О ДВУХ АРМЯНКАХ ИЗ ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ
Невозможно в нескольких словах представить многовековую историю отношений народов Армении и Индии. Об армяно-индийских связях упоминал еще древнегреческий историк и философ Ксенофонт (ок. 430 - ок. 355 гг. до н.э.).
НАШИ ИСТОРИКИ СООБЩАЛИ, ЧТО АРМЯНЕ ПРИШЛИ В ИНДИЮ в составе войск Александра Македонского в 327 г. до н.э. В средневековье армянские колонии (в основном из джугинских и персидских армян) существовали в Агре, Бангалуре, Бомбее, Дакке, Калькутте, Лахоре, Мадрасе, Сурате, Хайдарабаде и других городах. В них строились церкви, учебные заведения, библиотеки, появлялись кладбища. Некоторые церкви сохранились, хотя и не действуют. Так, в Ченнаи (до 1996 г. Мадрас) вокруг церкви Пресвятой Девы Марии есть могилы представителей знатного рода Шаамира Шаамиряна (1723-1798), автора проекта Конституции Армении 1773 года. Здесь же похоронен основатель первого армянского периодического журнала "Аздарар" ("Вестник") Арутюн Шмавонян (1750-1827).
Армяне оставили яркий след не только в своей истории, но и в истории Индии. Вниманию читателя предлагаются страницы биографии двух армянок. Сведения почерпнуты из трудов доктора юридических наук Рубена АВАКЯНА.
"Венец Дворцов" - символ любви
Всем на свете известен мавзолей Тадж-Махал в г. Агре. В переводе с персидского Тадж-Махал означает "Венец Дворцов".
ЕГО СТРОИЛИ С 1632 ПО 1653 ГГ. 20 ТЫСЯЧ ремесленников и мастеров со всех концов света. Мавзолей был возведен в память о любимой жене Шах-Джахана Мумтаз-Махал. Это имя тоже известно многим, а вот насчет того, что она была дочерью армянского сановника Арджуманяна при могольском дворе наверняка знают не все.
10 мая 1612 года 19-летнюю девушку выдали замуж за внука Акбара Великого и Мариам (к ним мы еще вернемся) принца Хоррама в качестве 3-й жены принца. Взойдя на престол, он в 1628 году взял имя Шах-Джахан. По свидетельствам летописцев, Мумтаз-Махал (это имя ей дал отец Шах-Джахана) затмила красотой всех женщин при дворе, являлась главной и любимой женой падишаха, имевшего 6 жен.
Но вместе с прекрасной внешностью она обладала рассудительным, острым умом, была образована, участвовала во всех важных церемониях в империи Великих Моголов, ее мнение учитывалось при принятии нормативно-правовых актов государственного уровня. Она сопровождала мужа во время военных походов и умерла во время одного из них в 38 лет, при родах. Всего Мумтаз-Махал родила супругу 14 детей, из которых выжили 4 сына и 4 дочери, в том числе последняя дочь Гаухара Бегам.
По свидетельствам летописцев, у смертного ложа Шах-Джахан поседел, объявил после похорон в стране двухлетний траур и взялся за строительство в честь своей возлюбленной жены мавзолея Тадж-Махал. Усыпальницу в Агре (где найдет свой покой и Шах-Джахан) строили среди других и мастера из Армении. Тому подтверждение - многочисленные элементы армянской архитектуры на стенах, включая хачкары.
Вскоре после завершения мавзолея Шах-Джахан был свергнут своим младшим сыном Аурангзебом (будущий Аламгир I), заточен в крепость, где и умер через 8 лет. До последнего часа рядом с отцом находилась последняя дочь Гаухара Бегам. Фанатичный мусульманин Аурангзеб казнил всех своих братьев. Исследователи спорят, по какому пути пошла бы империя Великих Моголов, если бы победил старший сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал, интеллектуал Дара-Шико. Но в истории сослагательного наклонения нет. Аламгир I (1618-1707) отметился ревностным насаждением ислама в Индии, осквернением многих индуистских святилищ, введением налога с немусульман и прочим. Какое счастье, что всего этого не увидел его прадед Акбар I Великий...
Мариам-уз-Замани - "правительница века"
Теперь пора сообщать читателю, что Шах-Джахан был внуком Акбара I Великого и армянки из Персии Мариам-уз-Замани. Историк, визирь Акбара I Великого (переводчик Библии на фарси) Абуль Фазль Аллами пишет, что Мариам была любимой женой падишаха, его вдохновением и королевой. Их сын Селим стал падишахом Джахангиром, а от Джахангира родился Шах-Джахан.
АКБАР I ВЕЛИКИЙ ПРАВИЛ БЕЗ МАЛОГО ПОЛВЕКА (1556-1605 гг.). Он осуществил множество реформ: разделил страну на провинции с отменой наследственных наместников, упорядочил налоги, заменил должность визиря четырьмя министрами, заменил мусульманский календарь на зороастрийский, отменил многие варварские обычаи (самосожжение вдов, ранние браки) и др. Летописцы свидетельствуют, что при реализации реформ Акбар I Великий часто находил свою жену Мариам-уз-Замани в "огненной беседе" с министрами двора падишаха. Кстати, в годы правления падишаха (1562 г.) в Агре построили армянскую церковь, и этот шаг был вовсе не только знаком внимания к любимой жене, но и ступенью в духовном развитии владыки.
Акбар I Великий (поистине) трижды великий вместе с придворными мудрецами пытался создать концепцию новой прогрессивной религии на основе ислама, зороастризма, индуизма, христианства и других религий и верований. Его в середине XVI века не привлекали ни опыт крестоносцев, ни нетерпимость фанатиков-исламистов. Он мечтал сотворить нечто такое, что объединило бы всех. Он говорил: "Лишь та вера истинна, которую одобряет разум... Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указания разума и обрекают себя на вечный позор... Богу надо служить нравственно чистыми делами".
Мавзолей Акбара I Великого отличается от аналогичных гробниц. Гроб с телом помещен в маленькую комнату на третьем этаже, стены которой были покрыты рисунками на христианские темы. Мариам-уз-Замани умерла спустя 17 лет, покоится в построенной еще супругом усыпальнице. Создать концепцию единой новой религии супругам вместе с единомышленниками так и не удалось.
Вместо эпилога
...Мы уже на исходе первой четверти XXI века. Религии по-прежнему разделяют людей, оборачиваясь трагическими последствиями в среде одного и того же народа. Убийственный пример у сербов с делением на православных, католиков и мусульман.
Небольшой экскурс в историю армяно-индийских отношений свидетельствует, что даже в средневековье люди с разными верованиями, обычаями, языками порой понимали друг друга. Может быть, люди все-таки когда-нибудь научатся не причинять боли ближнему и дальнему своему и согласятся с Акбаром I Великим, что "Богу надо служить нравственно чистыми делами".
P.S. Материал с благодарностью посвящается предпринимателю и благотворителю Кириту Велани, родившемуся в Индии, но много сделавшему для армян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".