Последние новости

"ОБОРОНА БЕЗ КОНТРНАСТУПЛЕНИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ОЗНАЧАЕТ ПОРАЖЕНИЕ"

Известный политолог, директор "Института Кавказа" Александр ИСКАНДАРЯН в беседе с корр. "ГА" рассказывает о причинах, приведших к последней войне в Арцахе в частности, и почему прямое участие Турции в ней стало неожиданным для части политологов, о революции в военной сфере и военных просчетах армянской стороны.

- Начиная с 27 сентября было для вас неожиданным, а что – нет?

- Я ожидал эскалацию, и уже в сентябре было понятно, что она случится довольно скоро. Собственно Алиев говорил об этом открытым текстом. Хотя об этом он говорил всегда, но были и новые индикаторы – такие, например, как изымание у населения пикапов, совместные учения с Турцией, после которых F-16 остались на территории Азербайджана. Правда, по большому счету, турецкое военное присутствие проявилось в Азербайджане уже давно. Таким образом, крупная эскалация ожидалась – крупнее, чем в апреле 2016 года, но войну такого размаха, честно признаюсь, не ожидал. Я много думал об этом и теперь понимаю причину этой неожиданности. Несмотря на то, что она сугубо специальная, я скажу.

Дело касается профессионального разделения среди людей, занимающихся политической наукой. Так сложилось, что специалисты, занимающиеся постсоветским пространством, не занимаются Ближним Востоком и Турцией и наоборот. Я отношусь к первым и ситуацию на территории бывшей СССР неплохо представляю. Но происходящее на Ближнем Востоке представляю больше как потребитель информации, а не как политолог. В то же время тюркологи говорили о том, что Турция собирается вовлечься в карабахский конфликт на новом – более широком уровне.

- Вы больше ожидали очередного “выпуска пара” Азербайджаном?

- Не обязательно. Это могла бы быть попытка захвата какой-то территории. И речь идет не о 20 км в ту или иную сторону, а о военных целях.

- Почему эта война стала возможной? Все сейчас говорят о пандемии, выборах в США, “отказе” Армении от России. У вас другой взгляд? И все ли уже понятно в этой связи?

- Нет, конечно, вопросы остаются... Скажем, не совсем ясна сама картина прошедшей войны. Мы еще не знаем, что собой представляли оборонительные сооружения, каково истинное количество уничтоженной армянской техники. Те цифры, которые называют азербайджанцы, смехотворны: столько у армян просто не было, и значительная часть этих единиц – просто муляжи.

- А если рассматривать глобально?

- Глобально - понятно. И тут я не скажу ничего нового. Во-первых, у сторон были принципиально разные финансовые потенциалы. Азербайджан готовился к этой войне более 20 лет. Примерно с конца 90-х, когда подпрыгнули цены на нефть и были заключены соответствующие договора. С тех пор Азербайджан начал тратить серьезные деньги на вооружение и подготовку армии. И это не просто покупка “железа”. Достаточно посмотреть глазами сколько-нибудь квалифицированного эксперта на биографии тех людей, которые командовали операцией с азербайджанской стороны. Причем, речь не о тех, кто командовал в закрытом режиме, а я убежден, что азербайджанский генштаб был практически отстранен от командования операцией в Арцахе и этим напрямую занимались турки. Есть сведения, что до 150 турецких военных высокого уровня находились там и планировали операцию.

- Скорее всего те же военные, что делали это и в Идлибе?

- Даже не скорее всего, а по сути это была калька с идлибской операции. Они обкатывали эту технологию в Сирии, отчасти в Ливии и теперь использовали здесь. Но даже если мы на минутку забудем о турках, можно увидеть, что практически все азербайджанские офицеры обучались в Турции. Это совсем другая школа. То есть шла активная подготовка военных кадров. Кроме того - подготовка планов по закупке вооружений. Только израильских ракет LORA было закуплено на сумму порядка 5 млрд. долларов. А турецкие "Байрактары", судя по всему, предоставлялись бесплатно или очень дешево. И во время самой войны в Азербайджан поступало просто огромное количество вооружений.

Итак, это первое – разность потенциалов. Второе – разность людских потенциалов. Судя по всему, соотношение людских сил было 1 к 3 в пользу азербайджанской стороны.

Третье - разность дорожной сети. С азербайджанской стороны - с десяток дорог хорошего качества, в том числе железная дорога, поэтому перебрасывать войска им было чрезвычайно легко и удобно. С армянской стороны по-серьезному была одна дорога – через Лачин.

Серьезнейший и важнейший элемент случившегося – Турция. Если бы она не участвовала в этой войне напрямую, то все могло закончиться по-другому. Турецкий фактор сыграл определяющую роль. Все-таки надо понимать, что мы имели дело со второй по величине армией НАТО. С очень серьезной и хорошо обкатанной армией - армией страны, которая воюет все время.

Теперь о некоторых военно-политических просчетах, которые были совершены армянской стороной и сделали войну возможной. У нас стало общим место говорить, что были проблемы с воздухом. То есть у нас не было соответствующего количества вооружений, необходимых для нивелирования нападения с воздуха. Не будем даже говорить о причинах этого. Главное - разведка Азербайджана работала, и они понимали что у армян есть и чего нет.

Дело в том, что в военном деле (об этом военные специалисты пишут не так давно, но уже несколько лет) прямо сейчас, на наших глазах происходит революция. Эта революция схожа с теми временами, когда появились так называемые “пороховые империи” и тяжелая артиллерия стала с легкостью разрушать крепости. В результате вся система обороны, которая строилась тысячелетиями начиная с Древнего Египта, оказалась ненужной.

В нашем случае речь идет о резком удешевлении носителей для высокоточного оружия в воздухе. До недавнего времени носителями высокоточного оружия в воздухе были военные самолеты и такие штуки, как "сушки", "F-16" стоят сумасшедших денег. Кроме того, они пилотируемы, и в той же Турции пилотов, способных летать на "F-16" всего несколько десятков, а в Азербайджане вообще ни одного. Потеря каждого такого пилота - очень серьезная потеря для армии, ведь для его подготовки нужно около 10 лет. И в таких условиях вдруг появляются чрезвычайно дешевые носители – причем не пилотируемые, летающие медленно, но низко, могущие координировать стрельбу и делающие войны совершенно другими.

- Термин "война 5-го поколения" уже общепризнан?

- Он употребляется все чаще и чаше. О чем идет речь? У тебя даже если не просто пехота, а танк выйдет из укрытия, то сидящие в нем прекрасно понимают, что их уже через 4-5 минут просто "поджарят". И мир военных специалистов еще не знает, как с этим справляться. Никто и нигде.

- Даже в самых развитых странах?

- Даже в самых развитых, и эта ситуация довольно опасна…

- Получается, что атакующая сторона имеет преимущество, если у нее есть такое оружие?

- Только обороняющаяся сторона почти никогда не выстаивает. Сейчас некоторые говорят, что в Карабахе надо было соорудить линии обороны от Горадиза до армянской границы и превратить это все в какую-ту военную зону-крепость. Но во-первых, люди не понимают во сколько бы это обошлось, а во-вторых все эти линии бессмысленны без наполнения их постоянно обновляющимся и достаточно квалифицированными кадрами – артиллеристами и т.д. вплоть до метеорологов. И третье - самое главное – о том, о чем знает каждый, кто прилично учился в школе. Все эти известные линии обороны в истории – от линии Мажино до линии Маннергейма были вскрыты. Ту же Великую китайскую стену преодолевали многократно. А все потому, что только оборона без контрнаступления чаще всего означает поражение. Это разговор о военной стратегии.

- Резюмируя, можно сказать, что наши военные не были готовы к этой войне?

- Вопрос, что называется, интересный. Мне не хотелось бы превращать это в какой-то вселенский плач… Ведь на самом деле азербайджанцы воевали довольно неэффективно. При тех средствах и возможностях, которые у них были, при практически полном господстве в воздухе они должны были выиграть эту войну за 7-8 дней. А война, как известно, длилась 44 дня…

Что касается соотношения потерь. Даже если поверить в те смехотворные цифры, которые предъявили азербайджанцы в качестве своих потерь, отмечу что и это много для имевшей такое подавляющее преимущество стороны. На самом деле борьба была чрезвычайно серьезной: ни на севере, ни в центре они практически не смогли продвинуться.

И тем не менее, при такой разнице потенциалов, при тех ошибках, которые были совершены армянской стороной, при том, что судя по всему, была надежда на политические форматы – пусть не урегулирования конфликта, но недопущения войны (правда, не очень понятно на чем основывающиеся)… это все сработало на тот сценарий, который в итоге получился.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Вадим ТИТОВ: "АТОМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИРОДА ХОРОШО ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА"
      2022-10-01 10:07

      О рыбной ловле, Севане и вариантах будущего армянской атомной энергетики С Вадимом Титовым, президентом отраслевого комплекса "Русатом-международная сеть" госкорпорации "Росатом" мы встретились во время международного турнира по рыбной ловле, прошедшего 7-8 сентября в той части акватории Финского залива, которая примыкает к Ленинградской атомной станции (ЛАЭС). Г-н Титов любезно ответил на вопросы корр. "ГА" как о турнире, так и о некоторых аспектах российско-армянского сотрудничества в сфере атомной энергетики, а также перспективах проведения аналогичного турнира в Армении.

    • "АТОМНАЯ" РЫБАЛКА
      2022-09-22 08:37

      В сегодняшнем пересыщенном информацией мире пиар имеет большое значение. А хорошие идеи в этой сфере, способные обратить на себя серьезное внимание, ценятся особо. Вот и инициатива «Росатома» по проведению международного турнира по рыбной ловле близ крупнейшей в России атомной электростанции – Ленинградской (ЛАЭС), можно смело ставить в этот ряд. Во всяком случае, прошедший 7-8 сентября турнир собрал рыбаков из 10 стран мира, в том числе и из Армении, и привлек к себе внимание благодаря необычному симбиозу атомной энергетики и спортивного рыболовства.

    • ДОЛГАЯ ДОРОГА АРМЯНСКОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
      2022-07-22 14:55

      Корреспондент "ГА" в конце прошлой недели побывал на юге Армении – в городе Каджаран и на крупнейшем горнорудном предприятии страны – Зангезурском медно-молибденовом комбинате, который чуть менее года назад вошел в состав группы компаний GeoProMining (GPM).

    • ПОЧТИ РОДНАЯ КОЛЬСКАЯ АЭС
      2021-09-23 12:22

      Группа армянских журналистов и экспертов в области атомной энергетики побывала недавно на первой в Заполярье атомной электростанции.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ