Последние новости

"БУДУЩЕЕ – НЕ ЖДАТЬ, А СОЗДАВАТЬ"

Чтобы сказку сделать былью, ее надо озвучить. Озвучить - чтобы на том пепелище, в которое превратили сегодня нашу общую армянскую душу, снова упали семена разумного, доброго, вечного. Запустив свой новый проект, ереванский Международный театральный фестиваль ARMMONO решил внести в этот процесс свою, пусть скромную, лепту.

"АБСОЛЮТНО ВСЕ МЫ НАХОДИМСЯ В СТРЕССОВОМ состоянии, из которого нужно выходить. И понимать, что жизнь дальше есть, есть – даже с теми последствиями, которые останутся в нашей душе долго не заживающей раной, и нужно смотреть вперед и думать о будущем. О том, что и сегодняшние малыши, и рано повзрослевшие мальчики, которые пошли на фронт и пережили весь этот ужас, и все мы – мы нуждаемся в сказке, в которую, наверное, сегодня верить сложно, но в которую верить надо. Верить для того, чтобы сегодняшние дети, которые через какое-то время будут взрослыми людьми, не потеряли в своей душе чувство доброты, взаимопонимания, веры в прекрасное. Мы сегодня должны не ждать будущего – мы должны создавать это будущее, и от каждого из нас зависит то, каким оно будет", - уверена директор ARMMONO Марианна Мхитарян.

Премьерный запуск нового проекта фестиваля состоялся на днях в клубе "Лофт". Детям – собравшимся в зале маленьким ереванцам и беженцам из Арцаха – рассказывают сказки. Именно рассказывают – без каких бы то ни было вспомогательных театральных средств. В роли Арины Родионовны – не именитые артисты, но театральный художник Виктория Риедо-Ованнисян, несколько лет назад вернувшаяся на родину после долгих лет жизни и работы в Швейцарии и почти сразу застолбившая за собой место в ряду лучших наших сценографов.

"Я всю жизнь очень любила сказки и даже в далеко недетском возрасте всегда их читала, просто для себя. В первый раз этот формат я освоила после землетрясения, когда мы все каждый по-своему хотели помочь тем, кто пережил катастрофу. Было волонтерское движение, и я помню, что ходила в больницу, где лежали дети, которых привезли из зоны бедствия - из Спитака, из Ленинакана. Медики едва успевали справляться со своей работой, и на то, чтобы еще и развлекать-отвлекать этих детей времени у них не было. Я ходила в больницу и рассказывала им сказки. Даже сейчас помню, какие сказки тогда рассказывала – и это было здорово. Потом, переехав в Швейцарию, я тоже это делала – в маленькой галерее, которая взялась за такой проект. А потом меня даже стали приглашать – в каком-нибудь шале, где собирается вся семья - я даже деньги так зарабатывала. В Швейцарии это были, в основном, армянские сказки - миссия была такая - потом перешла на басни Айгекци и Мхитара Гоша. Правда, все это происходило на французском языке. И каждый раз понимала, что это увлекает и всем очень нравится. А сейчас, когда театры закрыты, и неизвестно, когда мы вернемся к нормальной работе, все это снова возродилось. Марианна откликнулась на мою идею. Возможно, дальше появится какая-то театрализованность – музыка, проекция - но пока, как мне кажется, и так очень хорошо. Рассказать сказку -это особая форма, и ее никто не отменял. Причем, сегодня это нужно не только детям, но и взрослым. Тем более, для этого не требуется особой оргработы, капиталовложений и прочего. И главное наше желание - делать это не только для арцахских детей-беженцев, но и для детей в селах Армении, в жизни которых, к сожалению, слишком мало веселого и интересного. Вот в Цахкадзоре есть центр, где живут беженцы – мы приглашаем их и детей из приграничных сел, чтобы они были вместе, чтобы подружились, чтобы с детства привыкали без этой противной демаркации "ереванец", "арцахец", лориец", - говорит Виктория.

В ТОМ, ЧТО ОНА УМЕЕТ ПОТРЯСАЮЩЕ ОРГАНИЗОВАТЬ театральное пространство, мы уже имели возможность убедиться не раз. В том, что она может организовать любое пространство в театр довелось убедиться – под присказку "талантливый человек талантлив во всем". Она строила это пространство по законам сказки и по законам игры. Она ненавязчиво вовлекала всех в этот магический круг. Она рассказывала сказки народов мира – по-армянски и по-русски, чередуя. В ее слове не было актерства, но был разговор, диалог, на который дети откликались более чем "интерактивно" – вместе расставляли акценты, вместе давали оценки, радовались узнаванию и удивляясь открытиям, увлеченные сотворчеством. Если им кто-то и мешал, так это сидящие в зале взрослые, которые вдруг оказались еще более интерактивны… Когда выяснилось, что кто-то из присутствующих изучает в школе французский, поступило предложение рассказать сказку и на этом языке. Аудитория засмущалась – предложение было снято. Возможно, временно. Потому что это ведь заразительно – такой пример крепкого армянского замеса и владения большой культурой, пример свободы творческой и вообще свободы и этот посыл добра как проявления высшей интеллигентности. Словом, пилотная версия нового проекта ARMMONO более чем удалась.

"Мы, к сожалению, все находимся за чертой катарсиса, за той чертой, после которой должен быть возврат. Мы должны вернуться в новый этап, в добрую, созидательную жизнь. И этот проект – маленький, не грандиозный - он должен быть той каплей в огромном океане любви, который сделает возможным возрождение нашей нации как нации сильной и мудрой. Перед нами стоит очень много вопросов, в том числе, и поиск героя нашего времени. Потому что в последнее время героями у нас становились не умные, сильные, знающие, не побоюсь этого слова, интеллигентные и интеллектуальные люди, но совершенные антиподы носителям этих качеств. Сейчас эти сказки, совершенно разнообразные, для маленьких детей и детей бывших, должны возвращать веру в благородство, в мир, в любовь, в то, что добро все-таки должно побеждать. Мы слишком дорогой ценой заплатили за то, чтобы осознать, что "стандартные" пожелания мира, здоровья, благополучия - они не "проходные", они самые настоящие. Пройдя через весь этот ужас и общенациональную катастрофу, мы должны победить, в первую очередь, внутренне – как нация, как народ. Каждый из нас должен, и мы будем делать все от нас зависящее, чтобы это произошло", - говорит Марианна Мхитарян.

Сона МЕЛОЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...