается с изрядной долей преувеличения. Жизненный путь неутомимого этнографа, фольклориста, историка, архивиста Алвард ГАЗИЯН столь богат событиями и неустанным трудом, что любых, самых превосходных оценок окажется мало...

    • ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ
      2014-11-21 16:57
      2729

      Недавно в издательстве "Гитутюн" НАН РА вышла в свет книга "Самооборона армян Кировабада в 1988-1989 гг. Глазами очевидцев". Составители Гриша Оганезов, Грануш Харатян. В ней представлены малоизвестные специалистам и широкому кругу читателей хроника выселения армянского населения Кировабада и самооборона кировабадских армян в 1988-1989 гг., пытавшихся выжить и защититься от оголтелой, необузданной, истеричной, по своей сути расистской агрессии.Нейтральное слово "беспорядки" в то время в Кировабаде означало надругательства, групповые жестокие избиения, изнасилования, убийства, поджоги, грабежи, натравливание одних на других, героизация вандалов и даже вандализация подростков.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РЕВОЛЮЦИЯ И ТЕРРОР
      2018-09-17 15:02
      1175

      Учитывая происходящие в стране события, а также мнение многих наблюдателей о том, что ситуация в Армении развивается по классическому "революционному" сценарию, редакция сочла нужным опубликовать статью итальянского политика и издателя конца XIX - начала XX века Эррико МАЛАТЕСТА, напечатанную в 1924 году в газете "Американские известия".

    • 17 ПОЭТОВ И АЙРЕНЫ
      2018-09-14 15:00
      1807

      Кем был Саят-Нова? Полиглотом? Моралистом? Ткачом? Изобретателем компактного ткацкого станка с подвижной осью? Певцом с волшебным от природы тенором? Монахом-схимником? Что может успеть человек (речь идет о Петросе Дуряне) за двадцать лет между рождением и смертью, за совсем вроде бы короткий век? Какие три интереснейших момента содержатся в биографии Аветика Исаакяна? Что общего между судьбами Паруйра Севака и Минаса Аветисяна?

    • СЛАВНЫЙ РОД АБАМЕЛЕК
      2018-09-12 16:37
      1168

      Род, о котором пойдет речь, по армянским меркам не столь древний, его представители переселились в Грузию при царе Александре I, то есть о нем должно быть практически все известно. О времени переселения известно из прошения 1894 г. об утверждении герба князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева, в котором написано, что их род происходит "от древних князей Мариобизских Агдзенских, переселившихся из Курдистана в 1421 г.", что подтверждается грамотой царя Ираклия. Родоначальником считается священник тер Шмавон. Но кто он? В роду имелось несколько священников с именем Шмавон или Симеон, а в русифицированном варианте Семен.

    • ВЕНЧАНИЕ НА ГОРЕ СОКРОВИЩ
      2018-09-05 15:41
      1628

      Говорят, в монастырь Гандзасар можно попасть двумя путями: на машине и пешком. В первом случае проезжаешь через село Ванк, а затем не более 10 минут вверх, в гору, что значительно экономит время путешествия. Во втором (для любителей пешего туризма) можно добраться до села Колатак, а оттуда через лес или идти с обратной стороны, от села Вагуас. Длительный пеший ход позволяет насладиться  красотой природы  и по пути напиться воды из минерального источника Тту Джур, увидеть церковь Сурб Акоб и другие достопримечательности, а если идти от Вагуаса, то храм Кармирванк. К сожалению, слегка дождливая погода помешала нам выбрать заманчивый пеший маршрут: пришлось отправиться к "горе сокровищ", как переводится с армянского название "Гандзасар", на машине.