"НОКТЮРН" КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ
Концерт к 100-летию выдающегося армянского композитора Арно БАБАДЖАНЯНА в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна Еревана прошел при полном аншлаге.
"СОЛД-АУТ" БЫЛ ОБЕСПЕЧЕН ЗА ПАРУ ДНЕЙ ДО МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА. Тому "виной" как его богатая программа, включавшая симфонические, камерные, эстрадные сочинения композитора, желание ереванских меломанов послушать музыку Бабаджаняна, так и участие ведущих оперных певцов Армении и России - Сирануш Гаспарян, Геворга Акопяна, Ильи Кузьмина, а также именитого российского пианиста Александра Гиндина.
Юбилейная ретроспектива творчества Арно Бабаджаняна была устроена московской общественной организацией "Диалог" во главе с Александром Гиндиным и международным проектом "Музыканты за мир" совместно с Государственным симфоническим оркестром Армении под руководством дирижера Сергея Смбатяна. Инициативу поддержало Министерство образования, науки, культуры и спорта РА. Вечер вел дирижер Сергей Смбатян, отметивший, что одна из важнейших миссий возглавляемого им оркестра - представление армянского композиторского искусства не только в Армении, но и за рубежом. По словам С.Смбатяна, год полон юбилеев и первый в их череде концерт симфонический оркестр посвятил Арно Бабаджаняну и его бессмертной музыке.
"Творчество Арно Арутюновича продолжает объединять разные поколения и вдохновлять на новые подвиги, - сказал в приветственной речи президент ОО "Диалог" Юрий Навоян. - Искусство Арно Бабаджаняна было и остается частью общего культурного наследия армянского и русского народов, музыкальным достижением двух дружественных стран. В этом смысле сегодняшний вечер является символическим".
ВЕЧЕР ОТКРЫЛСЯ ОДНИМ ИЗ МОЩНЫХ КЛАССИЧЕСКИХ произведений Арно Бабаджаняна - "Героической балладой" для фортепиано с оркестром, в котором солировал известный пианист и педагог Александр Гиндин. Наше интервью состоялось накануне концерта.
- Г-н Гиндин, как вы оказались в этой программе?
- Фигура Арно Бабаджаняна, а через него и образ Армении постоянно присутствуют в моей жизни - благодаря друзьям, их друзьям, моей первой учительнице, которая была московской армянкой. Я много лет общаюсь и дружу с племянницей Арно Арутюновича в Москве, поэтому Бабаджанян, его музыка и Армения всегда рядом. Это как бы одна причина моего участия в сегодняшнем концерте. Вторая в том, что в качестве художественного руководителя проекта "Музыканты за мир" я приезжал в Армению в 2016 году и провел с коллегами большой концерт-акцию к 100-летию Геноцида армян. В этом году обе темы как бы срослись, мне показалось, что музыкально-творческая и человечески-политическая части очень хорошо сочетаются, складываются в важное единое целое. И мы в содружестве с "Диалогом" решились на юбилейный концерт, посвященный творчеству Арно Бабаджаняна. В качестве заглавия концерта решили выбрать название одного из величественных бабаджаняновских произведений - "Героической баллады" для фортепиано с оркестром.
- Как составлялась программа концерта?
- Для меня как музыканта была важна творческая часть юбилейного вечера, которая подбиралась с особым чувством. Хотелось, чтобы в программе Арно Бабаджанян был представлен полностью, ведь как творец, он выступает в музыкальном искусстве в трех лицах. Все знают его как эстрадного композитора-песенника, автора более 600 песен, и в этом плане он был востребован в советском обществе, по праву считался мегазвездой. Но не все знают его как академического композитора. Несмотря на то что академическое творчество Бабаджаняна не столь велико, как эстрадное, эта часть его наследия не менее важна. Вспоминается история, когда в 1976 г. Арно Арутюнович представил в Дилижане, в Доме отдыха Союза композиторов Армении, свой квартет памяти Шостаковичу. Присутствовали Тихон Хренников, Михаил Зив, Арам Хачатурян. Когда обсуждалось новое сочинение Бабаджаняна, Хачатурян воскликнул: "Я был бы счастлив, если б на мою смерть написали такое произведение! Дорогой Арно, ты сделал в камерной музыке то, что я не успел". И это правда: камерная музыка Бабаджаняна, его скрипичная соната, фортепианное трио, виолончельный концерт, фортепианные пьесы - это поистине жемчужины музыки ХХ века. И мне важно было показать, что за композитором-песенником скрывается такая глыба.
- Какова же третья ипостась Бабаджаняна?
- Пианист. В этом качестве он также блистал. Он окончил Московскую консерваторию у Константина Игумнова, кстати, моего музыкального прадедушки: Игумнов был профессором Оборина, Оборин - Воскресенского, а тот - моим. Эмиль Гилельс любил говорить пианистам: "Наше счастье, что Арно забросил рояль, если бы он продолжил, нам было бы очень тесно". Существуют записи Бабаджаняна как исполнителя собственных произведений. В 1990-х гг. в Москве был реализован проект: собирались высказывания разных людей о нем - и тех, кто его знал, и кто нет. Изучая эту историю, я напоролся на передачу с участием Андрея Эшпая, который говорил, что в ХХ веке было два выдающихся пианиста - лучших исполнителей собственных сочинений: Рахманинов и Бабаджанян. И с этим мнением трудно не согласиться. Вообще близость, пиетет Арно Бабаджаняна к Рахманинову красной нитью проходит через все его творчество, его песни. Как говорил сам Бабаджанян, песня должна нести музыкальное послание, музыкальный мессидж, слова тут на втором плане. Ведь если главенствуют слова, а там что-то играют, это никому не интересно. В этом песни Арно Арутюновича сродни романсам Рахманинова: в них очень хорошие слова, но, если их убрать, они останутся прекрасными музыкальными произведениями. Даже если в них не будет ни одной поэтической строчки, как минимум половина их особенно не пострадает, потому что в них очень мощный музыкальный мессидж. И я думаю, что Бабаджанян перенял у Рахманинова эту композиторскую способность. Исходя из этого мы старались составить программу, которая показала бы талант и творчество Арно Бабаджаняна целиком.
- Какие произведения прозвучат со сцены на юбилейном концерте?
- Немного симфонической музыки композитора, вокальные сочинения для сопрано со струнным оркестром, "Героическая баллада", кстати, очень важная для меня. Это один из сложных фортепианных концертов, которые мне доводилось играть. При этом не перегруженный, удобный, написанный хорошим пианистом, который максимально использует возможности своего инструмента. Второе отделение посвящено песням: часть в вокальном исполнении, некоторые играю я. В конце программы - "Ноктюрн", знаковое сочинение Бабаджаняна, которое знает каждый. "Ноктюрн" с профилем Бабаджаняна в подсознании складывается как некая квинтэссенция.
- Думаю, вы не впервые исполняете произведения Бабаджаняна?
- В Твери в октябре с дружественным мне камерным оркестром "Российская камерата" я уже исполнял "Героическую балладу". Играл за годы творчества также пару пьес из его "Шести картин": до последней руки не дошли - сложное произведение, но, думаю, однажды возьму и его.
- Вы впервые выступаете с Государственным симфоническим оркестром Армении?
- С этим коллективом я познакомился летом на организованном им фестивале Music-20, но тогда мы играли без публики. Прошли чисто трансляционные концерты из-за ситуации с Covid, но сам фестиваль был мастерски проведен. Тогда оркестром руководил не Сергей Смбатян: с ним я впервые выйду на сцену. А вот с оркестром уже знаком. Мне судьба улыбнулась: это прекрасный коллектив, молодой, с хорошей реакцией, приятной атмосферой внутри, легкий, цепкий, энергичный, хорошо играющий. Что касается Армении, я здесь не впервые: приехал в 2003 г., а затем стал достаточно частым гостем. И каждый приезд в Ереван для меня праздничная история, огромное удовольствие, прекрасное и здоровое общение с людьми, публикой. И сегодня я в предвкушении.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…