ДЫМ КАРВАЧАРА, или ЭКСКЛЮЗИВ ОТ СИЛЬВЕРА
У тех, кто постарше, не спрашиваю, помнят ли, потому что они, конечно, читали "Остров сокровищ" Стивенсона. Сегодняшней, не читающей книги молодежи сообщу, что в "Острове" был колоритный одноногий персонаж, пират по имени Сильвер. Мне на днях предложили сняться в его роли. Но с условием, что по сценарию Сильвер будет не одноногим, а одноглазым. Соблазн был велик, и я согласился. Съемки продлились 15 дней.
25 ноября
Похоже, мне удалось заинтриговать читателя, даже того, который до сих пор не понял, что Армения в 2018-м превратилась в остров политических сокровищ для всяких проходимцев (от лозунга "Мой шаг"), которые по чужому сценарию ринулись в поход на власть под черным пиратским флагом и нагло захватили штурвал. А дальше пошло-поехало, не стану всего перечислять, и наступило 25 ноября - первый день моей съемки.
В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МОНТЕ НАШИ ПОКИНУЛИ не сдавшийся врагу Карвачар. Я смотрел кадры с поджигающими свои добротные дома плачущими армянами. Густой дым клубился над крышами. Армяне, генетические строители и созидатели, сжигали свои дома, поменявшись ролями с генетическими разрушителями-османцами. Я продолжал вести хронику дня, смотрел, смотрел на экран, не чувствуя, что дым Карвачара выедает мне глаза. К вечеру почувствовал.
26 и 27 ноября в зрении наметился крутой дискомфорт. У меня до сих пор еще близорукость: оба глаза были минус 3,5. В оптику зашел только 28-го, в пятницу. Проверили, сказали, что левый глаз ослаб и доехал до минус 4,5. А вот правый из-за начинающейся дальнозоркости теперь на точке минус 2,5. С этим бодрым диагнозом я заказал и получил новые очки. Стало несколько лучше. Но знающие люди посоветовали зайти в более серьезную, чем эта хваленая, оптику.
Я зашел в другую, на Комитаса, через 24 часа, 28 ноября, и давний друг семьи, опытнейший специалист в ужасе воскликнула: "Я же тебе пальцы чуть ли не в глаз засунула... Не видишь?
30 ноября, понедельник, да еще...
Верно говорят, что совпадение 30-го с понедельником - дурная примета. А если ты еще и умудрился ("последний осенний листочек") родиться в этот день, то берегись. В Офтальмологическом центре имени С.В. Малаяна кастинг на роль Сильвера продолжился.
МНЕ БЕЗУМНО ПОВЕЗЛО С ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ (ангелом-хранителем) Эрмине Софян и доктором медицинских наук, профессором Арменом Варданяном. Эрмине (я с оставшимся близоруким левым глазом так и не вычислил - в дочки она мне годится или во внучки) заботилась обо мне, как о своей беременной сестре на сносях. Армен Грачикович без колебаний утвердил меня на роль Сильвера с диагнозом "разрыв сетчатки правого глаза". Причем весь правый глаз из-за множественных повреждений превратился в растрепанную мозаику и ничего не видел. Конечно, я нещадно эксплуатировал свое здоровье, зрение, на протяжении многих лет загонял все в себя, но особенно перенервничал с захватом власти "революционерами". Профессор заметил, что столь крутая патология объясняется и стрессами. Так что черный занавес может раздвинуть только операция. Так до меня дошло, что выражение "ослеп от горя", оказывается, вовсе не преувеличение.
8 декабря
В этот день "главный революционер" до 12-ти дня в отставку не ушел.
МЕНЯ ЖЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ уложили в горизонтальное положение. Буду краток. Профессор потом заметил, что "мозаика" оказалась сложнее, чем ожидалось. Полтора часа ангел-хранитель стоял слева, другой ангел - справа, а главный "лазерщик" напряженно "гримировал" глаз Сильверу, после чего отпустил меня домой с пиратской повязкой справа.
На следующее утро Армен Грачикович с удовольствием и (мне показалось) облегчением исследовал деяния своих золотых рук. Эрмине была так рада, будто я произвел на свет двойню, девочку и мальчика. А я на 15-й день почувствовал, что правый черный занавес исчез и Сильвера - ни одноногого, ни одноглазого - из меня не получилось.
Дым Карвачара и пепел Клааса
Честно говоря, я не написал бы ни строчки о своем "кинодебюте", если бы не настоятельная потребность поблагодарить врачей - Армена Грачиковича и Эрмине, и не только их, но и весь медперсонал клиники.
В ЧЬИ БЫ РУКИ МНЕ ЗА ЭТИ ДНИ НИ ДОВЕЛОСЬ ПОПАСТЬ, они были предупредительны, заботливы, действовали профессионально. Это были люди как минимум на своем месте. В отличие от подавляющего большинства наших "светил" во власти, из-за чьего политического идиотизма (если не умысла) загорелись подожженные армянами дома на армянской земле.
Дым Карвачара рассеется, и мы узнаем все, что еще до конца не знаем о прошедшей войне. Но какой бы ни оказалась истина, пепел Клааса будет постоянно стучать в армянское сердце.
Здесь мне опять придется отослать нечитающую молодежь в литературу, теперь в книгу "Легенда об Уленшпигеле" бельгийского писателя Шарля Де Костера. Главный герой Тиль, символ борьбы фламандцев против иноземного порабощения, носит на груди ладанку с пеплом своего отца, сожженного на костре. Этот пепел всю жизнь стучит в его сердце, призывает не сдаваться, и, когда в конце книги Уленшпигель вроде бы умирает и его хоронят, Тиль восстает из могилы живым.
Только не спешите хоронить армян. Не надейтесь. Прикиньте лучше на глаз гробы себе. Пепел Клааса будет стучать в армянское сердце, пока дым Карвачара не рассеется и над Арцахом не взойдет наше солнце.
Эту часть армянской земли отдавать нельзя. Значит, не отдадим. Те, кто не понимает и не принимает права армян в Карабахе на самоопределение, рискуют взорвать весь регион, а в перспективе докатятся до того, что немцам в Германии и французам во Франции придется бороться за право своих наций на самоопределение в своей стране. Не верите? Зря. И на вашу душу найдется какая-нибудь "Минская группа ОБСЕ" и оставит вас один на один с израильскими беспилотниками в родном небе. Продолжайте так же цацкаться с Турцией, млейте от чести, что сам Эрдоган назначил вас своими личными друзьями, и ваш час пробьет.
"Мой Арцах, моя земля, мой Айастан!"
После позорного фиаско с Сильвером мне пришлось покинуть кинематограф, запереться дома и по настоянию врачей приводить в порядок (закапывать ежечасно капли) глаз и не напрягаться. Будем считать, что я беспрекословно выполняю все наказы. И впрямь - на шествия не хожу. Но остальные источники информации работают все в том же "докапельном" режиме.
МАРШИ ДОСТОИНСТВА ПРИБЛИЖАЮТСЯ К ФИНАЛУ. Что там будет потом с экс-премьером, меня мало интересует. Сегодня главное - срочно вытаскивать армян из пропасти, делать то, о чем поется в маршевой песне декабря, где есть слова "Мой Арцах, моя земля, мой Айастан!"
Гарегин Нжде писал: "Никогда - без Сюника и Арцаха! Без этого мощного географического позвоночника наша целостная Родина существовать не может". Турки это давно усвоили, а вот до всех армян сей афоризм пока еще не дошел. Хотите прозреть ценой чаепития с соседями в "Эриване"?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".